Виды рисков, анализ прогнозирования
Многие предприятия, реализуя свою финансовую политику, для повышения конкурентоспособности своих акций идут по двум направлениям. Во-первых, если у предприятия есть возможности экономического роста и увеличения объемов производства, осуществляется политика увеличения активов, что ведет к росту балансовой стоимости акций. Во-вторых, если предприятие не имеет возможности увеличения объемов производства из-за жесткой конкуренции и определенной доли на рынке строительно-монтажных работ, проводится политика увеличения доли дивидендов в распределении полученной прибыли. Это повышает рейтинг акций данного предприятия. Очень часто менеджеры предприятия принимают решение в условиях недостатка информации, что может привести к неблагоприятным последствиям. Следовательно, хозяйственная деятельность предприятия связана с определенным
риском. Риск —- это возможность недостижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществление запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск связан с потерей своих ресурсов предприятием, недополучением доходов или дополнительными
расходами.
Величину риска можно определить как произведение величины потери и вероятности ее наступления:
Р = (П х В) : 100,
где Р — величина риска (в руб.); П — величина потерь (в руб.);
В — вероятность потерь (в %).
Дня анализа риска необходимо выявить источники его возникновения, которые можно классифицировать по следующим видам: хозяйственные и финансовые риски.
1. Хозяйственные риски делятся на:
риски нанесения ущерба собственности предприятия в результате кражи, диверсии, халатности, аварии, пожара, стихийного бедствия и по другим причинам;
производственный риск проявляется в уменьшении объема строительных работ, снижении качества, росте издержек производства, уменьшении производительности труда, простое производства, неисполнении хозяйственных договоров и т.гг.;
коммерческий раек связан с процессом реализации товаров и услуг, производимых или закупаемых предприятием, и проявляется в снижении объемов реализации товаров и выполнения объемов строительно-монтажных работ из-за изменения конъюнктуры рынка и неблагоприятного изменения цен, повышения издержек обращения и т.п.
2. Финансовые риски подразделяются на:
риски, связанные с покупательской способностью денег — это риск в инфляции и изменения валютного курса:
риск предприптттелъстх инвестиций — связан с рисками заказчика строительных работ: кредитный риск заемщика, риск ущерба в результате ошибок, связанных с оформлением правя собственности и т.п.;
риск финансовых инвестиций — обусловлен ошибками в результате невыгодного приобретения предприятием активов в виде ценных бумаг.
Для оперативного управления рисками на многих предприятиях работают риск-менеджеры. В хозяйственной практике существует ряд методов управления рисками.
Методы избежания риска, которые включают: отказ от ненадежных партнеров; отказ от рискованных проектов; гарантии различных фондов, органов государственной или муниципальной власти; увольнение некомпетентных работников.
Методы локализации риска: создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов; создание специальных (с обособленным балансом) структурных подразделений; заключение договоров о совместной деятельности по реализации рисковых проектов.
Методы диверсификации риска: распределение рисков между участниками отдельных проектов (соисполнителями); диверсификация инвестиций; диверсификация видов деятельности; распределение риска во времени.
Методы снижения экономических последствий риска включают следующие приемы: лимитирование, т.е. установление предельных сумм расходов по отдельным сделкам и т.п.; самострахование, т.е. создание страховых запасов сырья, материалов и т.п.; формирование резервных денежных средств, разработка планов их использования в кризисных ситуациях и другие меры, направленные на преодоление временных затруднений в хозяйственной деятельности; страхование, которое представляет собой защиту имущественных интересов предприятия при наступлении неблагоприятных событий за счет денежных средств, формируемых из страховых взносов (премий). Страхование позволяет разложить ущерб на всех участников страхования в рамках созданной ими перераспределительной системы. Страхование является одним из видов бизнеса страховых компаний. В развитых странах мира доля страхового бизнеса достигает 10% от уровня ВНП. Так ставки страховых платежей по имуществу, в зависимости от условий страхования, составляют от 0,1 до 4%, страхованию грузов — от 0,25 до 10% стоимости груза, страхование кредитов — от 20% суммы, включая и процентную ставку.
Вследствие имущественной заинтересованности в предотвращении рисков предприятия, страховые компании призваны играть ведущую роль в совершенствовании систем оценки риска и предупреждении наступления неблагоприятных событий, что в конечном счете снижает уровень рисков предприятия.
Страховые компании, помимо доходов от страховой деятельности, получают дополнительную прибыль как участники финансового рынка. Поскольку страховые премии поступают от клиентов страховой компании регулярно, а возмещения страховых рисков неравномерно, то образуются значительные суммы свободных денежных средств, которые инвестируются в банковские депози-
ты, ликвидные и надежные ценные бумаги, а также в недвижимость.
В мировой практике существует некоммерческое страхование в виде обществ (компаний) взаимного страхования —объединения предприятий для страховой защиты имущественных интересов, где каждый страхователь является членом страхового общества. Основным отличием этих обществ от коммерческих страховых компаний является то, что раскладка ущерба между участниками осуществляется на принципе возвратности страхового фонда иминимизации расходов при осуществлении страховой деятельности.
ТОВАРНАЯ БИРЖА
Для эффективного функционирования рыночной экономики необходима развитая инфраструктура рынка. Одним из ее элементов является товарная биржа — регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, где заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями и формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов.
Товарные биржи выполняют следующие функции:
1. Организующая — биржа объединяет большое количество про
давцов и покупателей. Покупатели стремятся на биржу, так как
там есть возможность выбора, а продавцы везут свои товары на
биржу, так как знают, что найдут там своего покупателя.
2. Ценообразующая — на бирже торги проводятся в определен
ном временном интервале, что позволяет сконцентрировать спрос
и предложение товара в определенном месте и в определенное
время.
3. Информативная — для того, чтобы выяснить конъюнктуру
рынка, изменение спроса и предложения, проследить за тенден
циями вразвитии рынка, вструктуре биржи существуют службы,
которые помогают продавцам и покупателям понять, какие цены
сформировались на рынке, и оказывают помощь в назначении
цены на товар и т.п.
4. Страховая — покупатель застрахован от того, что на бирже
ему продадут некачественный товар. Если это произойдет, то бир
жа из собственных средств возместит нанесенный покупателю
ущерб, а уже позднее будет взыскивать через суд необходимую
сумму с виновника.
Одна из форм страхования на бирже — это фьючерсные (срочные) контракты.
Фьючерсные контракты имеют следующие особенности:
контракт заключается не между продавцом и покупателем, а через промежуточное звено — расчетную палату биржи, что позволяет продавцу вернуть свои обязательства по продаже товара путем покупки точно такого же контракта, а покупателю продать ранее купленный контракт по фиксированной цене. Тем самым продавцы и покупатели страхуют себя от обязательств, которые могут принести им финансовые убытки;
контракт включает в себя стандартизированный (одинаковый) товар, определенного качества и количества, что делает фьючерсные контракты на соответствующий вид товара взаимозаменяемыми;
контракт составляется на товары, которые будут произведены и поставлены позднее. При этом производители уверены, что их товар будет востребован и продан по оговоренной пене, а покупатели также уверены, что они приобретут этот товар в определенное время;
многие клиенты биржи продают и покупают фьючерсные контракты для получения разницы между пеной контракта в момент его заключения и изменившейся рыночной ценой во время поставки.
Механизм фьючерсных сделок позволяет стабилизировать цены на рынке с учетом реальной стоимости, так как объем фьючерсных сделок: по купле-продаже товара болыиой, но реальные поставки составляют всего 5% от общего объема продаж, остальные 95% сделок заключаются с целью получения спекулятивного дохода («игра на бирже»),
5, Индикативная — общепризнано, что биржа является индикатором состояния экономики. Допустим, война в Персидском заливе отражается на цене нефти. Аналитики биржи могут предсказать падение и повышение цены на определенные товары по ситуации в мире/
Товары, которые продаются на бирже, должны обладать определенными свойствами — массовостью, делимостью на партии, стандартизацией, невозможностью монополизации производства и потребления, а также существованием сезонных колебаний цены, что позволяет реализовать механизм фьючерсных сделок. Этим условиям отвечает ограниченный перечень товаров: нефть, металлы, кофе, чай и т.п.
Биржа не является коммерческой организацией и не приносит прибыли. В некоторых странах биржа является государственной структурой и государство несет расходы на ее содержание за счет своего бюджета.
Как на фондовой, так и на товарной бирже торговые сделки между продавцом и покупателем осуществляются через посредников (брокеров). Это позволяет избежать грубых ошибок в заключении сделки купли-продажи и вести биржевые торги по определенным правилам, которые регламентируются принятыми законами, т.е. в «правовом поле».
В рыночной Экономикс существует развитая инфраструктура рынка, куда входит, кроме фондовых и товарных бирж, множество других институтов: ярмарки, аукционы, торговые дома, дистрибьюторы и т.п.
Глава 20
Показатели эффективности