Функции сбытового маркетинга
Сбытовая политика строительного предприятия неразрывно связана с одной стороны, со спросом на целевом рынке, а с другой, с собственными производственно-сбытовыми возможностями. Сбыт — это все операции с момента выхода товара с территории предприятия до момента передачи купленного товара покупателю. Более точно, сбыт — это только конечная операция, т.е. общение, деловые контакты продавца с покупателями. Все остальные операции относятся к товародвижению. Канал товародвижения — перемещение товаров и передача прав собственности по цепочке от производителя к потребителю, где участвуют фирмы-посредники, физические лица, способствующие перемещению товара.
Сбытовой маркетинг состоит из трех этапов:
подготовительного (планирование и выработка стратегии действий по осуществлению сбытовой политики);
организации физического перемещения товаров (от изготовителя до складов оптового продавца, розничных магазинов, конечных покупателей);
организация непосредственно сбытовой деятельности (работа с потребителями, приобретающими товары, перемещаемые в рамках канала товародвижения).
Распространение сбыта на новые территориальные районы рынка требуют от производителя энергичных усилий по созданию:
собственной сбытовой сети; привлечения посредников; интеграции создаваемой и уже существующей сети с тем, чтобы взаимно усилить сбытовые возможности друг друга. Ниже приведены функции сбытового маркетинга, которые помогают производителям и потребителям заключать сделки.
1. Информационная функция — проведение маркетинговых исследований, сбор информации, составление планов товарообмена.
2. Стимулирование сбыта — разработка и распространение рек
ламы о производстве и сбыте продукции.
3. Установление контактов — поиск покупателей и налаживание контактов с ними.
4. Приведение товара в соответствие — оформление требований потребителей (сортировка, монтаж и упаковка).
5. Переговорный процесс — соглашения о цене и прочих условиях при оформлении сделки купли-продажи товара.
6. Организация товародвижения — транспортировка, складирование.
7. Финансирование — поиск источников средств на покрытие рас
ходов по обеспечению функционирования канала товародвижения.
8. Принятие риска — ответственность за выполнение функций
канала распределения.
В процессе разделения труда выполнение различных функций может быть возложено на посредников — участников канала распределения. Это позволит добиться наиболее эффективного и продуктивного выполнения отдельных функций, снизить издержки и цены производителя.
Маркетинговая стратегия оказывает влияние на функцию личной продажи посредством стратегических целей: наращивание сбыта, удержание, исчерпание и сворачивание сбыта.
Стратегия наращивания в маркетинге позволяет реализовать такие цели по сбыту как:
формирование необходимого объема сбыта;
повышение уровня распределения;
обеспечение высокого уровня обслуживания.
Стратегия удержания в маркетинге позволяет реализовать такие цели по сбыту как:
поддержание достаточного объема сбыта;
поддержание достигнутого уровня сбыта;
поддержание высокого уровня обслуживания.
Стратегия исчерпания соответственно:
сокращение расходов, связанных со сбытом;
выбор вкачестве цели клиентов, обеспечивающих высокую прибыльность;
сокращение расходов на обслуживание и товарные запасы.
Стратегия сворачивания позволяет реализовать такую цель как,1 быстрое избавление от товарных запасов.
После того, как на предприятии сформировалось четкое представление о том, как лучше всего добиться поставленной цели в сбытовом маркетинге, можно приступить к планированию деятельности торгового персонала и стратегии сбыта.
Стратегия сбыта позволяет определить, как работники маркетинговой службы могут достичь поставленных целей по сбыту продукции. При этом можно рассматривать следующие варианты стратегии:
1. Высокая частота обращения к уже существующим клиентам.
2. Повышенная собранность во время общения с клиентом.
3. Поиск новых клиентов и обращение к ним.
4. Поддержание текущей частоты обращений к уже существующим клиентам.
5. Средний уровень собранности во время общения с клиентом.
6. Обращение в новые заведения розничной торговли по мере
их появления.
7. Обращение к клиентам, обеспечивающим высокую прибыльность.
8. Рассмотрение возможности телемаркетинга или отказ от остальных клиентов.
9. Отказ от поиска новых клиентов.
10. Оптовые скидки для целевых клиентов.