Технологическая часть (новые технологии)

Содержание

Введение. 3

1. Аналитическая часть. 5

1.1 Анализ выпуска продукции. 6

1.2 Анализ использования основных фондов. 16

1.3 Анализ по труду, заработной плате и кадрам. 22

1.4. Анализ себестоимости продукции. 32

1.5. Анализ показателей эффективности. 35

2. Проектная часть. 40

2.1. Принятие управленческих решений. 40

2.2. Технологическая часть (новые технологии) 54

2.3. Организационная часть. 55

2.3.1 Анализ структуры управления и пути совершенствования. 55

2.3.2. Обоснование дополнительной численности персонала. 57

2.3.3. Совершенствование оплаты труда. 57

2.4 Расчетно - экономическая часть. 61

2.4.1. Расчет дополнительных капитальных затрат и издержек производства. 61

2.4.2. Расчет показателей эффективности по проекту. 66

3. Специальная часть. 69

4. Безопасность и экологичность проектных решений. 77

Выводы.. 87

Список использованной литературы.. 90

Введение

Тема дипломного проекта «Технико – экономическое обоснование диверсификации деятельности ЗАО «Северная звезда» - продиктована необходимостью проведения комплексных исследований и выработки методических рекомендаций по развитию предприятия.

Численность персонала предприятия на 01.01.05 составляла 517 человек. Объем выпуска продукции – 45431583 руб. Основная деятельность данного предприятия - производство керамического кирпича. В современных условиях рынка большинство предприятий данной отрасли испытывают трудности, обусловленные влиянием инфляции, ростом цен на сырьё и материалы, повышение конкурентоспособности. Продукция предприятия ЗАО «Северная звезда» пользуется спросом на внутреннем рынке. В период перехода к рыночной экономике произошел резкий спад в строительной отрасли, что не могло не затронуть данное предприятие. В связи с этим, тема данной дипломной работы на сегодняшний день актуальна.

В современных условиях большинство предприятий сталкиваются с проблемой неэффективного использования имеющихся у них ресурсов, в первую очередь, основных фондов, доставшихся им в наследство от плановой советской экономики. Избыточные резервы предприятий достигли критического уровня, и вынуждают предприятия вести поиск возможных вариантов их использования для достижения предприятиями своих целей, в первую очередь - для получения прибыли.

При оценке потенциала предприятия необходимо рассматривать его совокупные способности формировать, определять и удовлетворять потребности рынка в товарах и услугах с целью получения прибыли. Категория «потенциал» может и должна отражать только фактический, реально достигнутый уровень способностей в сложившихся условиях. Любые возможные комбинации способностей предприятия должны характеризоваться исключительно категорией «потенция» - способность предприятия в достижении определенной цели при определенной комбинации факторов экономической конъюнктуры. Существует максимальный уровень потенции предприятия, который формируется наиболее благоприятной комбинацией факторов экономической конъюнктуры. Следовательно, способности предприятия можно описать двумя категориями: потенциал и потенция, а также их разницей - предпринимательским резервом.

С точки зрения предприятия, наличие предпринимательского резерва позволяет ему гибко реагировать на колебания экономической конъюнктуры. С другой стороны, избыточный предпринимательский резерв свидетельствует о неэффективной работе предприятия, что выражается в низкой норме прибыли на вложенный капитал.

Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед предприятиями, является поиск путей эффективного использования предпринимательского резерва.

Как правило, большая величина предпринимательского резерва свидетельствует о том, что предприятия не имеет возможность осуществлять экспансию в традиционной для него сфере бизнеса вследствие объективных ограничений, накладываемых существующей конъюнктурой рынка. Выходом из сложившейся ситуации является расширение сферы деятельности предприятия и выход на новые рынки, то есть диверсификация.

Таким образом, диверсификация позволяет предприятию решить одновременно несколько проблем. Во-первых, диверсификация позволяет более эффективно использовать предпринимательский резерв, повышая общую норму прибыли на вложенный капитал. Во-вторых, диверсификация как способ снижения предпринимательских рисков путем эффективного управления бизнес - портфелем предприятия, способствует увеличению финансовой устойчивости предприятия, а, следовательно, и увеличению его потенциала.

Следовательно, можно говорить о том, что использование диверсификации может способствовать превращению предпринимательского резерва, не приносящего прибыль, в потенциал предприятия для получения прибыли, что является одной из важнейших задач для фирм.

Аналитическая часть

Керамические изделия в строительстве применяются человеком с незапамятных времен. В них угадано наше понимание сложной и тонкой гармонии Природы. Используя керамику, мы творим по законам сообразности и красоты. Эти законы, уходя корнями в глубокое прошлое, реализуются в настоящем и имеют великое будущее.

ЗАО «Северная звезда» образовано в 1993 году по обязательной программе приватизации отрасли на базе действующего кирпичного завода № 1. Данное предприятие является закрытым акционерным обществом с правом юридического лица, действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

Основным видом деятельности ЗАО «Северная звезда» является выпуск строительного кирпича по ГОСТ 530 – 95.

Стабильным и перспективным покупателем кирпича стали индивидуальные застройщики и частные предприятия. Покупатели товара делятся на два основных сегмента: юриди­ческие лица — предприятия и организации, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население, заку­пающее кирпич для собственного строительства. Частные лица, как правило, приобретают кирпич самостоятельно или опосредованно - через подрядчиков. Цены на кирпич по обоим сегментам не отличаются, различны величины закупаемых партий — для частного строительства они меньше.

Продукция, выпускаемая ЗАО «Северная звезда» потребляется на местном рынке, высокая себестоимость не позволяет быть конкурентоспособной в других регионах.

Акционерное общество создавалось в целях:

· участия в формировании товарного рынка;

· удовлетворения общественных потребностей в его продукции и услугах;

· получения прибыли.

Выводы

Как показало исследование, целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при уста­новлении масштабов производства следует исходить не только из на­роднохозяйственных и индивидуальных потребностей и данной про­дукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством опреде­ления экономической эффективности производимой продукции.

Данный дипломный проект выполнен на основе экономических показателей ЗАО «Северная звезда», основным видом деятельности которого является производство и реализация керамического кирпича для производства и населения.

В работе проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Северная звезда». Анализ основных технико-экономических показателей предприятия за 2003-2004 годы показал, что объем производства на анализируемом предприятии в отчетном году вырос на 385112 руб. При этом предприятие недостаточно полно использует не только активную, но и пассивную часть основных производственных фондов.

Основную долю в основных средствах занимают машины и оборудование (59,8 % в 2004г.) и здания (32,3 % в 2004г.). Среднегодовая стоимость основных средств сократилась на 44904 руб. или на 0,1 %. Износ основных средств в 2003г. составил 951107 руб., в 2004г. – 95985 руб. Количество оборудования, не введенного в эксплуатацию, уменьшилось в организации с 50 до 40 единиц. У организации имеется потенциальный резерв роста производства продукции за счет увеличения количества действующего оборудования. За 2003 – 2004 гг. произошло снижение среднегодовой стоимости основных средств предприятия на 44904,0 руб., что привело к увеличению фондоотдачи на 0,27 коп., т.е. на 23,3 %.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в 2004г. составила 100%. В результате анализа выявлено увеличение производительности труда на 25469,1 руб. При этом, за счет сокращения численности персонала, производительность труда увеличилась на 9053,1 руб./чел., за счет роста объема производства продукции производительность труда выросла на 16416 руб./чел.

Анализ себестоимости продукции показал, что в результате снижения материальных затрат на 41,2 %, увеличения затрат на оплату труда на 51,5 %, увеличения амортизации на 0,2 %, в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение производственной себестоимости на 15,9 %. В итоге из-за снижения прочих затрат на 39,4 % полная себестоимость снизилась на 17,6 %.

В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям выяснилось, что выручка от продаж в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 8487074 руб., т.е. на 23,0 %. Прибыль предприятия в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 15334125 рублей, себестоимость продукции при этом в 2004 году снизилась на 6847051 рублей. Снижение себестоимости в 2004 году привело к росту рентабельности продукции на 46,8 % по сравнению с 2003 годом. В 2004 году затраты на один рубль реализации снизились на 32,4 %, это говорит о том, что по основной деятельности предприятие получило недостаток от выполненных работ, что повлекло за собой увеличение прибыли и рентабельности производства.

В целом показатели финансового состояния предприятия в 2004г. заметно улучшились по сравнению с 2003г., однако требуется разработка дополнительных мероприятий по поддержанию достигнутого уровня и улучшению положения предприятия в будущем.

Для улучшения ситуации на предприятии предложены следующие мероприятия:

1) Мероприятие по проведению рекламной компании

2) Мероприятие по расширению рынка сбыта.

3) Мероприятие по расширению ассортимента выпускаемой продукции.

4) Мероприятие по сдаче складского помещения.

5) Мероприятие по увеличению реализации продукции.

В заключительном разделе работы произведен пересчет технико-экономических показателей в результате внедрения мероприятий. При внедрении вышеперечисленных мероприятий произойдет увеличение объема реализации продукции на 12,3 %, прибыль от продаж увеличится на 23,5 %, при увеличении затрат на производство на 14,5 %. Вследствие данных изменений происходит увеличение рентабельности на 7,9 %, что говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в настоящее время основной задачей предприятия является не столько наращивание объема производства продукции, сколько улучшение её качества, получения максимальной прибыли для дальнейшего совершенствования технического, технологического и организационного уровня производства.

Список использованной литературы

1. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. – 2002. - №6.- С 44-51.

2. Архипов В. Ветошникова Ю. Стратегии выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2004.- № 12.- С139-142.

3. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2003.- №12.- С. 34-47.

4. Абрютина М.С. Экономический учет и анализ деятельности предприятия // Вопросы статистики.- 2000.-№ 11.- С.34-37.

5. Батлеева А. Динамика портфеля заказов и поведения промышленных предприятий// Вопросы экономики. -2001. -№ 12.- С.125 –137.

6. Бараскина Н.М. Финансовое состояние крупных российских предприятий и возможности их финансового оздоровления // Налоговый вестник – 2001.-№6.- С.18-21.

7. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000.- № 5. - С.3 –17.

8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИФРА-М, 2004 .- 215с.

9. Бурнышев К. Инновации и проблема качества// Вопросы экономики. – 2001.- № 33- С.47.

10. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М.-2005.- 280с.

11. Воронов А. Маркетинговый подход к изучению эффективности производства // Маркетинг.- 2002. - № 6. - С. 32.

12. Волков Ю.Е. Предприятия работают так, как ими управляют // ЭКО. 2002.- № 10. -С.69-74.

13. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование.- М.: Дело, 2004. – 352с.

14. Дугельский А.П. Реформирование организационных структур производства // ЭКО.- 2001.- №9.- С. 120-134.

15. Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия// Финансы. - 2001.- № 4.- С. 15-19.

16. Золотарский.А.З, Шейнман.Е.Ш. Производство керамического кирпича: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003. – 264 с.

17. Карулева Е.А. Проблемы выбора диверсификационной стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 4. – с. 18.

18. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде// Финансы и кредит.- 2001.- № 14.- С.29-32.

19. Лиухто К Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффектовность// Вопросы экономики. - 2000.- №1.- С. 120-136.

20. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471с.

21. Матросова Е. Структурные преобразования в промышленности – условия экономического роста// Экономист . - 2000.- №5.- С.17-23.

22. Никитин Г.Г. Хозяйственная деятельность предприятий// ЭКО. -2002. - № 3. -С.25-38

23. Остапенко В и др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения// Экономист. - 2003.- №7.-С.37-43.

24. Прыкин В.Б. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 360 с.

25. Рябинин А. Существенная направленность и эффективность производства// Экономист. - 2001.- №2.-С. 57-63.

26. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.- 693с.

27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 344 с.

28. Сайбулатов.С.Ж. Ресурсосберегающая технология керамического кирпича – М.: Стройиздат, 2000. – 248 с.

29. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 304с.

30. Терехов.В.А. Комплексный подход к созданию нового и модернизации действующего производства керамических стеновых материалов // Строительные материалы. – 2003. -№2. – с. 35

31. Удалов Ф.Е. Управленческие резервы роста эффективности на предприятиях// ЭКО.- 2000.- № 12.- С.138-144.

32. Шашуро А. Не всякий рост означает развитие// Экономист. - 2000.-№4- С.28-34.

33. Экономика предприятия / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.- 742с.

34. Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юрист, 2000. – 584 с.

35. Экономика строительства / Под. ред.И.С.Степанова. - М.: Юрайт, 2002. – 416с.

36. Экономика предприятия./ Под ред Е.Л. Кантора.- СПБ: Питер, 2002.- 352 с.

Содержание

Введение. 3

1. Аналитическая часть. 5

1.1 Анализ выпуска продукции. 6

1.2 Анализ использования основных фондов. 16

1.3 Анализ по труду, заработной плате и кадрам. 22

1.4. Анализ себестоимости продукции. 32

1.5. Анализ показателей эффективности. 35

2. Проектная часть. 40

2.1. Принятие управленческих решений. 40

2.2. Технологическая часть (новые технологии) 54

2.3. Организационная часть. 55

2.3.1 Анализ структуры управления и пути совершенствования. 55

2.3.2. Обоснование дополнительной численности персонала. 57

2.3.3. Совершенствование оплаты труда. 57

2.4 Расчетно - экономическая часть. 61

2.4.1. Расчет дополнительных капитальных затрат и издержек производства. 61

2.4.2. Расчет показателей эффективности по проекту. 66

3. Специальная часть. 69

4. Безопасность и экологичность проектных решений. 77

Выводы.. 87

Список использованной литературы.. 90

Введение

Тема дипломного проекта «Технико – экономическое обоснование диверсификации деятельности ЗАО «Северная звезда» - продиктована необходимостью проведения комплексных исследований и выработки методических рекомендаций по развитию предприятия.

Численность персонала предприятия на 01.01.05 составляла 517 человек. Объем выпуска продукции – 45431583 руб. Основная деятельность данного предприятия - производство керамического кирпича. В современных условиях рынка большинство предприятий данной отрасли испытывают трудности, обусловленные влиянием инфляции, ростом цен на сырьё и материалы, повышение конкурентоспособности. Продукция предприятия ЗАО «Северная звезда» пользуется спросом на внутреннем рынке. В период перехода к рыночной экономике произошел резкий спад в строительной отрасли, что не могло не затронуть данное предприятие. В связи с этим, тема данной дипломной работы на сегодняшний день актуальна.

В современных условиях большинство предприятий сталкиваются с проблемой неэффективного использования имеющихся у них ресурсов, в первую очередь, основных фондов, доставшихся им в наследство от плановой советской экономики. Избыточные резервы предприятий достигли критического уровня, и вынуждают предприятия вести поиск возможных вариантов их использования для достижения предприятиями своих целей, в первую очередь - для получения прибыли.

При оценке потенциала предприятия необходимо рассматривать его совокупные способности формировать, определять и удовлетворять потребности рынка в товарах и услугах с целью получения прибыли. Категория «потенциал» может и должна отражать только фактический, реально достигнутый уровень способностей в сложившихся условиях. Любые возможные комбинации способностей предприятия должны характеризоваться исключительно категорией «потенция» - способность предприятия в достижении определенной цели при определенной комбинации факторов экономической конъюнктуры. Существует максимальный уровень потенции предприятия, который формируется наиболее благоприятной комбинацией факторов экономической конъюнктуры. Следовательно, способности предприятия можно описать двумя категориями: потенциал и потенция, а также их разницей - предпринимательским резервом.

С точки зрения предприятия, наличие предпринимательского резерва позволяет ему гибко реагировать на колебания экономической конъюнктуры. С другой стороны, избыточный предпринимательский резерв свидетельствует о неэффективной работе предприятия, что выражается в низкой норме прибыли на вложенный капитал.

Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед предприятиями, является поиск путей эффективного использования предпринимательского резерва.

Как правило, большая величина предпринимательского резерва свидетельствует о том, что предприятия не имеет возможность осуществлять экспансию в традиционной для него сфере бизнеса вследствие объективных ограничений, накладываемых существующей конъюнктурой рынка. Выходом из сложившейся ситуации является расширение сферы деятельности предприятия и выход на новые рынки, то есть диверсификация.

Таким образом, диверсификация позволяет предприятию решить одновременно несколько проблем. Во-первых, диверсификация позволяет более эффективно использовать предпринимательский резерв, повышая общую норму прибыли на вложенный капитал. Во-вторых, диверсификация как способ снижения предпринимательских рисков путем эффективного управления бизнес - портфелем предприятия, способствует увеличению финансовой устойчивости предприятия, а, следовательно, и увеличению его потенциала.

Следовательно, можно говорить о том, что использование диверсификации может способствовать превращению предпринимательского резерва, не приносящего прибыль, в потенциал предприятия для получения прибыли, что является одной из важнейших задач для фирм.

Аналитическая часть

Керамические изделия в строительстве применяются человеком с незапамятных времен. В них угадано наше понимание сложной и тонкой гармонии Природы. Используя керамику, мы творим по законам сообразности и красоты. Эти законы, уходя корнями в глубокое прошлое, реализуются в настоящем и имеют великое будущее.

ЗАО «Северная звезда» образовано в 1993 году по обязательной программе приватизации отрасли на базе действующего кирпичного завода № 1. Данное предприятие является закрытым акционерным обществом с правом юридического лица, действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

Основным видом деятельности ЗАО «Северная звезда» является выпуск строительного кирпича по ГОСТ 530 – 95.

Стабильным и перспективным покупателем кирпича стали индивидуальные застройщики и частные предприятия. Покупатели товара делятся на два основных сегмента: юриди­ческие лица — предприятия и организации, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население, заку­пающее кирпич для собственного строительства. Частные лица, как правило, приобретают кирпич самостоятельно или опосредованно - через подрядчиков. Цены на кирпич по обоим сегментам не отличаются, различны величины закупаемых партий — для частного строительства они меньше.

Продукция, выпускаемая ЗАО «Северная звезда» потребляется на местном рынке, высокая себестоимость не позволяет быть конкурентоспособной в других регионах.

Акционерное общество создавалось в целях:

· участия в формировании товарного рынка;

· удовлетворения общественных потребностей в его продукции и услугах;

· получения прибыли.

Технологическая часть (новые технологии)

На предприятии применяется новая технология производства строительной керамики с использованием метода жесткой экструзии - для производства конкурентоспособной продукции, качество которой отвечает требованиям, как отечественных, так и европейских потребителей. На предприятии произвели монтаж и установку экскрудеров американского производства фирмы «J.C.STEEL&SONS INC» с производительностью до 14 тысяч штук кирпича в час. Резку и предварительную обработку продукции производит резчик швейцарской фирмы «FREYMATIC AG» с производительностью 12 тысяч штук кирпича в час. Садка полуфабрикатов на туннельные вагоны производятся автоматически садчиками, изготовленными итальянской фирмой «UNITED SIMBOL». Внедрение на предприятии современного оборудования ведущих мировых фирм -производителей позволит довести производительность завода до 30 миллионов штук в год.

Устанавливаемое оборудование обеспечит формирование стандартного кирпича размерами 250 х 120 х 65мм -до 3 тысяч штук в час, а пустотелого и эффективного кирпича с пустотностью от 18% до 35% - 4 тысяч штук в час.

В рамках реконструкции предприятия ведется строительство туннельной печи, с установкой новейших газогорелочных устройств ведущей немецкой фирмы «KROMSCHRODER» что дает возможность полной автоматизации процесса обжига продукции. Модернизация производства предусматривает расширение ассортимента и цветовой гаммы выпускаемых изделий.

Пустотелый и эффективный керамический кирпич отличается особыми теплотехническими характеристиками. Такой кирпич в среднем на 1 кг. легче традиционного и обладает прочностью достаточной для строительства многоэтажных домов. Его теплоизоляционные свойства в два раза выше теплозащитных свойств обычного кирпича благодаря уникальной конструкции сквозных пустот. Основным компонентом для производства кирпича керамического является глина месторождения "Очеретино-2". Продукция сертифицирована и прошла радиационный контроль. Керамический кирпич признан лучшим экологически чистым ценовым материалом. Он огнестоек, надежно защищает от холода при минимуме энергозатрат и обеспечивает оптимальную влажность помещения.

Наши рекомендации