Организационно-экономические формы предприятий
1. Консорциумы
Временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общих целей. Предприятия, входящие в консорциум сохраняют свою юридическую самостоятельность.
2. Ассоциации
Договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация.
Цель – защита общих экономических интересов, повышение эффективности производства, обмена и потребления, распределения (фермерские хозяйства, ассоциации арендаторов и так далее).
3. Картели
Договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления коммерческой деятельности.
- Квотовый картель
Выделяет каждому члену картеля определенную долю (квоту) производства продукции, которая не может быть превышена.
- Региональный картель
Соглашение между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
- Картель специализации
Каждый его участник обязан производить только один определенный продукт или тип продуктов, таким образом, каждый продавец получает монопольное положение на рынке определенной продукции.
- Экспортный картель
Соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.
- Картель структурных кризисов
Соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном конъектурой рынка, сокращении рынка.
4. Синдикат
Разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый сбытовой орган или сеть одного из участников объединения.
5. Корпорация
Договорное объединение, созданное на основе производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного управления деятельности каждого из участников.
6. Концерны
Уставные объединения предприятий (промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и так далее) на основе полной финансовой зависимости от одного руководящего органа. Объединяются предприятия как одной, так и различных отраслей.
7. Холдинги
АО, само непосредственно не занимающееся производственной деятельностью, а использующее свои финансовые средства для приобретения фирм с целью контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал.
8. Тресты
Монополистические объединения предприятий, в которых они полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.
9. Финансово-промышленные группы (ФПГ)
Объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей, при формировании которого главная задача – объединение банковского капитала и производственного потенциала.
ФПГ обычно возглавляют один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий и координируют все сферы и деятельности, при этом основным доходом деятельности банков должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не проценты на кредит.
Франчайзинг
Франчайзинг – система взаимовыгодных партнерских отношений крупного и мелкого предпринимательства, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства. Это самостоятельная форма договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица.
Взаимодействие крупного (корпорации, фирмы и т.п.) и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма – франчайзи обязуется предоставить компании – франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.
Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше.
Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера – крупной фирмы.
Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.
Недостатки: необходимость учета интересов партнера – крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов может ограничить в действиях держателя лицензии.
Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) выделяет следующие факторы, которые, по мнению экспертов этой влиятельной организации, создают предпосылки для стремительного роста франшизных систем в начале нового столетия.
1. Выравнивание темпов роста объемов продаж во франшизных сетях традиционных направлений, таких, как быстрое питание, минимаркеты, отели, мотели, аренда автомобилей.
2. Продолжение быстрого роста и агрессивной экспансии сектора услуг в национальных экономиках и мировой экономике в целом.
3. Активные процессы слияний и поглощений, при которых небольшие сети объединяются друг с другом, но в конечном счете поглощаются гигантами бизнеса.
4. Усиление тенденции присоединения независимых малых предпринимателей к франшизным сетям.
5. Глобализация. Франшизные компании, преимущественно американские, в конце XX в. начали активно выходить на мировые рынки.
6. Формирование зрелых концепций и систем управления.