Объединения хозяйственных организаций
В настоящее время ГК предусматривает возможность создания объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а также объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, объединений коммерческих, некоммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в форме государственных объединений. Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 (в ред. от 20.069.2014 г.) «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» предусмотрена возможность создания холдингов.
Государственные объединения,к которым отнесены в том числе концерны, производственные, научно-производственные объединения, создаютсяпо решению: ПрезидентаРеспублики Беларусь; Правительства; республиканских органовгосударственного управления по поручению Президента или Правительства; органов местного управления и самоуправления. Участниками государственных объединений наряду с государственными организациями могут выступать частные организации и индивидуальные предприниматели. Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения выступают в таком качестве по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании объединения или уполномоченного им органа. Иные организации и индивидуальные предприниматели участвуют в государственном объединении добровольно на условиях и в порядке, определенных его уставом. Решение о возможности вхождения в состав государственного объединения индивидуальных предпринимателей и негосударственных организаций принимается указанным государственным органом (должностным лицом). При этом участники объединения сохраняют права юридического лица и индивидуального предпринимателя, которые могут быть ограничены и (или) иным образом изменены в соответствии с нормами права.
Объединения создаются, как правило, по отраслевому принципу, но допускается их создание по межотраслевому, территориальному и иным принципам. В качестве целей создания названы: 1) общее руководство; 2) общее управление деятельностью; 3) координация деятельности; 4) представление интересов участников.
Государственное объединение находится в подчинении Правительства, республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления. По общему правилу государственные объединения являются некоммерческими организациями, но в случае принятия в соответствии с нормами права специального решения, они будут являться коммерческими.
Государственное объединение действует на основании устава, который утверждается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом. В уставе в обязательном порядке отражаются порядок и источники формирования имущества объединения. Кроме того в уставе государственного объединения, являющегося коммерческой организацией, помимо этих сведений, должны содержаться сведения о предмете деятельности государственного объединения.
Имущество государственного объединения находится в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Пределы владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за государственным объединением, зависят о вида вещного права, на котором оно закреплено, и определяются в соответствии с правилами ст.ст. 276-278, 280 ГК. Участники объединения при его создании не объединяют свое имущество, которое, следовательно, не входит в состав имущества объединения.
Государственное объединение не отвечает по обязательствам его участников, а участники не отвечают по обязательствам государственного объединения, за исключением случаев, закрепленных в законодательных актах.
Исключение государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, входящих в состав объединения по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа, из его состава осуществляется по решению этого органа (должностного лица). Иные участники, входящие в состав объединения добровольно, могут в таком же порядке выйти из его состава либо могут быть исключены из этого состава в порядке, определенном уставом объединения.
Правовое регулирование образования и деятельности холдингов осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»
В соответствии с положениями Указа холдинг – это объединениеюридических лиц (участников холдинга), в котором:
1. одно из юридических лиц – коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:
- владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- управления деятельностью дочерних компаний холдинга – унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;
- договора доверительного управления 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга
2. физическое лицо – собственник имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размерах 25 процентов и более, , осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями.
Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия.
Холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника, а холдинг, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие, – по решению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа. Холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации, осуществляемой Министерством экономики, которое ведет Государственный реестр холдингов.
До подачи документов для регистрации холдинга управляющей компанией холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) должно быть получено согласие антимонопольного органа на его создание.
Для регистрации холдинга управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Министерство экономики:
- заявление о регистрации холдинга;
- решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором), собственником, государственным органом (для холдингов с участием государства);
- копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц – участников холдинга, заверенные их руководителями, а для участников холдинга – нерезидентов Республики Беларусь – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее одного года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации;
- организационно-экономическое обоснование создания холдинга (для холдингов с участием государства).
Регистрация холдинга осуществляется Министерством экономики в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации холдинга и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем регистрации холдинга, Министерство экономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдингапо форме, установленной данным Министерством.
Свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдингавыдается на неопределенный срок, если в заявлении о регистрации холдинга не будет указан иной срок, предусмотренный решением о его создании.
Холдинг считается зарегистрированным со дня проставления штампа на заявлении о его регистрации и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов.
За регистрацию холдинга государственная пошлина не взимается.
Управляющая компанияхолдинга: 1) выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга; 2) проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга; 3) разрабатывает планы перспективного развития холдинга. Последние две функции возлагаются и на собственника. Поскольку в качестве участников холдинга выступают хозяйственные общества, то к таким отношениям могут применяться правила ГК об основных и дочерних (зависимых) обществах.
Деятельность управляющей компании холдинга по управлению ее дочерними компаниями признается предпринимательской деятельностью.
Управляющая компания холдинга:
- выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;
- проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга, в том числе в части определения порядка ведения централизованных закупок, распределения сырья, материалов и комплектующих, продажи готовой продукции, организации маркетинговой, логистической и иной деятельности;
- разрабатывает стратегии и (или) планы перспективного развития холдинга.
Последние две функции управляющей компании возлагаются и на собственника. Поскольку в качестве участников холдинга выступают хозяйственные общества, то к таким отношениям могут применяться правила ГК об основных и дочерних (зависимых) обществах.
Иные полномочия управляющей компании холдинга определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами (учредительными договорами) дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.
Запрещается создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.
Субъекты предпринимательской деятельности вправе создавать объдинения в форме некоммерческих организаций - ассоциаций (союзов), правовой основой создания и деятельности которых являются нормы ст.ст. 121-123 ГК. Ассоциации (союзы)представляют собой объединения коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданные на основе договора в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов. Ассоциация (союз) имеет статус юридического лица со всеми его признаками. При этом ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, в то время как они несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами ассоциации (союза). Ассоциации (союзы) могут осуществлять предпринимательскую деятельность только посредством создания хозяйственного общества или участия в нем либо преобразования в хозяйственное общество или хозяйственное товарищество.
Учредительным документомассоциации (союза) является устав, утверждаемый ее членами.
Минимально необходимое количество членов ассоциации (союза) в ГК не определено. Данный вопрос решается по усмотрению участников объединения. Условием создания ассоциации (союза) является согласие антимонопольного органа. Система управления в ассоциации (союзе) представлена общим собранием, которое включает всех членов и является высшим органом управления, и исполнительными органами, которые могут быть коллегиальными и (или) единоличными. Учитывая договорную природу ассоциации (союза), ГК предоставляет ее членам право выхода из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае вышедший член несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза), возникшим во время его членства, пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Новый член может войти в состав ассоциации (союза) только с согласия других членов. Его вступление в ассоциацию (союз) может быть обусловлено субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Филиалы и представительства
Правовое регулирование образования и деятельности представительств и филиалов осуществляется в соответствии со статьями 51 и 51[1] Гражданского кодекса.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Имущество представительства и филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе создавшего их юридического лица (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.
Правовое положение представительств и филиалов (отделений) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, организационных структур общественных организаций (объединений) и республиканских государственно-общественных объединений определяется с учетом особенностей, установленных законодательством.
Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции.
Не допускается создание представительств иностранных организаций, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также деятельность которых может причинить ущерб правам и законным интересам граждан.
Представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь с момента получения разрешения на его открытие в установленном законодательством порядке.
Законодательством могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную деятельность представительств иностранных организаций.
Представительство иностранной организации имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую.