Маркетинговые исследования рынка строительной продукции

Существует разделение товаров на группы в зависимости от рыночной конъюнктуры, спроса на товары и цены, прибыльнос­ти товаров или курса акций компаний. В соответствии с этими критериями товары делятся на четыре группы, образующие в со­вокупности матрицу Бостонской группы (рис. 31).

Матрица, определяющая перспективность разных видов това­
ров (Ф. Котлер «Основы маркетинга). '*

Уровень цен доходности   Спрос, объём продаж Высокий Низкий
Растущий «Звезда» «Проблемные дети»
Стабильный «Дойные коровы» «Собаки»

Рис. 31

Согласно матрице, наиболее перспективные, повышающие спрос, с растущим объемом продаж и с выгодными для продав­цов ценами — это «Звездные» товары. Антиподом «Звездам» яв­ляются «Собаки» снижающие спрос, имеющие низкий уровень до­ходности. Таким товарам приходится бегать как собакам, чтобы удержаться на рынке.

Прибыльные товары, спрос на которые не растет, а поддержи­вается на определенном уровне — это денежные «Дойные коро­вы», так как они приносят достаточно стабильный доход.

Судьба «Проблемных детей» — трудно предсказуема, так как несмотря на растущий спрос, они не приносят больших доходов по причине высоких издержек производства и обращения. Про­блема производителей — надо либо найти пути повышения их при­быльности, либо отказаться от продаж.

Рыночные отношения сопровождаются глубокими преобразо­ваниями как в самих строительных организациях, так и в среде их функционирования. Развитие малого бизнеса, диверсификация производства, внедрение на российские рынки зарубежных по­ставщиков, появление большого количества мелких посредничес­ких структур позволило сформировать конкурентную рыночную среду строительной организации. В настоящее время ситуация на товарном рынке строительных материалов характеризуется следу­ющими особенностями:

объем государственных заказов не распределяется и не дово­дится до производителей и потребителей;

законодательно легализована предпринимательская деятель­ность в строительстве;

важная роль отведена системе оптовой торговли, материалы приобретаются напрямую или с участием посредников, централи­зованные поставки канули в лету;

проблемы дефицита материальных ресурсов больше не суще­ствует.

Маркетинговые исследования конъюнктуры рынка строитель­ных материалов неразрывно связаны с изучением ситуации в сфе­ре капитального строительства. Анализ показывает, что объем (на­копление) рынка строительных материалов находится в состоянии устойчивого равновесия со спросом, несмотря на значительное падение использования производственных мощностей.

С развитием и углублением специализации в строительстве расширяется и процесс кооперирования. Кооперирование — одна из форм производственных связей между предприятиями и орга­низациями, совместно изготавливающими определенную продук­цию целевого назначения. Кооперирование осуществляется меж­ду заказчиком, генеральным подрядчиком, субподрядными и дру­гими организациями. Рынок кооперирования оценивается непрерывностью и ритмичностью строительного процесса, полно­той использования производственных мощностей строительных и монтажных организаций, их материально-технических и трудовых

ресурсов.

Строительный рынок — это целая империя организационно-хозяйственных связей, которая реализует свои взаимные эконо­мические интересы. Строительный рынок включает в свою сис­тему:

субъекты строительного рынка (инвесторы, заказчики, подряд­чики, проектно-изыскательские организации, НИИ, предприятия промышленности строительных материалов, изделий, конструк­ций, предприятия строительного и дорожного машиностроения,

предприятия-изготовители технологического, энергетического и иного оборудования, население);

объекты рыночных отношений (строительная продукция — со­оружения, объекты, их комплексы; строительные машины, транс­портные средства, энергетическое, технологическое и иное обо­рудование; материалы, изделия, конструкции, капитал; рабочая сила, инфляция);

инфраструктуру рынка строительного комплекса;

рыночный механизм (наличие спроса и предложения);

государственный контроль, регулирование и саморегулирова­ние рынка.

Саморегулирование рыночных отношений осуществляется по закону спроса и предложения. В строительстве эти отношения регулируются посредством работы бирж, тендерных торгов, кото­рые представляют собой аукционы по купле-продаже инвестици­онных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг.

Наши рекомендации