Анализ макросреды ТОО «Сервис Авто»
Перейдем к оценке конкурентоспособности ТОО «Сервис Авто» как основного критерия успешности маркетинговой деятельности и внешней среды предприятия.
С целью оценки конкурентоспособности ТОО «Сервис Авто» используем модель «пяти сил конкуренции» М.Портера, котораявключает исследование следующих факторов:
- конкуренция между коммерческими организациями внутри отрасли;
- попытки предприятий других отраслей завоевать заказчиков своими товарами-субстратами;
- возможность появления новых конкурентов внутри отрасли;
- способность поставщиков сырья и полуфабрикатов, используемых фирмой, диктовать свои условия;
- способность заказчиков услуг диктовать свои условия.
В отрасли доминирует обычно один из пяти факторов, наглядно представленных на рисунке 9, который и становится решающим при разработке стратегии. Результаты оценки конкурентоспособности ТОО «Сервис Авто» приводятся в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка конкурентоспособности ТОО «Сервис Авто»
Критерий конкурентоспособности | Эксперты | Средний балл | ||||
Генеральный директор | Заместитель генерального директора | Коммерческий директор | Управляющий коммерческой службой | Начальник отдела маркетинга | ||
Потенциальные конкуренты | 4,6 | |||||
Поставщики | 3,6 | |||||
Конкуренция среди предприятий | 4,6 | |||||
Потребители | 4,6 | |||||
Товары-заменители | 4,2 | |||||
Итого рейтинг конкурентоспособности | 4,3 |
Рисунок 9 – Модель «пяти сил конкуренции» М.Портера
На основании опроса экспертов в количестве 5 человек, в число которых входили генеральный директор, заместитель генерального директора, коммерческий директор, начальник отдела маркетинга и управляющий коммерческой службой, было проведено ранжирование критериев согласно модели пяти сил конкуренции М.Портера.
Таким образом, рейтинг конкурентоспособности ТОО «Сервис Авто» равен 4,3. Степень конкурентоспособности предприятия может быть охарактеризована как высокая.
Для получения наиболее объективной картины о ближайших конкурентах ТОО «Сервис Авто» целесообразно построение карты стратегических групп.
Алгоритм разработки:
1) устанавливается весь спектр характеристик, которые отличают фирмы одной отрасли между собой (для ТОО «Сервис Авто» принимаем за основные уровень цены и качество товара);
2) наносятся фирмы на карту с двумя переменными (по осям карты), используются при этом пары этих различных характеристик (переменные не должны быть сильно коррелированы, должны показывать значительные различия в позициях, занимаемые фирмами в борьбе за рынок);
3) фирмы, попавшие в одно стратегическое пространство, объединяются в одну стратегическую группу;
4) окружность вокруг каждой стратегической группы пропорциональна доле этой группы в общем объеме продаж отрасли.
Карта стратегических групп наглядно отражена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Карта стратегических групп
Карта стратегических групп применяется при анализе конкурентной среды для выявления конкурентов со схожими стратегиями. Группировка конкурентов по стратегическому признаку помогает значительно лучше понять конкурентное окружение компании.
Другими словами она помогает выявить тех конкурентов, которые наиболее схожи с анализируемой компанией и требуют более пристального внимания, а также определить те компании, которые занимают другие позиции на рынке и следуют другому курсу развития.
На основании проведенных исследований было установлено, что ТОО «Сервис Авто» занимает относительно высокую нишу на рынке, что обусловлено относительно небольшим сроком деятельности предприятия на рынке. Не смотря на это, предприятие обладает высокой технологичностью и оказывает услуги по приемлемой и конкурентоспособной ценой. Ближайшими конкурентами ТОО «Сервис Авто» являются магазины спорттоваров: «Sportmaster», «Sportland», «Sport Club», «Круиз» и «Nike», но по объёму охвата рынка, они значительно уступают ТОО «Сервис Авто». Единственным минусом в конкурентоспособности супермаркета является высокая цена товаров, чему причиной является эксклюзивность поставок.
Доход от реализации супермаркета за период с 2014 по 2016 год увеличился с 293090 тыс.тенге до 387157,4 тыс.тенге, что составило прирост 32,10% в процентном выражении. Валовая прибыль предприятия снизилась с 75500 тыс.тенге до 43672 тыс.тенге, или на -42,16%. Чистая прибыль за период с 2014 по 2016 год возросла с 18277 тыс.тенге до 24143 тыс.тенге, или на 32,72%.
О повышении деловой активности ТОО «Сервис Авто» в период с 2014 по 2015 год свидетельствует рост показателей оборачиваемости активов (4,87, 9,81 и 10,90 по результатам расчетов за 2014, 2015 и 2016 год соответственно).
Расчетные значения показателей рентабельности собственного капитала также увеличились с 76,70% до 83,77% и до 88,69% в 2016 году.
Рентабельность продаж колеблется на уровне 6,24% - 6,32% за 2014 – 2016 год соответственно.
Рентабельность основной деятельности, которая рассчитывается как отношение валовой прибыли к себестоимости снижается с 34,70% до 30,19% в период с 2014 по 2015 год и далее снижается до 12,71% в 2016 году. Причиной снижения рентабельности основной деятельности является рост издержек, темп которого превысил рост выручки от реализации ТОО «Сервис Авто».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, согласно которому ТОО «Сервис Авто» является высокорентабельным и финансово-устойчивым предприятием с положительной тенденцией динамики дохода и прибыли. Предприятие обладает хорошей конкурентоспособностью и высоким коммерческим потенциалом.