Оценка коммуникативных способностей менеджера
Обоснование темы ситуации
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на деловое общение. Поэтому важным профессиональным качеством является умение поддерживать отношения с людьми независимо от личных пристрастий. Руководитель должен контролировать свое поведение, чтобы негативное восприятие кого-либо не влияло отрицательно на его взаимоотношения с подчиненными в целом, а положительное — являлось дополнительным стимулом повышения активности всего коллектива. Предлагаемая ситуация, с одной стороны, способствует развитию коммуникативных способностей человека, а с другой — позволяет оценить их возможности на сегодняшний день.
Цели изучения ситуации
Овладение навыками коллективной работы, тренинг делового общения,
ведения дискуссий и принятия решений.
Выявление различных точек зрения на поставленную проблему и пути ее разрешения.
Проверка уровня коммуникативных способностей слушателей.
Тренировка навыка аналитического мышления, связанного с системным
подходом к решению управленческих проблем.
Правила рассмотрения ситуации
Из числа слушателей создается экспертный совет (3 чел.).
Учебная группа разбивается на комитеты (5-6 чел.), в каждом из них избирается председатель.
Характеристика проблемной ситуации
Россию часто называют сырьевым придатком Запада. Это обусловлено тем, что мы больше продаем сырье, а не готовый продукт. Например, продаем Японии лес, а выгоднее (в два-три раза) продавать доски, собранные в пакет, а еще лучшее- щитовые дома, мебель и т. д.
То же самое мы делаем с золотом — расплачиваемся за наши долги золотыми слитками! Почему эти слитки не перерабатываются? Почему не продаются ювелирные изделия? У нас недостаточно мощностей для глубокой переработки нефти, поэтому мы в основном продаем ее в сыром миле, закупаем за границей смазочные масла и платим за это валюту. Разве на валюту, полученную от продажи нельзя было построить десятки заводов по ее переработке?
Из-за отсутствия сервисного обслуживания некоторые виды поставляемых за рубеж изделий, например холодильники «Бирюса» в Великобританию, мы вынуждены продавать намного дешевле.
Аналогичная картина в отношении некоторых марок отечественных часов, Прекрасные по качеству часовые механизмы, но с низким уровнем дизайна закупают фирмы многих стран, меняют в них корпус и циферблат и перепродают уже по более высокой цене.
Порядок разработки ситуации
Внимательно изучить изложенные точки зрения и сформулировать четыре ответа на вопрос: «Почему это делается (делалось)?» Работа в комитетах:
а) каждый участник оценивает ситуацию и самостоятельно отвечает на вопрос: «Почему?» Ответы следует записывать на отдельном листе. Они должны соответствовать дискретной форме (одно-два слова);
б) председатель комитета собирает листы с ответами и начинает обсуждение;
в) в результате обсуждения отбирают три-четыре ответа.
Председатели комитетов докладывают об итогах работы. В обсуждении докладов и принятии решений участвуют все слушатели.
Оценка деятельности команд
Члены экспертного совета оценивают коммуникативные способности каждого участника по предлагаемой шкале (табл. 6.3), на каждой строке которой отмечается соответствующий балл — ставится крестик.
Путем соединения всех крестиков вычерчивается график коммуникативных
способностей.
Подсчитывается общая сумма баллов. Результат меньше 40 показывает низкую способность, больше 70 — высокую.
Таблица 6.3 – Шкала оценки участника групповой работы
1. Умение слушать | Неумение убеждать | |||||||||
2. Способность к сотрудничеству | Неспособность к сотрудничеству | |||||||||
3. Адаптация в новой ситуации | Неспособность к адаптации в новой ситуации | |||||||||
4. Самоконтроль | Несдержанность | |||||||||
5. Умение владеть речью | Неумение владеть речью | |||||||||
6. Словарный запас | Недостаточный словарный запас | |||||||||
7. Умение слушать собеседника | Неумение слушать собеседника | |||||||||
8. Способность к творческому мышлению | Отсутствие творческого мышления | |||||||||
9. Умение аргументировать свои доводы | Неумение аргументировать свои доводы | |||||||||
10. Этичность поведения | Неэтичность поведения |
Задание 6.9