Виды предпринимательской деятельности
Современный экономический механизм имеет сложную структуру и не ограничивается только одним производством. Для нормальной работы рыночной экономики необходима хорошо организованная инфраструктура. Под инфраструктурой понимается совокупность учреждений, организаций, предприятий, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков. В первую очередь это рынок товаров и услуг, а также финансовый рынок. Строительная отрасль, как никакая другая, нуждается в инвестициях и, следовательно, в рынке инвестиций. Финансовое обеспечение строительства невозможно без внешних источников финансирования капитальных вложений. Их находят на финансовом рынке.
В структуру товарных рынков входят биржи, торговые дома, брокерские конторы, торгово-закупочные организации.
Кроме того, предприниматель нуждается в консультациях и хочет быть застрахован от возможных рисков.
Каждая из перечисленных сфер экономики в той или иной мере привлекательна для предпринимателя, принося ему доход или иные личные выгоды. Таким образом, наиболее распространенными видами предпринимательской деятельности являются: производственная, коммерческо-посредническая, финансовая и страховая.
Производственное предпринимательство — основной вид предпринимательской деятельности. Именно производство дает нам тот набор товаров и услуг, который создает львиную долю валового внутреннего продукта (ВВП) и обеспечивает наше благосостояние. Принимая решение о производстве тех или иных товаров и услуг, предприниматель решает основную проблему экономической организации общества — он отвечает на вопрос: что и в каких объемах должно производиться, и насколько эффективно будут использованы имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы. Для этого проводятся предварительные маркетинговые исследования, в результате которых изучаются желания покупателей, выявляется спрос и тенденции его развития, разрабатывается и создается товар, отвечающий потребностям покупателей, устанавливаются разумные цены и принимаются меры по продвижению товара на рынок.
Производство — самая динамичная сфера экономики. В мировой экономике 80—95% экономического роста обеспечивается внедрением новых технологий. Годовой оборот на мировом рынке новых технологий и наукоемкой продукции составляет около трех триллионов долларов, что значительно превышает годовой оборот на рынке сырья (включая нефть и газ).
Современное производство опирается на научные знания и немыслимо без использования результатов научных и технических разработок, требующих значительных финансовых затрат. Однако никакие новейшие технологические разработки не помогут предпринимателю, если он не угадал желания покупателя и вышел на рынок с высококачественным, но никому не нужным товаром. Производственное предпринимательство остается очень рискованным видом экономической деятельности. Никто не гарантирован от ошибок в маркетинговых исследованиях и от принятия неверных решений.
К счастью, современная экономика снабжена механизмом отбраковки неправильных решений, поэтому в реальной жизни их последствия сведены к минимуму, а правильные решения все-таки доминируют. Это механизм рынка.
Коммерческр-посредническое предпринимательство.
Итак, целью производственного предпринимательства является организация производства высококачественных, конкурентоспособных и пользующихся спросом товаров и услуг, постоянное их усовершенствование и, по возможности, удешевление. Однако для успеха предпринимательского дела этого мало. Товар должен быть продан. Иначе производство теряет всякий смысл. Поэтому успех дела во многом зависит от того, кто и как будет продавать товары.
Весь мировой опыт экономики показал, что производителю не выгодно организовывать торговлю собственным товаром. Например, если вы выпускаете карандаши, то было бы очень непрактично открывать по всей стране специализированные карандашные магазины. Вам придется продавать карандаши с массой других подобных товаров, и вы поневоле сами становитесь посредником. Есть и другое соображение в пользу коммерческого предпринимательства: предпринимателю экономически невыгодно вкладывать деньги в организацию собственной торговой сети, инвестируя в производство, можно заработать больше —норма прибыли на 8—12% выше.
Коммерческое предпринимательство — это в первую очередь посредническая деятельность. Без посредников невозможно организовать крупномасштабную и эффективную доступность огромной массы товаров потребителю. Коммерсант — посредник, который специализируется исключительно на торговле, что резко повышает эффективность его работы. Производитель сделает все это гораздо хуже и дороже.
Структура коммерческо-посреднического предпринимательства включает в себя оптовую и розничную торговлю.
Оптовик-предприниматель приобретает товары с целью их перепродажи. Сделки оптовиков значительно крупнее, чем у розничных торговцев. Оптовики обеспечивают высокую эффективность торгового процесса. В современной экономике около 60—70% товаров производят мелкие производители, а им не под силу содержать собственные торговые сети. Это во-первых. А во-вторых, розничным торговцам для эффективной работы нужен широкий товарный ассортимент и им выгодней покупать набор товаров у одного оптовика, а не у очередного количества мелких производителей и по частям.
Розничная торговля — это продажа товаров и услуг непосредственно потребителям. Б странах с развитой экономикой различные магазины составляют больше четверти общего числа всех коммерческих предприятий. Розничные торговцы работают в условиях динамично меняющихся условий, они находятся на передней ли-
нии контакта с покупателями и первыми улавливают сигналы рынка, передавая их производителям через оптовиков.
Финансовое предпринимательство.
Для нормальной работы предприятия необходимы финансовые ресурсы. Деньги нужны и для создания предприятия, и для поддержания его в рабочем состоянии и для его развития. Где же предприятие берет деньги? В первую очередь — это выручка от продажи товаров и услуг. После оплаты расходов на производство и реализацию товаров, оставшиеся средства образуют прибыль предприятия. Так формируется внутренний источник финансирования, покрывающий до 70% потребности предприятия в денежных средствах. Остальные финансовые ресурсы предприятие вынуждено изыскивать самостоятельно. Для этих целей и существует финансовое предпринимательство.
Финансовый рынок — это целая система финансовых организаций, таких, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, фондовые биржи и т.д. Весь финансовый рынок можно разделить на два сравнительно самостоятельных сегмента: рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Ведущую роль на рынке банковских кредитов выполняют коммерческие банки. Недаром их часто называют «рабочими лошадьми» финансовой системы. Например, в США их насчитывается около 14 тысяч. Коммерческие банки выполняют две основные функции: они аккумулируют и хранят деньги предприятий и населения, а также выдают кредиты — платные и возвратные ссуды. Для более долгосрочного инвестирования используется рынок ценных бумаг. Ценные бумаги бывают двух видов: долевые и долговые.
К долевым ценным бумагам относятся все разновидности акций. Акция — главная ценная бумага финансового рынка, удостоверяющая право владельца на долю в имуществе предприятия.
Основные долговые ценные бумаги— это облигации, векселя и депозитные сертификаты. Они удостоверяют отношения займа между владельцем и организацией, выпустившей ценную бумагу.
Для организации рынка ценных бумаг созданы специализированные торговые системы, объединяющие продавцов, покупателей и посредников (финансовых брокеров). Особое место в торговых системах занимает фондовая биржа, которая является не только удобным местом для совершения сделок по ценным бумагам, но и системой организации рынка по строгим и обязательным для всех правилам.
Таким образом, финансовое предпринимательство имеет много общего с коммерческо-посредническим, только объектом купли-продажи здесь выступает специфический товар — деньги, валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги.
Страховое предпринимательство.
Страховое предпринимательство — это разновидность финансового. Страхуя свои риски, предприниматель выплачивает страховой компании небольшую премию, при этом номинальная цена страхового взноса обычно несколько меньше цены застрахованного имущества.
Если все идет хорошо, то застраховавший свое имущество предприниматель несет небольшой убыток в виде взноса в страховую компанию. Если же страховой случай все-таки произошел, то проигрывает страховая компания, возмещая убытки предпринимателю в заранее оговоренном размере. Кроме того, страховая компания, как и любая другая, должна платить зарплату своим сотрудникам, оплачивать коммунальные услуги и т.д. Все эти расходы должны покрываться из страховых взносов, оставшаяся часть которых и образует предпринимательский доход страховой компании.
Глава 4