Лекция 2. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования.

Технология и ключевые элементы проектирования. Этапы проектирования. Система, объект, процесс проектирования. Понятие туристской системы. Феномен туризма. Сущность туристского проектирования

Проектную деятельность принято представлять в форме технологии, выделяя отдельные этапы, отражающие сущность проектирования. В технологической цепочке проектирования можно выделить следующие этапы:

· Постановка проблемы – это один из самых важных этапов. На нем определяется актуальность проблемы и ее значение во всей системе туристско-рекреационной деятельности. Актуализация проблемы важна еще и потому, что любой проект – это заявка на ресурсы. Которые потребуются для реализации проектной идеи и в этой связи необходимость воплощения идеи (реализации проекта) должна быть обоснована.

· Определение и формулировка проектной задачи предполагаетосмысление проблематики проекта и перевод ее в новое качество–проектную задачу. Проектная задача необходима для конкретизации проектной идеи. Которая должна быть донесена до конкретных исполнителей в доступной для понимания форме.

· Построение модели проекта(выделение основных этапов проекта). Предполагает построение алгоритма решения проектной задачи на основе синергетического похода, позволяющего объединить все необходимые ресурсы, методы и приемы для реализации проекта.

· Определение ключевых параметров проектапредполагает формирование системы показателей, позволяющих оценивать не только результаты проектной деятельности, но и определять эффективность самого процесса проектирования, включая базовые группы индикаторов проекта: сроки выполнения проектного задания; использование ресурсов; качество и новизну полученного продукта.

· Формирование системы мониторинга. Включает выработку форм и методов контроля выполнения проекта с разбивкой по этапам.

· Реализация проекта и его завершение. Включает не только получение, но и представление полученных результатов в требуемой (заранее оговоренной форме), а также защиту проекта, которая может включать в себя как формальные процедуры приемки выполненных работ, так и неформальную дискуссию в открытых источниках информации: СМИ, на Интернет-форумах, в блогах и социальных сетях.

В процессе туристского проектирования проектные решения и действия направляются на систему, объект и процесс.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

«Туристские системы» характеризуются совокупностью факторов, прямо или косвенно вовлеченных в процесс формирования туристского продукта, отвечающего запросам потребителей.

Туристская система состоит из двух составляющих: внешнее окружение; внутренняя структура.

Данный подход учитывает целостность, относительную самостоятельность, структурность и иерархичность региона, как вида туристского пространства, а также его взаимосвязи с внешними социально-политическими, экономическими и экологическими системами. Например, территориальный туристско-рекреационный комплекс Кавказских минеральных вод – это целостная эколого-экономическая система, экономика которой ориентирована на туризм и рекреацию.

Следовательно, под туристской системой можно понимать совокупность предприятий способных предлагать туристские продукты и услуги в рамках определенного пространства.

В качестве «объекта» при туристском проектировании выступают туристские продукты, услуги и туристские предприятия и организации, а также их объединения (комплексы).

Туристским проектированием охватываются и «процессы» (бизнес-процессы) как совокупность последовательных действий, направленных на получение необходимых результатов в системе производственно-сбытовой деятельности.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и определенных технологиях и ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей.

Владелец процесса – это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.

Выход бизнес-процесса (продукт) – материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.

Вход бизнес-процесса– продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход.

Подводя итог можно отметить, что рамками туристско-рекреационного проектирования могут быть охвачены как туристские системы и объекты как статичные элементы проектирования, так и процессы, отражающие динамику туристской деятельности.

Феномен туризма

Туризм как глобальная индустрия приобретает в современном мире исключительно важное значение. С одной стороны, туризм – это сложная социально-экономическая система, а с другой – отрасль экономики или точнее комплекс отраслей. Вместе с тем туристская деятельность по сути своей хозяйственная, а значит, подчинена принципам и правилам любой хозяйственной деятельности, направленной на производство товаров или услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и достижения целей, поставленных субъектом туристского бизнеса (турфирмой, гостиницей, рестораном и пр.).

Проектирование и планирование, как действие, направленное на создание прообраза будущей деятельности, включает в себя анализ будущего состояния объекта, системы, процесса, постановку целей и задач, а также подбор методов, технологий, приемов и иных инструментов достижения поставленных целей.

Изучение проблем и особенностей проектирования и планирования туристско-рекреационной деятельности показало, что оно всегда имеет территориальную (пространственную) ориентацию к определенному типу территории (региону, городу, местности и пр.), обладающему значимыми туристскими или рекреационными ресурсами.

Сущность туристского проектирования состоит в создании на определенной территории такого туристского объекта (системы), который бы отвечал проектному замыслу и был бы полезен для развития сферы туризма на данной территории, не входя в противоречия с уже имеющейся инфраструктурой и ресурсным потенциалом.

Туризм стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей и наиболее доступным методом познания окружающего мира в XXI веке. С туризмом прямо или косвенно связано более 30 отраслей экономики, он занимает более трети мирового рынка услуг, кроме того для его успешного развития необходима мощная инфраструктура, которая активизирует создание более 100 млн. рабочих мест по всему миру. Все это подчеркивает глобальную историческую роль туризма. С одной стороны, можно рассматривать туризм как отрасль национального (мирового) хозяйства, особенно этот подход характерен для западной практики, в отечественной практике туризм рассматривается как комплекс отраслей. В то время как с другой стороны можно рассматривать туризм как деятельность или процесс, направленный на создание новых потребительных стоимостей (благ). Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что туризм стал настоящим феноменом современного мира. Президент Всемирной Академии туризма, ведущий эксперт UNWTO Джафар Джафари в своей работе «Феноменология туризма» отмечает, что люди путешествовали всегда и составили обширное письменное наследие. Записки путешественников носили жизнеописательный характер и историческую направленность, в них обычно рассматривались искусство, философия, религиозные и культурные традиции населения других стран, черты местного быта и формы гостеприимства.

Обобщая вышесказанное можно заключить, что туризм предоставляет путешествующим возможность не только получать разноплановый чувственный опыт, но и обобщать и систематизировать его, трансформируя в новые знания и навыки. В этой связи можно отметить, что туризм в условиях современного информационного общества предлагает потребителям новый тип продукта, позволяющего получить сильные впечатления, живые эмоции и интересный. В том числе чувственный опыт. Новый тип экономического предложения, существующий в виде эмоций, ощущений и впечатлений требует выработке качественно новых подходов к организации процессов туристско-рекреационного проектирования, целью которого станет не только проектирование туристского продукта как пакета благ способных удовлетворить потребности туриста, но и проектирование самого действия, в ходе которого потребителю получат впечатления и эмоции. В настоящее время развиваются новые интересные прикладные отрасли экономики: экономика эмоций, экономика опыта, экономика впечатлений, областью их деятельности в значительной степени становится туризм и рекреация.

В XX веке под воздействием развития туристской индустрии сформировалось профессиональное туристское сообщество, которое в значительной степени определяет вектор развития туризма как вида экономической деятельности и междисциплинарного поля исследования. Вместе с тем феномен туризма как области исследования заключается в том, что он может стать областью изучения самых разных наук, и хотя каждая наука имеет свой предмет и метод познания окружающего мира, туризм формирует поле междисциплинарного исследования и позволяет решать комплексные задачи.

Ярким примером междисциплинарного исследования является изучение туристских территорий с опорой на категорию «туристское пространство», которое можно рассматривать с разных точек зрения: географической, экономической, культурной, исторической, этнической и пр.

Наши рекомендации