Оценка коммуникативных способностей менеджера

Обоснование темы ситуации

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на деловое общение. Поэтому важным профессиональным качеством является умение поддерживать отношения с людьми независимо от личных пристрастий. Руководитель должен контролировать свое поведение, чтобы негативное восприятие кого-либо не влияло отрицательно на его взаимоотношения с подчиненными в целом, а положитель­ное — являлось дополнительным стимулом повышения активности всего коллектива. Предлагаемая ситуация, с одной стороны, способствует развитию коммуника­тивных способностей человека, а с другой — позволяет оценить их возможности на сегодняшний день.

Цели изучения ситуации

Овладение навыками коллективной работы, тренинг делового общения,
ведения дискуссий и принятия решений.

Выявление различных точек зрения на поставленную проблему и пути ее разрешения.

Проверка уровня коммуникативных способностей слушателей.

Тренировка навыка аналитического мышления, связанного с системным
подходом к решению управленческих проблем.

Правила рассмотрения ситуации

Из числа слушателей создается экспертный совет (3 чел.).

Учебная группа разбивается на комитеты (5-6 чел.), в каждом из них изби­рается председатель.

Характеристика проблемной ситуации

Россию часто называют сырьевым придатком Запада. Это обусловлено тем, что мы больше продаем сырье, а не готовый продукт. Например, продаем Японии лес, а выгоднее (в два-три раза) продавать доски, собранные в пакет, а еще луч­шее- щитовые дома, мебель и т. д.

То же самое мы делаем с золотом — расплачиваемся за наши долги золотыми слитками! Почему эти слитки не перерабатываются? Почему не продаются ювелирные изделия? У нас недостаточно мощностей для глубокой переработки нефти, поэтому мы в основном продаем ее в сыром миле, закупаем за границей смазочные масла и платим за это валюту. Разве на валюту, полученную от продажи нельзя было построить десятки заводов по ее переработке?

Из-за отсутствия сервисного обслуживания некоторые виды поставляемых за рубеж изделий, например холодильники «Бирюса» в Великобританию, мы вынуждены продавать намного дешевле.

Аналогичная картина в отношении некоторых марок отечественных часов, Прекрасные по качеству часовые механизмы, но с низким уровнем дизайна закупают фирмы многих стран, меняют в них корпус и циферблат и перепродают уже по более высокой цене.

Порядок разработки ситуации

Внимательно изучить изложенные точки зрения и сформулировать четыре ответа на вопрос: «Почему это делается (делалось)?» Работа в комитетах:

а) каждый участник оценивает ситуацию и самостоятельно отвечает на вопрос: «Почему?» Ответы следует записывать на отдельном листе. Они должны соответствовать дискретной форме (одно-два слова);

б) председатель комитета собирает листы с ответами и начинает обсуждение;

в) в результате обсуждения отбирают три-четыре ответа.

Председатели комитетов докладывают об итогах работы. В обсуждении докладов и принятии решений участвуют все слушатели.

Оценка деятельности команд

Члены экспертного совета оценивают коммуникативные способности каждого участника по предлагаемой шкале (табл. 6.3), на каждой строке которой отмечается соответствующий балл — ставится крестик.

Путем соединения всех крестиков вычерчивается график коммуникативных
способностей.

Подсчитывается общая сумма баллов. Результат меньше 40 показывает низкую способность, больше 70 — высокую.

Таблица 6.3 – Шкала оценки участника групповой работы

1. Умение слушать Неумение убеждать
2. Способность к сотрудничеству Неспособность к сотрудничеству
3. Адаптация в новой ситуации Неспособность к адаптации в новой ситуации
4. Самоконтроль Несдержанность
5. Умение владеть речью Неумение владеть речью
6. Словарный запас Недостаточный словарный запас
7. Умение слушать собеседника Неумение слушать собеседника
8. Способность к творческому мышлению Отсутствие творческого мышления
9. Умение аргументировать свои доводы Неумение аргументировать свои доводы
10. Этичность поведения Неэтичность поведения

Задание 6.9



Наши рекомендации