Тема 8. Управление персоналом современной организации

Задание 8.1

Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в процессе собеседования при приеме на работу.

Содержание задания: ситуация Елизаветы Михайловны – опытного аудитора; характеристика Марины – специалиста по отбору кандидатов в аудиторскую фирму; беседа специалиста и кандидата.

Елизавета Михайловна Зайцева.Она опытный аудитор. Ей 42 года. Она закончила два университета. В 1986 г. Елизавета Михайловна получила диплом финансиста, а в 1998 г. — диплом юриста. Главное место в ее жизни занимает работа. Уже пять лет она проработала в должности аудитора в аудиторской фирме «Альфа», в которую поступила вскоре после гибели мужа в автомобильной катастрофе.

Детей у нее не было, а с мужем были прекрасные отношения. Поэтому неожиданная потеря любимого человека стала для нее настоящей трагедией. Она осунулась, постарела. Жизнь утратила для нее смысл. Чтобы как-то отвлечься от мрачных мыслей, она погрузилась в работу и преуспела на аудиторском поприще. С работой она успешно справлялась и была на хорошем счету у руководства фирмы.

Чтобы как-то заполнить свободное время, Елизавета Михайловна начала работу над кандидатской диссертацией и почти закончила ее.

Но в последнее время ее здоровье резко ухудшилось. Она пере­несла инфаркт. Ездить на работу в фирму «Альфа» становилось тя­жело. Дорога на общественном транспорте занимала почти два часа в один конец. А за руль автомобиля она не могла заставить себя сесть после гибели мужа.

Пришлось искать работу поближе к дому. На днях она узнала о том, что буквально в двух километрах от ее дома открывается новая аудиторская фирма «Бета», которая еще набирает сотрудников.

Елизавета Михайловна направила по факсу резюме в фирму «Бета» и получила приглашение на собеседование. В ночь перед собеседованием она плохо спала, продумывала различные варианты вопросов и возможные ответы на них.

Утром, одевшись в строгий черный костюм и безукоризненно чистую блузку, Елизавета Михайловна взяла с собой список собст­венных научных работ и направилась на собеседование. Она пеш­ком дошла до фирмы «Бета» и точно в назначенный час постучала в дверь кабинета № 4, в котором должно было проходить собеседо­вание. Каково же было ее удивление, когда вместо коллег аудито­ров перед ней предстала развязная девица в пестром свитере и по­трепанных джинсах с сигаретой в руках.

Марина— молодой психолог, осуществляющий отбор персонала в аудиторскую фирму «Бета». Марине 23 года. Она никогда не от­личалась усидчивостью. Дискотеки, вечеринки и КВНы занимали ее в студенческие годы куда больше, чем занятия в университете. Марина еле-еле «на тройки» закончила частный университет и по­лучила диплом психолога. Спасибо, помог бойфренд, Борис, устро­иться в фирму «Бета» к своему дяде — директору.

Однако при всех своих недостатках Марина обладала одним достоинством — она умела произвести впечатление, «пустить пыль в глаза», очень любила использовать проектные тесты. «Нарисуйте дерево» или «Дополните «рисунки» — многозначительно говорила она. В ее распоряжении имелись также популярные психологиче­ские опросники ММРI, 16-факторный личностный опросник Саtell, цветовой тест Люшера. Такие тесты хорошо известны специалистам, они надежны, информативны. Единственный их «недоста­ток» — они должны использоваться строго по назначению, т.е. в клинических условиях. В случае использования подобных тестов при отборе кандидатов или уже работающих сотрудников у кадровой службы может оказаться масса избыточной и ненужной для реального управления информации. Но все это мало интересовало Марину, главное — она выглядела «современным психологом».

Беседа

- Входите! — бойко проговорила Марина.

Елизавета Михайловна растерялась. Но Марина быстро овладела ситуацией. «Что здесь надо этой старой мымре?» — подумала она, а вслух произнесла:

- Покажите ваше резюме.

Быстро просмотрев резюме и не глядя больше на собеседницу, Марина задала первый вопрос:

- А почему это вы собираетесь уходить из такой известной фирмы?

- Мне очень далеко ездить, — был ответ.

- А вы, что же, не знали, когда туда приходили, что вам так далеко ездить? — не унималась Марина.

На этот вопрос Елизавета Михайловна, готовившаяся к беседе по профессиональным вопросам, не нашла ответа.

- А зачем вам второе высшее образование? — задала вопрос «по существу» Марина.

- А вы — аудитор? — в свою очередь спросила Елизавета Михайловна.

- Нет, — ответила Марина.

- Вот поэтому вы мне и задаете этот вопрос. Аудиторы знают, зачем им нужно кроме специального и юридическое образование. Позвольте мне поговорить с аудиторами вашей компании, — попросила Елизавета Михайловна.

- Ну, нарисуйте сначала неизвестное животное, - не сдавалась Марина и протянула Елизавете Михайловне бумагу и карандаш.

Елизавета Михайловна рассеянно оглянулась и с изумлением увидела, что над «неизвестным животным» уже «пыхтят» двое немолодых мужчин в дальнем углу комнаты.

- А в мешках вам попрыгать не нужно? — спросила Елизавета Михайловна и вышла из комнаты.

Постановка задачи

1. Почему не получилось собеседование?

2. Дайте и задания характеристики героинь.

3. Какие ошибки допустила Марина?

4. К каким последствиям приведет такой отбор?

Задание 8.2

Необходимо составить должностные инструкции работников предприятия быстрого питания «Русское бистро». Предприятие на 40 посадочных мест работает по индустриальной техноло­гии, т.е. комплексного снабжения замороженными полуфабрикатами пирогов. Предприятие работает ежедневно с 10.00 до 19.00, кро­ме воскресенья. Оно расположено на 1-м этаже учебного центра и САО г. Москвы. Общая численность работников — 4 чел., в том чис­ле управляющий, повар, кассир и уборщица. Перечень всех опера­ций, выполняемых работниками предприятия.

1. Руководство производственно-хозяйственной деятельностью.

2. Включение/выключение оборудования на кухне (печи, расстоечные шкафы и т.д.).

3. Составление и подача заявок на полуфабрикаты и инвентарь, организация их получения, контроль их получения, контроль их каче­ства, ассортимента и сроков изготовления.

4. Включение/выключение оборудования на раздаче (мармиты, кофеварки, аппараты для разлива напитков и т.д.).

5. Получение продукции и инвентаря на кухню (замороженных по­луфабрикатов, масла, яиц и т.д.).

6. Получение продукции и инвентаря на раздачу (напитки, сахар, разовая посуда и приборы, салфетки и т.д.).

7. Получение моющих средств и инвентаря.

8. Заправка кассового аппарата контрольной и чековой лентами.

9. Осуществление влажной уборки торгового зала и производственных помещений.

10. Установка картриджей, заправка аппарата для горячих напитков и супов кипяченой водой.

11. Укладка чистых пакетов в емкости для сбора отходов.

12. Организация планирования, учета, составление и представление отчетности о результатах хозяйственной деятельности.

13. Установка кег и подключение их к баллону с углекислотой и охладителю (аппараты для разлива пива и кваса).

14. Проведение внешнего осмотра, маркировки и органолептичемкой оценки качества полуфабрикатов при их получении на кухне.

15. Запись показаний счетчиков в кассовой книге.

16. Протирание электрополотенец, зеркал, умывальников и т.д.

17. Смазывание маслом противней, укладывание на них полуфабрикатов.

18. Обеспечение функционирования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников.

19. Заполнение и корректировка информационного светового табло-меню в соответствии с прейскурантом.

20. Уборка столов в торговом зале, сбрасывание в бак для отходов остатков пищи и разовой посуды.

21. Организация контроля за качеством продукции и уровнем обслуживания, соблюдением правил торговли и ценообразования, трудовой дисциплиной, техники безопасности, пожарной безопасности и соблюдением санитарных правил.

22. Установка противней с полуфабрикатами на стеллаж для размораживания.

23. Прием заказов у барной стойки, дача пояснений по ассортименту и ценам.

24. Мойка подносов, их просушивание и возврат на барную стойку.

25. Изучение спроса, предложений и замечаний посетителей.

26. Обслуживание посетителей за барной стойкой. (Громко повто­ряет заказ, кладет на поднос подставочную салфетку и скомплекто­ванный заказ, пробивает чек, принимает деньги, кладет чек на поднос, выдает сдачу посетителю, благодарит за покупку и желает приятного аппетита.)

27. Протирание столов в торговом зале влажной салфеткой.

28. Снятие продукции Х- и Z- отчетов на кассе.

29. Установка противней с полуфабрикатами в расстоечный шкаф.

30. Организация обучения и повышения квалификации персонала.

31. Вынимает противни с полуфабрикатами из расстоечного шкафа и устанавливает на рабочий стол.

32. Открывает/закрывает предприятие, осматривает помещение, проводит инструктаж, выдает полуфабрикаты, напитки, инвентарь и т.д.

33. При заполнении бака для отходов выносит его в мусорный контейнер.

34. Несет материальную ответственность за имущество и финансовые средства предприятия.

35. Подготавливает меланж для смазки полуфабрикатов.

36. По окончании работы сдает денежную выручку вместе с кассовым отчетом.

37. Равномерно смазывает меланжем поверхность полуфабрикатов и устанавливает противни в печи.

38. По окончании работы производит влажную уборку полов, окон, мебели, зеркал и т.д.

39. Выпекает пироги в печи.

40. По окончании работы выносит пакеты с отходами, моет и дезинфицирует баки.

41. Проводит бракераж готовой продукции.

42. Вынимает противни с готовыми пирогами, ставит их на рабочий стол, перекладывает пироги щипцами на чистый поднос и относит их на мармит барной стойки.

43. Протирает барную стойку чистой влажной салфеткой.

44. Отвечает за правильную эксплуатацию торгово-технологического оборудования, при необходимости вызывает сервисную службу.

45. Информирует посетителей об основах технологии производства и качестве продукции.

46. По окончании работы сдает оставшуюся продукцию на склад, отключает и моет оборудование на кухне, а также производственный инвентарь.

47. Инкассирует денежные средства предприятия в центральный офис.

48. По окончании рабочего дня сдает нереализованную продукцию на склад, отключает оборудование на раздаче, проводит его санитар­ную обработку, моет барную стойку.

49. Принимает денежные средства и материальные ценности от работников предприятия, обеспечивает их сохранность.

50. Подводит итоги работы каждого работника предприятия, ведет табель.

51. Обеспечивает сохранность продуктов и инвентаря на складе, следит за поддержанием температурного режима хранения продукции в холодильном оборудовании.

52. Организует приемку товаров из транспортных средств постав­щиков на склад предприятия, проверяет их соответствие заявкам, а также качество и сроки годности.

53. Несет материальную ответственность за имущество предприятия.

Задание 8.3

Составьте кроссворд, аналогичный данному.

Наши рекомендации