Виды рисков, анализ прогнозирования

Многие предприятия, реализуя свою финансовую политику, для повышения конкурентоспособности своих акций идут по двум направлениям. Во-первых, если у предприятия есть возможности экономического роста и увеличения объемов производства, осу­ществляется политика увеличения активов, что ведет к росту ба­лансовой стоимости акций. Во-вторых, если предприятие не имеет возможности увеличения объемов производства из-за жесткой конкуренции и определенной доли на рынке строительно-монтаж­ных работ, проводится политика увеличения доли дивидендов в распределении полученной прибыли. Это повышает рейтинг ак­ций данного предприятия. Очень часто менеджеры предприятия принимают решение в условиях недостатка информации, что мо­жет привести к неблагоприятным последствиям. Следовательно, хозяйственная деятельность предприятия связана с определенным

риском. Риск —- это возможность недостижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществление запланированной деятельности вследствие объективно существу­ющей неопределенности. Риск связан с потерей своих ресурсов предприятием, недополучением доходов или дополнительными

расходами.

Величину риска можно определить как произведение величи­ны потери и вероятности ее наступления:

Р = (П х В) : 100,

где Р — величина риска (в руб.); П — величина потерь (в руб.);

В — вероятность потерь (в %).

Дня анализа риска необходимо выявить источники его возник­новения, которые можно классифицировать по следующим видам: хозяйственные и финансовые риски.

1. Хозяйственные риски делятся на:

риски нанесения ущерба собственности предприятия в резуль­тате кражи, диверсии, халатности, аварии, пожара, стихийного бедствия и по другим причинам;

производственный риск проявляется в уменьшении объема стро­ительных работ, снижении качества, росте издержек производства, уменьшении производительности труда, простое производства, неисполнении хозяйственных договоров и т.гг.;

коммерческий раек связан с процессом реализации товаров и услуг, производимых или закупаемых предприятием, и проявля­ется в снижении объемов реализации товаров и выполнения объе­мов строительно-монтажных работ из-за изменения конъюнкту­ры рынка и неблагоприятного изменения цен, повышения издер­жек обращения и т.п.

2. Финансовые риски подразделяются на:

риски, связанные с покупательской способностью денег — это риск в инфляции и изменения валютного курса:

риск предприптттелъстх инвестиций — связан с рисками за­казчика строительных работ: кредитный риск заемщика, риск ущерба в результате ошибок, связанных с оформлением правя соб­ственности и т.п.;

риск финансовых инвестиций — обусловлен ошибками в резуль­тате невыгодного приобретения предприятием активов в виде цен­ных бумаг.

Для оперативного управления рисками на многих предприяти­ях работают риск-менеджеры. В хозяйственной практике суще­ствует ряд методов управления рисками.

Методы избежания риска, которые включают: отказ от нена­дежных партнеров; отказ от рискованных проектов; гарантии раз­личных фондов, органов государственной или муниципальной власти; увольнение некомпетентных работников.

Методы локализации риска: создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов; создание специальных (с обо­собленным балансом) структурных подразделений; заключение договоров о совместной деятельности по реализации рисковых проектов.

Методы диверсификации риска: распределение рисков между участниками отдельных проектов (соисполнителями); диверсифи­кация инвестиций; диверсификация видов деятельности; распре­деление риска во времени.

Методы снижения экономических последствий риска включа­ют следующие приемы: лимитирование, т.е. установление предель­ных сумм расходов по отдельным сделкам и т.п.; самострахова­ние, т.е. создание страховых запасов сырья, материалов и т.п.; фор­мирование резервных денежных средств, разработка планов их использования в кризисных ситуациях и другие меры, направлен­ные на преодоление временных затруднений в хозяйственной де­ятельности; страхование, которое представляет собой защиту иму­щественных интересов предприятия при наступлении неблагоп­риятных событий за счет денежных средств, формируемых из страховых взносов (премий). Страхование позволяет разложить ущерб на всех участников страхования в рамках созданной ими пе­рераспределительной системы. Страхование является одним из видов бизнеса страховых компаний. В развитых странах мира доля страхового бизнеса достигает 10% от уровня ВНП. Так ставки страховых платежей по имуществу, в зависимости от условий стра­хования, составляют от 0,1 до 4%, страхованию грузов — от 0,25 до 10% стоимости груза, страхование кредитов — от 20% суммы, включая и процентную ставку.

Вследствие имущественной заинтересованности в предотвра­щении рисков предприятия, страховые компании призваны играть ведущую роль в совершенствовании систем оценки риска и пре­дупреждении наступления неблагоприятных событий, что в ко­нечном счете снижает уровень рисков предприятия.

Страховые компании, помимо доходов от страховой деятель­ности, получают дополнительную прибыль как участники финан­сового рынка. Поскольку страховые премии поступают от клиен­тов страховой компании регулярно, а возмещения страховых рис­ков неравномерно, то образуются значительные суммы свободных денежных средств, которые инвестируются в банковские депози-

ты, ликвидные и надежные ценные бумаги, а также в недвижи­мость.

В мировой практике существует некоммерческое страхование в виде обществ (компаний) взаимного страхования —объединения предприятий для страховой защиты имущественных интересов, где каждый страхователь является членом страхового общества. Основ­ным отличием этих обществ от коммерческих страховых компаний является то, что раскладка ущерба между участниками осуществ­ляется на принципе возвратности страхового фонда иминимиза­ции расходов при осуществлении страховой деятельности.

ТОВАРНАЯ БИРЖА

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходима развитая инфраструктура рынка. Одним из ее элемен­тов является товарная биржа — регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, где заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями и фор­мированию оптовых рыночных цен посредством биржевых тор­гов.

Товарные биржи выполняют следующие функции:

1. Организующая — биржа объединяет большое количество про­
давцов и покупателей. Покупатели стремятся на биржу, так как
там есть возможность выбора, а продавцы везут свои товары на
биржу, так как знают, что найдут там своего покупателя.

2. Ценообразующая — на бирже торги проводятся в определен­
ном временном интервале, что позволяет сконцентрировать спрос
и предложение товара в определенном месте и в определенное
время.

3. Информативная — для того, чтобы выяснить конъюнктуру
рынка, изменение спроса и предложения, проследить за тенден­
циями вразвитии рынка, вструктуре биржи существуют службы,
которые помогают продавцам и покупателям понять, какие цены
сформировались на рынке, и оказывают помощь в назначении
цены на товар и т.п.

4. Страховая — покупатель застрахован от того, что на бирже
ему продадут некачественный товар. Если это произойдет, то бир­
жа из собственных средств возместит нанесенный покупателю
ущерб, а уже позднее будет взыскивать через суд необходимую
сумму с виновника.





Одна из форм страхования на бирже — это фьючерсные (срочные) контракты.

Фьючерсные контракты имеют следующие особенности:

контракт заключается не между продавцом и покупателем, а через промежуточное звено — расчетную палату биржи, что по­зволяет продавцу вернуть свои обязательства по продаже товара путем покупки точно такого же контракта, а покупателю продать ранее купленный контракт по фиксированной цене. Тем самым продавцы и покупатели страхуют себя от обязательств, которые могут принести им финансовые убытки;

контракт включает в себя стандартизированный (одинаковый) товар, определенного качества и количества, что делает фьючерсные контракты на соответствующий вид товара взаимозаменяемыми;

контракт составляется на товары, которые будут произведены и поставлены позднее. При этом производители уверены, что их товар будет востребован и продан по оговоренной пене, а поку­патели также уверены, что они приобретут этот товар в опреде­ленное время;

многие клиенты биржи продают и покупают фьючерсные кон­тракты для получения разницы между пеной контракта в момент его заключения и изменившейся рыночной ценой во время поставки.

Механизм фьючерсных сделок позволяет стабилизировать цены на рынке с учетом реальной стоимости, так как объем фьючерс­ных сделок: по купле-продаже товара болыиой, но реальные по­ставки составляют всего 5% от общего объема продаж, остальные 95% сделок заключаются с целью получения спекулятивного до­хода («игра на бирже»),

5, Индикативная — общепризнано, что биржа является инди­катором состояния экономики. Допустим, война в Персидском заливе отражается на цене нефти. Аналитики биржи могут пред­сказать падение и повышение цены на определенные товары по ситуации в мире/

Товары, которые продаются на бирже, должны обладать опре­деленными свойствами — массовостью, делимостью на партии, стандартизацией, невозможностью монополизации производства и потребления, а также существованием сезонных колебаний цены, что позволяет реализовать механизм фьючерсных сделок. Этим условиям отвечает ограниченный перечень товаров: нефть, металлы, кофе, чай и т.п.

Биржа не является коммерческой организацией и не приносит прибыли. В некоторых странах биржа является государственной структурой и государство несет расходы на ее содержание за счет своего бюджета.

Как на фондовой, так и на товарной бирже торговые сделки между продавцом и покупателем осуществляются через посредни­ков (брокеров). Это позволяет избежать грубых ошибок в заклю­чении сделки купли-продажи и вести биржевые торги по опреде­ленным правилам, которые регламентируются принятыми зако­нами, т.е. в «правовом поле».

В рыночной Экономикс существует развитая инфраструктура рынка, куда входит, кроме фондовых и товарных бирж, множе­ство других институтов: ярмарки, аукционы, торговые дома, дис­трибьюторы и т.п.

Глава 20

Показатели эффективности

Наши рекомендации