Оценка. социально-экономическая эффективность инвестиций
Острая потребность экономики в инвестициях, их очевидная недостаточность вызывает необходимость в их рациональном, эффективном использовании.
Задача — получить максимально возможный социально-экономический эффект от расходуемого объема инвестиций, а значит и от каждой единицы инвестиционного ресурса.
Если задан необходимый результат, то надо искать пути минимизации расходов инвестиционных ресурсов.
Эффективность инвестиций измеряется как отношение результата эффекта к затратам, обеспечившим этот результат.
Несмотря на кажущуюся простоту оценки вычислить экономический эффект очень сложно. Затраты инвестиционных ресурсов поддаются оценке количественной, так как включают деньги.
Но при оценке объема инвестиций возникают труднопреодолимые препятствия. Необходимый объем инвестиций оценивается в ходе прогнозов, планов, программ, проектов, когда существует лишь изначальное представление о будущих затратах на капитал. Но это не точно. В ходе реализации проекта выясняется, что реальные затраты превышают их расчетный проектный уровень. В итоге — заниженный или завышенный эффект.
Вдобавок сказывается необходимость косвенных затрат, сопряженных, побочных, не связанных непосредственно с проектом, но неизбежно требуемых. Такие затраты не удается полностью выяс-
нить и учесть в ходе проектных расчетов, так же как и непредвиденные потери. Далее — временной лаг (от вложения инвестиций до ввода в эксплуатацию). Задача — определить с учетом риска деятельности, какой эффект затраты принесут в будущем. Еще сложнее определить социально-экономический эффект инвестиций, так как он «растянут» и трудно связуем с инициировавшими его вложениями (бюджет, налоги, рынок труда и т.д.).
Надо различать экономический эффект от вложения капитала (прибыль) от социально-экономической эффективности, так как это не только экономический результат в виде приращения объема производства, но и улучшение условий жизни людей (экология), повышение их благосостояния, НТР, развитие личности и др. Результат может быть как положительным (+), так иотрицательным (—), его нелегко предвидеть, рассчитать, учесть. Но игнорировать при оценке эффективности инвестиций недопустимо.
Абсолютный инвестиционный эффект является функцией времени, вначале он отрицателен (—), так как на вложенный капитал (К) еще не получен доход (Д), а затем по мере отдачи капитальных вложений доход увеличивается и становится положительным (+). Когда Д > К.
Абсолютный экономический эффект (Э) от вложения капитала (К) рассчитывается по формуле:
Э=Д-К,
где Д — доход.
Важным показателем эффективности инвестиций в производственном секторе экономики является срок окупаемости инвестиций. Это период, в течение которого доход от инвестиций становится равным вложениям.
Срок окупаемости инвестиций — это период, необходимый для возмещения исходных капиталовложений за счет прибыли от проекта. При этом под прибылью понимается чистая прибыль плюс амортизация на приобретение средств. В период окупаемости можно включить период строительства, а можно не включать. Во втором случае он будет короче.
Ток = К : П,
где Ток — срок окупаемости; К — капиталовложения (инвестиции); П — прибыль от проекта за 1 полный год. Существует понятие нормативного срока окупаемости капитальных вложений. Средняя величина срока окупаемости по хо-
зяйству страны в целом или по отдельным отраслям составляет 6— 8 лет.
В малом бизнесе вложения в быстро вводимые объекты окупаются за 2—3 года, тогда как долгосрочные вложения окупаются за 10—15 лет и более.
Задача менеджеров — провести анализ экономической деятельности уже на стадии проектирования и, используя финансовый и управленческий менеджмент, приблизить, на сколько реально допустимо, срок окупаемости инвестиций.
Экономический эффект инвестиций на уровне отдельного экономического проекта предприятия определяется по формуле:
Э = ПР : К,
где ПР — прибыль; К — объем вложений капитала.
Ясно, что Э > 1, только тогда они окупаются. Трудно при оценке Э (эффективности) учитывать инфляцию и временной лаг.
Простейший метод учета инфляции — в уменьшении годовой прибыли инвестиций на величину годового процента инфляции. (Инфляция — увеличение цен. В РФ ежегодно утверждается Правительством при рассмотрении проекта бюджета страны на очередной финансовый год).
Учет временных сдвигов осуществляется с помощью дисконтирования.
Дисконтирование — приведение эффекта и затрат к определенному базисному периоду. При проектировании — это приведение затрат к началу расчетного периода (сроку начала реализации проекта) в году t. Производится путем умножения этих затрат на коэффициент дисконтирования d.
где Е — норма дисконта, характеризующая темп изменения ценности денежных ресурсов во времени, принимается равной средней относительной ставке банковского процента.
Из формулы ясно, что затраты в году t в будущем, ценятся дешевле, чем затраты исходного периода. Действительно, затрачивая деньги сразу, мы теряем возможность поместить их в банк и получить по ним проценты, поэтому выгоднее тратить деньги в будущем, что и снижает стоимость будущих затрат в сравнении с настоящим на величину упущенной выгоды.
Самый хороший менеджер мало чего сможет добиться на рынке, если у предприятия нет денег. Поэтому основная ключевая
задача менеджера-предпринимателя — привлечение и максимальное использование денежного капитала. По привлекаемым средствам отдачи для инвестора, инвестиции могут разделяться на:
субсидии;
гранты;
дотации от государства.
При разработке инвестиционного проекта важно рационально выбрать формы привлечения капитала, прежде всего определить:
наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или
привлечь заемный капитал.
Основные формы по привлечению средств на инвестиционный проект для увеличения собственного капитала:
обычные акции (ценные бумаги с правом на собственный капитал компаний);
привилегированные акции (гарантирующие дивиденды и другие преимущества при ликвидации компании);
долговые обязательства с варрантом (возврат долга через срок с процентами) с правом на покупку акций;
конвертируемые облигации;
кредиты (торговый, банковский, личный).
Формируя инвестиционную политику менеджер-предприниматель обязан сформировать портфель инвестиционных (в том числе инновационных) предложений; по выбранным критериям отобрать приоритетные проекты; по каждому приоритетному проекту подготовить варианты бизнес-планов, отвечающих мировым стандартам; проработать схемы финансирования (вторичная эмиссия собственных акций, привлечение кредитов (возможно под залог), выпуск облигаций, организация нового юридического лица для финансирования проекта, с предоставлением части акций или паев третьему лицу) и т.д. Затем нужно провести диагностику и поиск источников финансирования (государственная поддержка, коммерческие кредиты, смешанное финансирование, иностранные инвестиции).
Ограниченные пока возможности национального капитала и острейший недостаток денежных средств для развития побуждает бизнесменов активнее обращаться к внешним рынкам. На таких рынках, известных как международные рынки облигаций, действуют инвесторы, покупающие долговые ценные бумаги компаний и государств. Данные рынки дают эмитентам капитал, который обычно характеризуется долгосрочностью, гибкостью, большими объемами.
Жизненный цикл технических нововведений представлен на рис. 38:
Объем выпуска
Время
Рис. 38
I — инновации и представление на рынке; II — инновации производственного процесса, снижение издержек при одновременном росте объемов производства; III— моральное старение продукта, ведущее к снижению объемов производства.
Контрольные вопросы
1. Вкакой степени эффективная деятельность предприятия
зависит от плана?
2. Какие разделы плана вы знаете?
3. Какие методы прогнозирования при планировании вы знае
те?
4. Какие разделы текущих и оперативно-календарных планов
вы знаете?
5. Какие показатели плана строительно-монтажных работ вы
знаете?
6. Как осуществляется оперативно-календарное планирование?
7. Каково значение бизнес-плана предприятия?
8. Какова примерная структура бизнес-плана?
9. Для каких целей заявляют меморандум конфиденциальнос
ти в бизнес-планах?
10. О чем говорится в резюме бизнес-плана?
11. Какие показатели в бизнес-плане характеризуют основных
конкурентов?
12. Какие показатели отражают результаты маркетинговых ис
следований в бизнес-плане предприятия?
13. Какова роль операционных затрат и есть ли необходимость
их планировать?
14. Какие разделы включает план производства в бизнес-пла
не?
15. Как составляется смета административных и общих расхо
дов в бизнес-плане?
16. Какими показателями определяется раздел бизнес-плана
«Капитал и организационно-правовая форма предприятия»?
17. Какова роль раздела бизнес-плана «Прогноз потока налич
ности»?
18. Какова структура прогнозного баланса в бизнес-плане?
19. Как формируются минимально допустимые цены в бизнес-
плане?
20. Какова роль стратегии финансирования в бизнес-плане?
21. Как рассчитывается срок окупаемости проекта?
22. Как рассчитать критический объем производства в нату
ральных единицах?
23. Что такое инвестиции?
24. Какова структура инвестиций?
25. Каковы источники привлечения капитала?
Литература
1. Экономика организаций (предприятий): Учебник/Под ред.
проф. В.Я. Горфинксля и проф. В.А. Швандара. — М.: Юнити,
2003.
2. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. О.И. Вол
кова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Экономика предприятия. — М.: Юнити, 2002.
4. Экономика строительства :Учебник/Под ред. д.э.н., проф.
И.С. Степанова. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Юрайт-издат,
2003.
5. Бизнес-план, как организовать собственный бизнес: — 2-е
изд. перераб. идоп. / А.С. Пелих. — М.: Осъ-89, 2001.
6. Справочник финансиста предприятия. — 3-е изд., доп. и пе
рераб. - М.: ИНФРА-М, 2001.
В результате изучения раздела студент должен: иметь представление о необходимости и назначении производственного планирования, формах организации инновационной деятельности; знать назначение и разделы бизнес-плана.