Государственное и административное регулирование
Правовые акты – федеральные, уровня штата, а также местные – очень часто затрагивают деятельность компаний. Так, Управление по охране окружающей среды (EnvironmentalProtectionAgency, EPA) может предписать определенный способ ликвидации отходов, местные власти – ввести территориальные ограничения, а Управление по охране труда (OccupationSafetyandHealth, OSHA) – установить правила для тех или иных рабочих мест. Все это способно повлиять на работу компании, а значит, должно быть рассмотрено в бизнес-плане.
При описании внешнего фактора предприниматель должен вкратце охарактеризовать:
- его природу и источник;
- его потенциальное влияние на бизнес и связанные с этим влиянием опасности;
- меры по преодолению возможных негативных последствий.
Эта часть бизнес-плана может в дальнейшем сыграть очень важную роль во внутренней деятельности компании. Внимание к деталям, касающимся внешних факторов, способствует уменьшению неопределенности и снижает риск неудачи.
Государственное и административное регулирование Правила упаковки детского питания определяются инструкциями Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FoodandDrugAdministration, FDA). Изготовитель обязан придерживаться стандартов FDA, касающихся консервирования и упаковки. Кроме того, все торговые знаки, списки ингредиентов, а также техническая информация подлежат отдельной регистрации в каждом штате. Поддержание отношений GFI с государственными и административными учреждениями возьмет на себя доктор Дональд Шатцберт, эксперт в этой области и член консультативного совета компании. |
Комментарий: внешние факторы
Этот раздел в бизнес-плане GFI чересчур краток, и несколько важных вопросов оставлено здесь без ответа. Какое влияние могут в будущем оказать существующие нормы и правила на ценовую политику, обязательства и новые продукты компании?
Правовая защита
Часто имеет смысл посвятить небольшой самостоятельный раздел бизнес-плана различным формам правовой защиты, которые компания применяет (или планирует применять) для своих продуктов или процессов. К возможным формам относятся патенты, лицензии, торговые марки и авторские права. Некоторый комментарий по поводу правовой защиты уместен даже тогда, когда ее влияние на деятельность предприятия не оценивается как существенное. Безусловно, многие компании добиваются успеха без помощи патентов, лицензий и т. п., но иметь их всегда полезно.
Названные формы правовой защиты применимы не только к высокотехнологичным и инновационным продуктам – компания может защитить лицензией свое исключительное право на распространение любой продукции.
Важно, кроме того, отметить, что защищаемый объект – не обязательно конечный продукт или услуга: компания вправе получить патент на определенную технологию производства, особенность конструкции и т. п.
Польза от такой защиты очевидна – владельцу интеллектуальной собственности обеспечивается определенное конкурентное преимущество, гарантированно сохраняемое за ним в течение некоторого времени. Это в ряде случаев весьма важно для становления и начального развития бизнеса. Однако конкурентное преимущество может быть незначительным или даже вообще отсутствовать.
В контексте бизнес-плана патенты, лицензии и иные формы защиты интеллектуальной собственности должны рассматриваться в нескольких аспектах. Необходимо объяснить, какую пользу принесет правовая защита, каких сфер бизнеса это коснется и с какими рисками будет связано (например, что произойдет при аннулировании лицензионного соглашения). Ниже мы обсудим все эти вопросы.
Защищаемый объект
Прежде всего следует указать, что именно подлежит защите. Существует несколько форм правовой защиты, причем они могут применяться и к отдельному атрибуту, и к группе атрибутов, и ко всему продукту, и к целой линейке продуктов. Определив таким путем объект, нужно назвать текущую стадию оформления правовой защиты – например: ведутся переговоры о заключении лицензионного соглашения; переговоры завершены, и соглашение вступает в силу с такого-то числа; соглашение уже действует.
Влияние защиты
Далее необходимо описать практический эффект, который даст правовая защита. В определенных случаях можно ожидать весьма существенного эффекта, т. е. конкурентное преимущество будет сохраняться в течение длительного времени. При каких-то других обстоятельствах наличие защиты ни на что или почти ни на что не повлияет. Так, если компания когда-то запатентовала продукт или технологический процесс, который к настоящему времени уже успел устареть, этот патент не заслуживает упоминания в бизнес-плане.
Однако чаще всего эффект по своему масштабу находится где-то посередине между двумя крайними точками: реальное преимущество просматривается на старте, пока конкуренты еще не успели создать аналогичные продукты (внедрить процессы). Тогда в бизнес-плане может утверждаться, например, что запатентованный компанией продукт останется в ближайшем будущем единственным в своем роде, а конкурирующие изделия появятся не ранее чем через год.
Документация
Когда потенциальный эффект от патента, лицензии или иного механизма защиты интеллектуальной собственности оценивается как значительный, весьма вероятно, что предполагаемый кредитор или инвестор пожелает ознакомиться с юридической документацией. Поскольку такая документация весьма обширна, включать ее в бизнес-план не нужно. Однако стоит упомянуть о том, что юридические документы, тексты договоров и сопутствующие материалы могут быть предоставлены по запросу.
Во многих бизнес-планах раздел, посвященный патентам, лицензиям и т. п., не имеет большого значения, просто потому, что компания не оформляла никаких прав на интеллектуальную собственность. Если же компания обладает интеллектуальной собственностью, которую считает нужным защитить, этот коро-тенький раздел может внести решающий вклад в создание благо-приятного впечатления обо всем проекте.
Правовая защита Специфические технологии, используемые в производственном процессе GFI, являются собственной разработкой фирмы, однако непатентоспособны. Предполагается передать их лишь небольшому числу избранных фирм, которые должны будут подписать договор о неразглашении и неконкуренции. |