Глава 1. характеристика нематериальных активов
Понятие и признаки нематериальных активов
В состав хозяйственных средств предприятия кроме материальных активов, входят и нематериальные активы.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественного содержания, но приносящие доход и соответственно имеющих стоимостную оценку.
Нематериальные активы входят в состав необоротных активов предприятия.
К НМА относятся активы, которые соответствуют следующим критериям:
1. отсутствие материально-вещественной структуры;
2. возможность отличия от другого имущества;
3. возможность использования в производстве, оказании услуг, выполнении работ;
4. использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);
5. организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;
6. способность приносить доход в будущем;
7. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).[1]
Поскольку нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, то важным критерием отнесения того или иного объекта к категории НМА является также его отчуждаемость. Под отчуждаемостью понимается возможность передачи его третьему лицу.
К НМА нельзя отнести интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам.[2]
Создание НМА можно подразделить на два этапа: исследования и разработки.
Исследование – это плановые работы, которые направлены на получение новых научно-технических знаний.
Затраты, произведенные на стадии исследований, не капитализируются, и признаются расходами того периода, в котором они были осуществлены, так как на этапе исследования невозможно предугадать в получении прибыли в будущем.
Под разработками понимается - применение производимых результатов исследований. Затраты, которые возникают на этапе разработок, обычно, связаны с проектированием, конструированием и испытаниями образцов.
Вышеуказанные затраты могут включаться в стоимость объект НМА, если выполняются условия:
· Организация намерена довести создание объекта до конца и у нее есть для этого все необходимые ресурсы;
· Актив, который будет создан, будет использоваться или может быть продан;
· Существует большая вероятность, что организация будет получать прибыль, от использования актива;
· Затраты на разработку актива могут быть оценены.
К основным способам приобретения НМА можно отнести:
1. Долгосрочные инвестиции;
2. Создание актива своими силами;
3. Приобретение при обмене;
4. Безвозмездное получение.
Классификация НМА
По своему составу нематериальные активы неоднородны и их можно классифицировать по следующим критериям, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация нематериальных активов
Признак (критерий) | Вид НМА | Характеристика |
По сроку полезного использования: | · функционирующие · нефункционирующие | объекты НМА, которые используются и приносят доход в настоящее время; объекты НМА, которые не используются в настоящее время, но могут использоваться в будущем. |
По оборачиваемости (долговременности использования): | текущие долгосрочные | это объекты НМА, используются не более одного года, так как быстро теряют свою стоимость. это объекты НМА, которые используются более одного года. |
По степени отчуждения: | Отчуждаемые неотчуждаемые | НМА, которыеобладают способностью полностью передаваться при их продаже, обмене, аренде; НМА, которые остаются в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование. |
По степени влияния на финансовые результаты предприятия | объекты НМА, способные приносить прибыль при непосредственном их использовании в производстве. объекты НМА, непосредственно не влияющие на финансовые результаты | |
По степени правовой защищенности: | НМА, защищаемые охранными документами. НМА, не защищенные охранными документами. | |
По степени вложения индивидуального труда работниками данного предприятия: | Собственные паевые приобретенные со стороны | объекты НМА, разработанные работниками предприятия самостоятельно; объекты НМА, которые разработаны совместно с третьими лицами; объекты НМА, полученные от третьих лиц за плату или на безвозмездной основе. |
Таким образом, к нематериальным активам (НМА) можно отнести:
· Лицензии
· Патенты
· Технологические разработки
· Проектно-технологические разработки
· Объекты интеллектуальной собственности
· Маркетинговые разработки
· Торговая марка предприятия
В обобщенном виде структуру НМА можно представить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1 – Структура НМА
Классификация объектов по группам НМА, а также первоначальное признание объекта нематериальным активом до сих пор составляет серьезную практическую и теоретическую проблему[3].