Методы управления запасами (АВС-анализ)
В экономике широко известно и применяемо правило Парето (20/80), согласно которому 20% исследуемых объектов дают 80% результата.
Современные логистические концепции используют АВС-анализ для нормирования и управления запасами. Суть метода состоит в том, чтобы из всех товарно-материальных ценностей выделить наиболее ценные или значимые и именно на них сосредоточить основное внимание. Как правило, ассортимент и количество таких ТМЦ относительно невелик, однако их стоимость значительна. Изучаемые объекты делят на три классификационные группы А, В и С на основе их годовой стоимости в денежных единицах (см. табл.).
Класс | Количество наименований единиц запаса | Доля в общей стоимости запасов |
А | 10-15% | 70-80% |
В | 20-30% | 15-25% |
С | 55-65% | 5% |
Запасы группы А должны подвергаться более тщательному физическому контролю складирования, размещаться в наиболее надежных местах, подвергаться более частым проверкам, более тщательное прогнозирование потребности для группы. Таким образом, ABC-анализ, предопределяет точное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и тщательный учет сохранности.
Системы управления запасами
Для обеспечения потребителя материальными ресурсами в необходимом количестве и в необходимое время решаются следующие основные задачи:
- выбор системы поставок запасов;
- определение размеров всех видов запасов;
- определение интервалов времени пополнения запасов;
- учет запасов.
На практике применяются две основные системы поставок запасов – система поставок с фиксированным размером заказа и система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами.
Система поставок с фиксированным размером заказа. Графическая иллюстрация системы поставок с фиксированным размером заказа приведена на рис.
Критерием оптимальности явлется минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает два фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:
1) затраты, связанные с хранением (аренда, заработная плата персонала, потери от естественной убыли и т. д.); 2) затраты, связанные оформлением и получением заказа с фиксированным размером запаса.
Оптимизацию данных затрат позволяет сделать формула Уилсона – модель экономичного размера заказа (Economic Order Quantity — EOQ):
,
где EOQ – оптимальный размер заказа; D – потребность в запасе; S – операционные издержки по заказу; Н – стоимость хранения запаса в течение периода.
Также вычисляется временной период, когда следует возобновлять рассчитанное оптимальное количество ROP (reorder point):
,
где L – число дней до получения заказа.
Пример. Пусть ежегодный спрос D = 900 изделий, стоимость доставки изделий 45 руб. на изделие, расходы на содержание изделий на складе (в % к стоимости изделия) 25%, расходы на оформление заказа составили S = 50 руб. на заказ, время на поставку L = 10 дней. Оптимальная партия поставок
изделий.
Период повторного заказа: дней.
Система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами. В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется необходимый размер следующей партии поставок. Размер заказываемой партии товара (G) рассчитывается как разность между необходимым количеством запасов (Зн) и фактическими остатками с учетом времени на выполнение заказа и текущего потребления запасов (Зф):
G = Зн – Зф.
Расчет интервала времени между поставками (Т) определяется следующим образом:
.
Микрологистические системы
Закупочная логистика
Функции логистики в области снабжения следующие:
- определение потребностей предприятия в материально-технических ресурсах;
- установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками;
- организация закупок и завоза материально-технических ресурсов;
- организация хранения материалов и подготовка их к производственному потреблению;
- управление производственными запасами на складах предприятия;
- разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;
- контроль за кредиторской задолженностью поставщиков;
- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Существует ряд перспективных методов снабжения:
1) открытые заказы – техника поставок, при которой заказ в процессе выполнения может быть скорректирован. Выполняемый заказ является контрактом на закупку определенного количества товаров, но без права их отгрузки до получения соответствующего требования от заказчика;
2) закупки без счетов-фактур – один постоянный поставщик снабжает заказчика всеми материалами, необходимыми для производства конкретного продукта. Оплата закупок осуществляется на основе простого расчета количества материалов, используемых заказчиком при производстве продукции за отчетный период;
3) закупки без запасов – запасы для потребителя поддерживает поставщик;
4) закупки по стандарту – техника поставок, при которой их содержание и порядок осуществления регламентируются стандартами. Экономическая целесообразность достигается за счет формализации процедур и сокращения параметров поставок.
Производственная логистика
Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент представляет собой ключевую логистическую функцию. Его задачей является управление материальными потоками на стадиях переработки предметов труда в готовую продукцию. При этом решаются задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т.п. Выделяют следующие функции логистики в области производства:
- планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;
- разработка планов-графиков производственных заданий подразделениям предприятия;
- разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
- установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
- оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
- контроль за количеством и качеством готовой продукции;
- контроль за себестоимостью производства готовой продукции.
Для решения логистических задач необходима организация производства в соответствии со следующими принципами:
- ритмичности, согласованной работы всех производственных структур;
- непрерывности технологических процессов;
- организации работ с минимальной трудоемкостью;
- обеспечения гибкости производственных структур;
- обеспечения плановости.
Основными современными методами решения этих задач являются:
1) упорядочение движения предметов труда в производстве. Без надлежащей организации движения предметов труда по технологическим маршрутам невозможно планирование времени окончания работ. Напротив, если известны направления движения ресурсов и его средняя скорость, то можно установить время выполнения заказа. Упорядоченное движение изделий в производстве достигается путем стандартизации и унификации технологических маршрутных карт прохождения предметов труда;
2) синхронизация производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму потерь рабочего времени и простоев оборудования, а также к резкому уменьшению незавершенного производства вследствие сокращения сроков межоперационного и межцехового пролеживания запасов.
Логистика распределения
Сбытовая логистика, или логистика распределения, – неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения – складирование, транспортировку, продажи. В целостной стратегии сбыта продукции (работ, услуг) фирмы можно выделить две основополагающие стороны. Во-первых, это изучение потребностей рынка, чем собственно занимается маркетинг, и, во-вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети.
Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время. Выделяют следующие функции логистики в области сбыта:
- стратегическое, текущее и оперативное планирование сбыта;
- выбор каналов товародвижения готовой продукции;
- нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;
- разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения;
- организация работы собственной товаропроводящей сети;
- заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением;
- участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции;
- разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением.
Решение задачи организации каналов распределения играет главную роль. Канал распределения – путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю.
При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о числе уровней канала и конкретном составе его участников. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: а) от чьего имени работает посредник; б) за чей счет посредник ведет свои операции (см. табл.).
Классификация посредников
Тип посредника | Признак классификации |
Дилер | От своего имени и за свой счет |
Дистрибьютор | От чужого имени и за свой счет |
Комиссионер | От своего имени и за чужой счет |
Агент, брокер | От чужого имени и за чужой счет |
1) Дилеры – оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителем на условиях франшизы (предприятие, созданное на основе франчайзинга), именуются авторизованными.
2) Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.
3) Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели продукции лежит на комитенте. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по своей вине. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.
4) Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала). Агент заключает сделки от имени, по поручению и за счет принципала. За свои услуги агенты получают вознаграждение по тарифам или в виде процентов от суммы проведенной операции.
5) Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов друг с другом. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются продукцией, как комиссионеры или агенты. Брокеры выполняют лишь отдельные поручения. Их доходы формируются как определенный процент от сделки или фиксированная стоимость выполненной операции.
Складирование
Склад – место хранения запасов. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести:
- преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;
- хранение, выравнивание временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением;
- объединение небольших партий грузов до полной загрузки транспортных средств;
- предоставление дополнительных услуг (подготовка товаров для продажи – фасовка, распаковка и т.д.; входной контроль; транспортно-экспедиторские услуги и т.п.).
Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства. К ним относятся: 1) выбор между собственным складом и складом общего пользования; 2) определение числа складов и размещение складской сети; 3) определение размера и месторасположения склада; 4) выбор системы и организация процесса складирования.
Транспортная логистика
Для идеальной работы всех звеньев логистической системы необходимо организовать действенную систему физического перемещения ТМЦ от поставщика к потребителю. Стратегия развития транспортных систем должна базироваться на следующих принципах:
1) гибкость – транспортные организации должны гарантировать круглосуточную доставку грузов различными партиями в различные районы;
2) интегрированность – взаимосвязь с другими транспортными фирмами для осуществления смешанных перевозок (воздушные – морские – железнодорожные – автомобильные);
3) оказание дополнительных услуг – экспедирование грузов, охрана, временное складирование и т. д.
Информационное обеспечение
Формирование интегрированной информационной системы снабжения, производства и сбыта фирмы – сложный, многоплановый процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное управление физическими процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической цепи в целом.