Административные барьеры: опыт преодоления субъектами Российской Федерации
Административные барьеры: опыт преодоления субъектами Российской Федерации
март 2001
Составитель: Ресурсный центр малого предпринимательства,
Москва 101000 Центральный почтамт, а/я 381
E-mail: [email protected] , http://www.rcsme.ru
Март 2001 года
Ó Copyright by European Commission
Все права защищены
Данная публикация может быть копирована, распространена
или передана только по письменному разрешению Европейской Комиссии.
Запросы на копирование книги должны направляться в информационное
бюро Тасис, Европейская Комиссия, Брюссель.
Сведения, выводы и толкования, содержащиеся в настоящем издании,
не могут рассматриваться как отражающие официальную позицию Европейской Комиссии.
Административные барьеры: опыт преодоления субъектами Российской Федерации / Исследование – М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2001 г., с.130.
Предлагаемые материалы Ресурсного центра малого предпринимательства основаны на анализе законодательства субъектов Российской Федерации, правоприменительной практики по преодолению административных барьеров, возникающих при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
С полной версией работ Ресурсного центра «Исследование административных барьеров», «Межведомственные комиссии по преодолению административных барьеров», «Устранение административных барьеров при проведении проверок», альбомом схем «Административные барьеры при развитии предпринимательства» можно ознакомиться на сайте Ресурсного центра малого предпринимательства: http://www.rcsme.ru (раздел «Новости»).
Адресовано работникам органов законодательной и исполнительной власти, структур поддержки малого предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, организаций рыночной инфраструктуры, представителям зарубежных и международных донорских организаций.
Автор – Филимонов С.Н., советник директора по правовым вопросам Ресурсного центра малого предпринимательства
Данное издание подготовлено в рамках проекта Тасис SMERUS9803 «Поддержка развития малого предпринимательства».
Practice of reducing administrative barriers for SME development in Russia’s regions. Review made by Russian SME Resource Centre. Moscow, 2001, 130 p.
This review is based on the analysis of relevant federal and regional legislation in conjunction with practical cases of overcoming administrative barriers which occur at start-up and business development stages.
The full versions of other surveys prepared by the Russian SME Resource Centre, RCSME, (in Russian, abstracts in English) entitled “Administrative barriers for SMEs”, “Commissions for reducing administrative barriers”, “Reducing administrative barriers in the course of conducting inspections of SMEs”, a package of schemes “Administrative barriers for SME Development” are available at the Web-site of the Russian SME Resource Centre at http://www.rcsme.ru in News section.
This publication is intended for legislative and executive authorities, business support organisations at the federal and regional levels, organisations of the market infrastructure, foreign and international donor organisations.
Author: Sergey N.Filimonov, Legal Adviser to RCSME Director
This publication was developed under Tacis project SMERUS9803 “Support to the development of small entrepreneurship”.
Ресурсный центр малого предпринимательства выражает глубокую признательность Департаменту государственной поддержки предпринимательства МАП России за содействие и консультации при подготовке материалов, а также Территориальным управлениям МАП России, структурным подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающим за развитие предпринимательства, структурам поддержки малого предпринимательства за предоставленные материалы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 10
1. Постановка проблемы. 12
2. Административные барьеры: понятие, содержание. 19
3. Преодоление административных барьеров. 22
4. Межведомственные комиссии по устранению административных барьеров: практика регулирования. 25
5. Межведомственные комиссии по преодолению административных барьеров при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах. 36
6. Опыт субъектов Российской Федерации в отношении упорядочения процедуры проверок субъектов предпринимательской деятельности. 41
6.1. Опыт города Москвы.. 44
6.2. Опыт иных субъектов Российской Федерации. 52
6.3. Журнал, книга инспекторских проверок субъектов малого предпринимательства. 59
Заключение. 63
Приложение № 1. Административные барьеры при развитии предпринимательства. 64
1.1 Правовые основы государственной политики Российской Федерации в отношении преодоления административных барьеров. 65
1.2 Основные направления социально - экономической политики Правительства РФ по преодолению административных барьеров. 66
1.3 Механизм преодоления административных барьеров субъектами Российской Федерации. 67
1.4. Извлечение из «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». 68
Приложение № 2. Административные барьеры: понятие, содержание, механизмы преодоления. 70
2.1 Актуальность проблемы.. 71
2.2 Понятие административных барьеров. 72
2.3 Общие причины возникновения и существования административных барьеров. 73
2.4 Возможные общие пути преодоления административных барьеров. 74
2.5 Предполагаемые механизмы преодоления. 75
Приложение № 3. Межведомственные комиссии по преодолению административных барьеров. 76
3.1 Механизм преодоления административных барьеров. 77
3.2. Анализ уровня и времени принятия нормативных правовых актов в отношении комиссий по устранению административных барьеров. 78
3.3. Перечень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих правовой статус комиссий по устранению административных барьеров. 80
3.4. Анализ состава комиссий по устранению административных барьеров. 89
3.5 Состояние и перспективы создания субъектами РФ комиссий по устранению административных барьеров (по состоянию на декабрь 2000г.) 101
3.6 Цели деятельности комиссий. 102
3.7 Основные задачи межведомственных комиссий. 103
3.8 Основные функции межведомственных комиссий. 104
3.9 Основные права межведомственных комиссий. 105
3.10 Проект механизма преодоления административных барьеров. 106
3.11. Распоряжение Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе 107
3.12. Типовое положение «О межведомственной комиссии при Главном федеральном инспекторе по _____ по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства». 108
Приложение № 4. Проверки субъектов предпринимательства. 111
4.1 Перечень организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства. 112
4.2 Извлечение из распоряжения Мэра Москвы от 5 сентября 2000 года № 951-РМ «О едином бланке направления на проведение проверки субъекта предпринимательской деятельности». 115
4.3 Областной закон Ростовской области «О проверках хозяйствующих субъектов на территории Ростовской области» 118
4.4 Инструкция по ведению Книги учета проверок субъекта хозяйственной деятельности Белгородской области 121
4.5 Примерная форма Журнала учета регистрации проверок контролирующих органов субъекта малого предпринимательства. 122
ЧТО ТАКОЕ ТАСИС
Программа Тасис является инициативой Европейского Союза для стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии, которая содействует развитию гармоничных и успешных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. Ее целью является поддержка инициатив стран-партнеров по развитию общества, основанного на политических свободах и экономическом процветании.
Тасис осуществляет эту цель путем предоставления безвозмездного финансирования передачи ноу-хау для поддержки процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
В свои первые восемь лет работы, с 1991 по 1999 годы Тасис выделил 4,226 миллионов Евро на более чем 3 000 проектов.
Тасис тесно работает со странами-партнерами для определения направления использования средств. Это гарантирует, что финансирование Тасис соответствует политике реформ и приоритетам каждой конкретной страны. В рамках международного содействия Тасис тесно работает с другими донорами и международными организациями.
Тасис предоставляет ноу-хау с помощью большого числа государственных и частных организаций, что позволяет комбинировать опыт стран с рыночной экономикой и демократическим устройством с местными знаниями и умениями. Ноу-хау передается в форме стратегических консультаций, с помощью групп консультантов, путем проведения исследований и обучения, развития и реформирования правовой и нормативной базы, институтов и организаций, а также с помощью установления партнерства, механизмов породнения и экспериментальных проектов. Тасис также служит катализатором, открывая средства основных кредиторов и инвесторов с помощью пред-инвестиционных и технико-экономических исследований.
Тасис содействует пониманию и оценке демократии и рыночно ориентированной социально-экономической системы путем культивирования связей и долгосрочных отношений между организациями в странах-партнерах и их коллегами в Европейском Союзе.
Дополнительную информацию можно получить в Представительстве Европейской Комиссии в Москве
Адрес:109028, Россия, Москва, Певческий (б. Астаховский) пер. 2/10
Тел.:(+7 095) 956 36 00-10, Факс: (+7 095) 956 39 39
Проект Тасис SMERUS9803
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
От 18 октября 2000 г. № 13
г. Нижний Новгород
Об образовании при Главных федеральных инспекторах аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе межведомственных комиссий по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.06.95 № 88-фз «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 29.06.98 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000г № 849, в целях оптимизации регулирования развития предпринимательства, устранения административных барьеров, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства на территории Приволжского федерального округа:
1. Образовать при Главных федеральных инспекторах территорий, входящих в состав Приволжского федерального округа, консультативные органы - межведомственные комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства,
2. Заместителю полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Петрову Г.С. разработать и представить на утверждение проект Положения «О межведомственных комиссиях по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства при Главных федеральных инспекторах территорий, входящих в состав Приволжского федерального округа».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника организационного Управления Николина А.Л.
С.Кириенко
3.12. Типовое положение «О межведомственной комиссии при Главном федеральном инспекторе по _____ по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства»
«Утверждаю»
Полномочный представитель
Президента Российской Федерации по
Приволжскому федеральному округу
__ октября 2000 г.
к Распоряжению № 13 от 18 октября 2000 г.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О Межведомственной комиссии при Главном федеральном инспекторе по
____________________________________ по преодолению административных
Административные барьеры: опыт преодоления субъектами Российской Федерации
март 2001
Составитель: Ресурсный центр малого предпринимательства,
Москва 101000 Центральный почтамт, а/я 381
E-mail: [email protected] , http://www.rcsme.ru
Март 2001 года
Ó Copyright by European Commission
Все права защищены
Данная публикация может быть копирована, распространена
или передана только по письменному разрешению Европейской Комиссии.
Запросы на копирование книги должны направляться в информационное
бюро Тасис, Европейская Комиссия, Брюссель.
Сведения, выводы и толкования, содержащиеся в настоящем издании,
не могут рассматриваться как отражающие официальную позицию Европейской Комиссии.