II. Динамические экономические модели
1. Сбалансированный рост. Модель Леонтьева — фон Неймана.
2. Эффективный и оптимальный рост. Модель эффективных траекторий. Модель магистрали.
3. Устойчивость.
Таблица 7.1 -Типы и эффективность моделей (систем) управления
№ п/п | Ранги модели (системы) управления | Типы модели (системы) управления | Наиболее эффективны: | Наименее эффективны: |
Локальные модели управления | 1-С Предприятие, Альфа БЭСТ, Инотек-Аналитик Тектон, Никос софт Монополия, Флагман Супер-менеджер, Дело Оазис и т.д. | В производственных малых предприятиях, в представительствах | В торговых дистрибьюторных компаниях | |
Финансово-управленческие модели управления | Concorde, XAL, Navision SCALA, ACCPAC EFFAS, Exact, Hansa Platinum SCL, Sun Systems, Solomon IV Босс, Галактика, Парус, NS-2000 | В торговых и дистрибьюторных компаниях | В малых и средних производственных предприятиях | |
Средние интегрированные модели управления | BPCS, CA-PRMS IFS-System IV Max MFG/Pro Renaissanse, Sute Line | На среднего размера производственных предприятиях | В торговых и дистрибьюторных компаниях | |
Крупные интегрированные модели управления | Baan, JD Edwards Oracle, SAP R/3 | В многофункциональных холдингах | На среднего размера производственных предприятиях |
Примечание. Перечень типов моделей (систем) управления (западных и отечественных) может быть расширен и дополнен самими студентами после тщательного изучения проблемы в рамках подготовки рефератов и научных студенческих работ на конкурсы и выставки.
Темы рефератов
1. Пути оптимизации управления на основе моделирования реальных процессов.
2. Достижение и ограниченность теории моделирования реальных процессов.
3. Достоинства и недостатки практики моделирования реальных процессов.
4. Типичные ошибки и практические советы руководителю при моделировании.
5. Факторы успеха и неуспеха организации (предприятия) при моделировании реальных процессов.
6. Трудность разработки и применения моделей на современном этапе хозяйствования.
Задание 7.9
Розничное торговое предприятие осуществляет торговлю овощной продукцией. На одном рабочем месте продавца продаются нефасованные корнеплоды, картофель, зелень, квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры. Продавец пакует товар и взвешивает.
Постановка задачи
1. Какие нарушения допущены в организации продажи плодоовощной продукции?
2. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия правильного решения?
Задание 7.10
Одну из холодильных камер универсам предназначил для хранения мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, кулинарных изделий. Товар перекладывается из тары поставщика в тару магазина и хранится на стеллажах.
Постановка задачи
1. Какие нарушения допущены магазином в организации хранения товаров?
2. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия правильного решения?
3. Какие меры должен принять менеджер, чтобы обезопасить товары в процессе хранения при данной ситуации?
Задание 7.11
В магазин кондитерских изделий торты поступают из кондитерского цеха ПБОЮЛ «Бартель Л.Н.» в лотках с плотно прилегающими крышками. Поставщик-изготовитель предоставляет при этом магазину картонные коробки в расчете на несколько партий тортов.
Постановка задачи
1. Какие ошибки допущены менеджером в организации поставки тортов?
2. Условия какого нормативного документа нарушают стороны договора купли-продажи?
3. Какие действия должны быть предприняты менеджером для устранения недостатков?
Задание 7.12
В магазин, осуществляющий торговлю хлебобулочными изделиями, хлеб поступает в металлической и пластмассовой многооборотной тарах с плотно прилегающими крышками. В магазине подсобный рабочий часть батонов разрезает на половины и четвертины. Хлеб продается методом самообслуживания. Продавец упаковывает товар и производит расчет с покупателем.
Постановка задачи
1. Дайте оценку правильности организации процесса обслуживания покупателей.
2. Какие действия должен предпринять менеджер для устранения недостатков в его организации?
3. Какой нормативный материал необходим менеджеру для принятия правильного решения?
Задание 7.13
В универсаме организован цех для фасовки под вакуумом мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, а также кондитерских изделий.
Постановка задачи
1. Какие нарушения условия безопасности услуг и организации труда допускает магазин?
2. Какие решения «должен предпринять менеджер?
3. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия правильного решения?
Задание 7.14
На оптовом продовольственном рынке ПБОЮЛ «Петров И.И.» осуществляется торговля мясом, непотрашеной птицей, яйцами, весовым творогом и сметаной.
Постановка задачи
1. Какие нарушения допущены в организации торгового процесса?
2. Какой информационный материал необходим администрации рынка для принятия административного решения?
Задание 7.15
В магазин парфюмерно-косметических товаров 23 декабря поступила партия импортной губной помады со сроком годности до 25 декабря. Менеджер принял эту партию и передал товар в торговый зал, где имелся остаток этого товара от предыдущей партии.
Постановка задачи
1. Дайте оценку правильности действий менеджера в этой ситуации.
2. Каким информационным материалом должен руководствоваться менеджер в этой ситуации?
3. Какие могут варианты решения менеджера?
Задание 7.16
Покупатель приобрел бутылку алкогольной продукции. При употреблении было установлено, что продукция некачественная (осадок, резкий запах и др.). Покупатель употребил 0,25 емкости бутылки. Кассовый чек он не сохранил. Покупатель потребовал от продавца замены товара или возврата его стоимости. Продавец отказался удовлетворить требование покупателя.
Постановка задачи
1. Определите права покупателя и обязанности продавца в этой ситуации.
2. Каковы должны быть действия менеджера в этой ситуации?
3. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 7.17
Розничная торговая организация организовала в летнее время продажу продовольственных товаров, для чего установила автоприцеп в зоне отдыха. Ассортимент включал алкогольные и безалкогольные напитки, чипсы, кондитерские товары. Родители попросили сына четырнадцати лет купить воду, сок, чипсы и вино. Мальчик выполнил просьбу, но вместо вина купил водку в полистироловом стакане. Кассовый чек мальчику не дали.
Постановка задачи
1. Какие нарушения в организации торговли допустил менеджер магазина?
2. Какие нарушения допустил продавец при отпуске товаров?
3. Какой информацией должен руководствоваться менеджер при устранении нарушений в организации продажи товаров?
4. Каковы должны быть действия менеджера?
Задание 7.18
Покупатель приобрел в магазине электротоваров «Свет» холодильник отечественного производства с гарантийным сроком 2 года. На втором году эксплуатации холодильник загорелся. Пострадало имущество покупателя (шторы, кухонная мебель, утварь). Покупатель обратился в магазин с требованием о замене холодильника на новый и денежной компенсации понесенного убытка.
Постановка задачи
1. Дайте оценку правильности иска покупателя.
2. Каковы должны быть действия менеджера в этой ситуации?
3. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 7.19
В продовольственном магазине продавец отпускает товар в упаковке магазина (в полиэтиленовых пакетах). Стоимость пакетов он включает в стоимость покупки. Покупатель отказался оплачивать стоимость пакетов и потребовал предъявить сертификат на упаковочный материал. Возникла конфликтная ситуация.
Постановка задачи
1. Какие действия должен предпринять менеджер для ее разрешения?
2. Каким информационным материалом менеджер должен руководствоваться при разрешении конфликта?
Задание 7.20
Покупательница купила 7 мая в магазине «Мода» для подарка блузку. До того как вручить подарок, она обнаружила, что блузка имеет производительный дефект. Учитывая, что покупательница сохранила чек на покупку, она 11 мая вновь обратилась в магазин с просьбой поменять блузку на более качественную или вернуть деньги, однако таких блузок уже не было, а деньги администрация за покупку отказалась вернуть.
Постановка задачи
1. Права ли в данной ситуации администрация магазина?
2. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 7.21
Продовольственный склад получил партию товара от хладокомбината на сумму 122 300 руб. При приемке оказалась недостача товара на сумму 22 500 руб.
Постановка задачи
1. Каковы должны быть действия менеджера в данной ситуации?
2. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 7.22
Универмаг имеет сложившиеся хозяйственные связи с производственным предприятием ЗАО «Женская Мода». Однако производственное объединение на 2006 г. и дальнейшую перспективу отказалось от поставок своей продукции универмагу, мотивируя тем, что оно должно в первую очередь обеспечить поставки в свои фирменные магазины «Женская мода».
Постановка задачи
1. Обоснованны ли действия поставщика?
2. Что надо предпринять менеджеру универмага, чтобы сохранить сложившиеся хозяйственные связи?
3. Какой информационный материал необходим менеджеру?
Задание 7.23
Магазин «Детский мир» согласно договору поставки с производственным предприятием по пошиву детской одежды должен был получить в IV квартале 2005 г. верхней одежды для девочек на сумму 987 тыс. руб. Фактическая поставка на 01.01.06г. составила 725 тыс. руб.
Постановка задачи
1. Каковы действия менеджеров коммерческой службы универмага?
2. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 7.24
По договору поставки универмага с трикотажным производственным предприятием в I квартале 2005 г. универмагом должно быть получено трикотажных изделий в ассортименте на сумму 240 тыс. руб. равными партиями в 1-й декаде каждого месяца. Фактически поставщик поставил трикотажные изделия 16.01.05г. на сумму 50 тыс. руб.; 23.02.05 г. — 50 тыс. руб.; 27.03. 05. г. — 140 тыс. руб.
Постановка задачи
1. Отразится ли на работе универмага и на обслуживании покупателей подобное распределение объема поставки товаров по месяцам I квартала?
2. Если да, то что следовало предпринять менеджеру?
3. Какой информационный материал необходим менеджеру для принятия решения?
Задание 7.25
Объединение магазинов «12 месяцев успеха» провело реконструкцию одного из универсамов, увеличив его торговую площадь до 400 м2. При оснащении магазина новым оборудованием возник вопрос: какова должна быть установочная и выставочная площадь и площадь покупателей?
Постановка задачи
Какой информационный материал необходим менеджеру для подготовки правильного решения вопроса?
Задание 7.26
Руководителю отдела организации торговли ОАО «Перекресток» поручено провести анализ эффективности магазинов самообслуживания, входящих в сеть торговых предприятий ОАО. Возникли вопросы: какие методические приемы и показатели можно использовать при расчете эффективности самообслуживания?
Постановка задачи
Какой информационный материал необходимо иметь для расчетов?
Задание 7.27
Назовите десять понятий, которые следует знать, принимая решения в условиях рыночных отношений хозяйствующих субъектов. Осуществляя «бег по кругу», необходимо иметь в виду, что первая буква каждого слова располагается в кружочке, отмеченном стрелочкой. Движение осуществляется строго по часовой стрелке.
1. Проверка соблюдения конкретных процедур, норм или правил деятельности. 2. Структурное подразделение хозяйствующего субъекта. 3. Место купли-продажи товаров и услуг. 4. Принятие определенного варианта решения. 5. Потребность в материальных благах и услугах. 6. Помещение для демонстрации и Продажи товаров. 7. Государственный сбор. 8. Признанный обязательным порядок организации дела. 9. Объект купли-продажи. 10. Побудительная причина для разработки решения.
Задание 7.28
Вице-президент компании по маркетингу считает: «Каждый менеджер должен действовать рационально, принимая то или иное решение. Известно из теории, что хороший менеджер должен быть прав в большей части принятых им решений. Но для нашего подразделении этого недостаточно. Я могу признать только единичную, случайно допущенную менеджером ошибку и то, если она была за пределами его полномочий. Я никогда не пойму менеджера, если он действует нерационально».
Менеджер по рекламе поддержал: «Я согласен полностью с идеей и логикой вашего объяснения. Однако что же такое действовать рационально, в чем это умение заключается?»
Постановка задачи.
1. Что, по вашему мнению, включается в понятие «принятие рационального решения?
2. Прав ли в своих высказываниях вице-президент компании по маркетингу? Если нет, то в чем не прав?
3. Что можно предложить менеджеру по рекламе, если он недостаточно рационален в своих решениях?
Задание 7.29
Руководителям часто приходится работать совместно с подчиненными и коллегами, чтобы найти решение проблемы.
Известна практика западного менеджмента:
а) при принятии решений допустимы прямые контакты с подчиненными, статус которых в иерархической лестнице ниже не более чем на один уровень;
б) до обращения к высшему руководству целесообразно максимально использовать непосредственные (прямые) горизонтальные связи работников одного уровня среди партнеров, поставщиков и контролирующих организаций.
Поиск решения проблемы может осуществляться в различных формах, таких как создание целевых межфункциональных групп на временной основе, проведение собраний, совещаний, семинаров, консультирование персонала, мозговой «штурм» или «атака» и т.д.
Успех решения зависит не только от правильного выбора формы подготовки решения, но и от многих других факторов. Техника творческого решения проблем требует от руководителя особых навыков, а именно, знания алгоритма решения.
Постановка задачи
1. Согласны ли вы с утверждением, что следует учитывать статус специалистов, привлекаемых к подготовке и принятию решений, или это не так важно?
2. Назовите существующие формы выработки управленческого решения в организациях.
3. Назовите существующие стадии решения проблем.
4. В чем суть процедуры «мозгового штурма» при выработке решения?
Задание 7.30
При проведении опроса руководителей о стилях принятия решений были высказаны четыре основных мнения:
Некоторые решения я готовлю с привлечением высших руководителей управленческой команды, но большинство единолично и всю ответственность принимаю на себя.
Проблема рассматривается коллективно: всеми на всех уровнях иерархии управления, предложения идут по вертикали снизу вверх.
Решение принимается на общем собрании трудового коллектива, и коллектив несет ответственность за его результаты.
Любое решение готовим групповым методом — целевой рабочей группой или методом «мозговой атаки». Ответственность за решение лежит на всей группе.
У меня нет определенного стиля выработки и принятия решений. Мой стиль можно назвать смешанным: в зависимости от сложности и специфичности проблемы применяю либо единоличный, либо коллективный, а чаще групповой.
Постановка задачи
1. Какой стиль принятия решений вам импонирует в большей степени?
2. Какой стиль принятия решений наиболее адекватен современному этапу развития рыночных отношений и более эффективен?
3. Какие из перечисленных выше стилей принятия решений более свойственны следующим странам: США, Скандинавии, Японии, Англии, России?
Задание 7.31
Вы — главный менеджер крупной фирмы по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение — подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики предоставит новые рабочие места и тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой — это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.
Постановка задачи
1. Каково будет ваше решение?
2. Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?
Задание 7.32
Вы — менеджер по маркетингу фирмы, выпускающей бытовую технику. Фирма путем дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно — пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый пылесос не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Но вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара.
Постановка задачи
Какое решение вы примете? Сделайте такую надпись или нет? Почему?
Задание 7.33
Вы — менеджер фирмы, производящей программные продукты для ПЭВМ. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым человеком), которая (ый) недавно была (был) управляющей (им) фирмы-конкурента. По какой-то причине она (он) была (был) уволена (ен) и теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начинать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или можете взять ее (его) на работу. В крайнем случае можете просто пообещать взять ее (его) на работу. Обида так сильна, что она (он) с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента.
Постановка задачи
Пойдете ли вы на тот или иной шаг? Почему?
Задание 7.34
Вы — менеджер крупной компании по продаже автомобилей. Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего на важной сбытовой территории, начались неурядицы в семье. Дело идет к разводу, но дилер пытается приостановить и изменить решение, принятое его женой. В недалеком прошлом это был один из самых опытных и результативных продавцов вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность отменить выданную этому лидеру торговую привилегию и заменить его.
Постановка задачи
Как вы поступите? Почему? (Поясните свои действия или бездействие.)
Задание 7.35
Вы — менеджер по производству фирмы, выпускающей холодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но которое окажет большое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «N0 РКО8Т» теперь можно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы-конкурента планируется открыть офис для гостей, и на одном из приемов для дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.
Постановка задачи
Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?
Задание 7.36
Вы — главный менеджер известной фирмы, изо всех сил стараетесь добиться заключения выгодного контракта с одной компанией на большую сумму продаж. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его к себе на работу, но если вы намекнете ему об этой возможности, он, скорее всего, передаст заказ именно вам.
Постановка задачи.
Пойдете вы на такой шаг? Почему?
Задание 7.37
Вы—менеджер по маркетингу и хотите сделать выборочный опрос потребителей об их реакции на товар конкурента. Для этого вы должны провести опрос от лица несуществующего Института маркетинга и конъюнктуры рынка. Вы посещаете коммерческие фирмы — конкуренты и представляетесь сотрудником вымышленного института или проводите опрос без представления.
Постановка задачи
Как поступите вы? Пойдете ли вы на обман потребителей? Почему?
Задание 7.38
Вы — менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы, которые в основном — женщины.
Постановка задачи
Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?
Задание 7.39
Вы — менеджер туристической фирмы. К вам пришла женщина, желающая отдохнуть в Греции. У вас же есть горящий тур на Мертвое море в Израиль. У женщины явные проблемы с давлением, одышка. Вы знаете, гипертоникам на Мертвое море ехать противопоказано.
Постановка задачи
Как вы поступите?
Задание 7.40
Вы — менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волосами. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что шампунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее, и, следовательно, увеличится объем продаж.
Постановка задачи
Что вы предпримете? Почему?
Задание 7.41