Простота привлечения новых инвесторов
Успешное предприятие должно расти и развиваться, а для развития необходимы средства. Бизнес, начатый парой друзей, которые разрабатывают в гараже новую технологическую идею, поначалу может финансироваться только владельцами, но в определенный момент у них появляется потребность в привлечении средств и новых инвесторов. В течение жизни компании такие моменты могут наступать много раз. Типичное венчурное финансирование – не одномоментное событие. Существуют венчурные фонды, специализирующиеся на вложениях в предприятия на определенных этапах их развития. И еще до того, как предприятие окажется в состоянии привлечь венчурный капитал, оно может получать финансовую помощь от друзей, родственников или бизнес-ангелов.
Каждый раунд финансирования – крупная транзакция, часто требующая специализированных юридических, налоговых, финансовых консультаций. При этом первичный выбор юридической формы предприятия небезразличен с точки зрения привлечения средств в будущем, а также минимизации некоторых побочных эффектов транзакций для существующих участников.
Для корпорации возможность привлечения средств путем выпуска дополнительных акций ограничена ее уставом. Учредители корпорации сразу должны определить, сколько обыкновенных акций будет выпущено. Казалось бы, странный вопрос: почему не заявить максимально допустимое число акций? Этому мешает так называемый делавэрский налог на франшизу, который зависит от числа разрешенных акций. В своей практике мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда компания увеличивала число разрешенных акций перед первоначальным публичным предложением (IPO), затем IPO по той или иной причине откладывалось, и компании приходилось платить увеличенный дела– вэрский налог на франшизу.
Юридическая форма корпорации позволяет выпускать новые акции без особых формальностей, поэтому привлечь дополнительный капитал довольно просто. После того как компания стала публичной и подконтрольной SEC, перед выпуском акций от нее могут потребовать представления в SEC определенной финансовой информации, но в целом появление новых инвесторов не затрагивает существующих акционеров. Малому предприятию в форме корпорации для проведения аналогичной процедуры может понадобиться пересмотр соглашения между акционерами и соглашения о распределении голосов.
Для приема нового инвестора в товарищество также нужна дополнительная документация. Многие аспекты этого процесса можно оговорить в исходном учредительном договоре: например, методику оценки стоимости активов, меры по ограничению разводнения капитала для существующих участников и т. п. Чтобы вступить в товарищество, инвестор должен присоединиться к его учредительному договору, а это нечто большее, чем просто подписать чек. Некоторым венчурным фондам и институциональным инвесторам невыгодно инвестировать капитал в товарищество. Например, если пенсионный фонд будет напрямую владеть долей действующего бизнеса, это неблагоприятно скажется на его налогообложении. Взаимные и венчурные фонды тоже предпочитают работать с корпорациями во избежание налоговых последствий.
Единоличная собственность по определению не предполагает наличия внешних участников в капитале. Если предприниматель для получения финансирования передаст кому-либо долю в собственности предприятия, то собственников станет несколько, и юридическая форма бизнеса изменится.
В LLC привлечение средств новых инвесторов происходит так же, как в товариществах. В операционном договоре предусматривается процедура приема нового инвестора, и обычно оговариваются налоговые последствия такой транзакции. Закон не накладывает никаких ограничений на вступление в LLC, все определяется условиями договора. При крупных капиталовложениях часто возникает необходимость составить новый операционный договор, который подписывается всеми сторонами.
Оценивая простоту привлечения инвесторов, обязательно следует учитывать последствия финансирования для существующих собственников. Инвестиции могут по-разному отражаться (или вовсе не отражаться) на налогообложении. Если же говорить об управлении и контроле, то при приеме новых членов в число собственников следует рассмотреть следующие вопросы.
- Являются ли новые инвесторы чисто финансовыми или они будут участвовать в управлении бизнесом?
- Если это финансовые инвесторы – например, фонды прямых инвестиций или венчурные капиталисты, – то могут ли они привнести какой-либо уникальный опыт; если да, как он скажется на работе компании?
Приход новых инвесторов с правом голоса и с собственными взглядами на бизнес, очевидно, не может не сказаться на степени контроля со стороны владельца. Это важнейший предмет для обсуждения, в долгосрочной перспективе он значит для успеха компании даже больше, чем финансовая сторона сделки. Подумайте, готовы ли вы отказаться от роста стоимости бизнеса на 10% ради сохранения контроля? С какими последствиями сокращения целевого объема продаж на 10% вы готовы смириться? Хотите ли вы разводнить свои права на управление бизнесом и подчиняться другим инвесторам? Именно такие сложные нефинансовые вопросы встают перед всяким предпринимателем, пытающимся привлечь средства.
Налоги
Член Верховного суда США Оливер Уэнделл Холмс как-то заметил: «Налоги – это цена, которую мы платим за цивилизованное общество». Его слова выгравированы на гранитном портале здания Службы внутренних доходов в Вашингтоне. Безусловно, они справедливы, но к ним стоит добавить и еще одно утверждение, досконально разъясненное нам другими специалистами в области права: ни один налогоплательщик не обязан отдавать в казну больше налогов, чем с него причитается по закону.
Многочисленная армия бухгалтеров и юристов всегда готова помочь предпринимателю выполнить налоговые обязательства, но при этом не заплатить ни цента сверх положенного. Юридическая форма предприятия существенно влияет на налоговые обязательства, связанные с его учреждением, деятельностью и ликвидацией.
Вопрос о налоговом планировании весьма сложен. Налоговое законодательство находится в постоянном движении, поскольку в него вносят изменения и Конгресс, и Служба внутренних доходов, и законодательные органы штатов, и суды различного уровня. Существует несколько налоговых юрисдикций: федеральная, уровня штата и местная; в каждой из них действует своя структура налогов, финансирующих потребности бюджетов.
Например, для федерального правительства основным источником пополнения бюджета служит подоходный налог, а для большинства школьных округов и муниципалитетов – налог на недвижимость. Бюджетные поступления одних штатов сегодня обеспечиваются в первую очередь налогами с продаж и на пользование, других – налогом на прибыль. Хотя подоходный налог сегодня является главным источником поступлений в федеральный бюджет, в Конгрессе обсуждалась возможность перехода на налогообложение потребления.
Наконец, налоговое законодательство далеко не всегда решает задачу пополнения бюджета; нередко налоговая политика служит инструментом, позволяющим поощрить определенное поведение налогоплательщиков или, наоборот, сделать какое-то поведение невыгодным. Когда Конгресс считает необходимым стимулировать рост пенсионных накоплений, он предлагает ввести налоговые льготы для пенсионных счетов. Начав кампанию по борьбе с курением, правительство штата облагает налогом сигареты. Так что налоговое законодательство существует не только для удовлетворения финансовых потребностей государства, и это осложняет оценку ситуации.
Можно выделить две группы налогов. Первая – это постоянно действующие налоги, которыми облагается прибыльная деятельность предприятия (с возможностью вычета убытка). Вторая – разовые налоги, взимаемые при определенных событиях в бизнесе, таких как продажа, IPO и т. п. Налоги, уплачиваемые при выходе из бизнеса, часто существенно выше годового налога на прибыль от операций на начальной стадии развития бизнеса.
Налоговая система США предусматривает двухуровневое обложение корпоративной прибыли: сначала взимается налог на прибыль самой корпорации, а затем акционеры уплачивают налог с полученных дивидендов или прироста капитала при продаже акций. В других странах, в частности в Европе, подобные схемы встречаются не очень часто. Снижение ставки налога на дивиденды и прирост капитала уменьшает неблагоприятный эффект двухуровневого обложения, но проблема сохраняется. Единоличная собственность облагается лишь один раз, что намного предпочтительнее. Кроме того, некоторые возможности полностью или частично избежать двухуровневого обложения есть у товариществ, LLC и S-корпораций.
Единоличная собственность
Единоличный собственник имеет самую простую структуру налогообложения. Он раскрывает прибыль или убыток от бизнеса в приложении C к налоговой декларации (форма 1040). С прибыли от его бизнеса взимается налог на самозанятость – эквивалент налогов на социальное обеспечение и программу Medicare, которые платят наемный работник и работодатель. Единоличный собственник уплачивает этот налог в рамках ежегодного расчета по федеральному подоходному налогу, указывая доход от самозанятости в приложении SE формы 1040.
Единоличный собственник не платит налогов на социальное обеспечение с зарплат супруги (супруга) и собственных несовершеннолетних детей, работающих на предприятии. Это позволяет снизить налог на самозанятость и получить другие выгоды, например, возможность для супруги (супруга) и детей делать взносы на индивидуальные пенсионные счета (IndividualRetirementAccount, IRA). Кроме того, они не платят налог в фонд помощи безработным – в отличие от других юридических форм, где этот налог взимается как с собственника, так и с работников.
В течение многих лет Конгресс вносит в налоговое законодательство поправки, призванные уравнять условия налогообложения наемных работников и самозанятых граждан. Главное отличие всегда заключалось в том, что самозанятый предприниматель не мог вычесть из облагаемого дохода стоимость медицинского страхования, если она вместе с другими медицинскими расходами не превышала определенного процента от скорректированного валового дохода (в настоящее время – 7-5%). Наемные работники обычно получали необлагаемую налогом медицинскую страховку от работодателя, а если они участвовали в оплате страховых премий, то платеж полностью вычитался из облагаемого дохода в рамках так называемого «плана "кафетерий"». Сейчас самозанятый предприниматель может вычесть из облагаемого дохода 100% премии по медицинскому страхованию независимо от стоимости других медицинских расходов, причем право вычета имеют даже те налогоплательщики, которые не делают постатейных вычетов.
LLC
В результате произошедших в 1990-х гг. изменений в налоговом и корпоративном законодательстве в США появилась новая юридическая форма бизнеса, сочетающая преимущества корпораций (ограниченная ответственность) и единоличной собственности (гибкость, один уровень налогообложения). Компания с ограниченной ответственностью – LLC – представляет собой корпорацию, учрежденную в соответствии с законом штата, который может интерпретироваться по-разному в целях налогообложения. Поскольку это корпорация, на ее владельцев в полной мере распространяются положения об ограничении ответственности (но с учетом других правил, регулирующих, например, ответственность корпораций, оказывающих профессиональные услуги, по претензиям в связи с халатностью и небрежностью). Если у LLC всего один владелец, то в целях налогообложения она может рассматриваться как «неучитываемое лицо» (disregardedentity). Это означает, что владелец LLC отчитывается о прибылях и убытках точно так же, как единоличный собственник, заполняя Приложение C к форме 1040.
При наличии нескольких владельцев LLC осуществляет свою деятельность в рамках операционного договора, который во многих отношениях аналогичен договору о создании товарищества. Ниже мы разберем стандартные условия соглашения между партнерами. В целях налогообложения LLC с несколькими владельцами обычно рассматривается как товарищество, и соответствующие пункты договоров для LLC и товарищества примерно одинаковы.
Независимо от числа владельцев LLC пользуется режимом одноуровневого налогообложения. Продажа долей участия, активов и бизнеса LLC облагается только одним налогом, который платит владелец. Покупатель доли LLC обычно получает налоговые льготы для своих вложений, например право на вычеты, право на ускоренную амортизацию и т. п.
Гибкость структуры LLC позволяет крупным корпорациям использовать эту форму для различных внутренних нужд. Отсюда можно заключить, что форма LLC получила всеобщее признание как заслуживающая доверия организационно-правовая форма. Это видно по торговым маркам пищевых продуктов. Благодаря прозрачности налогообложения создалась ситуация, в которой многие новые предприятия, даже входящие в состав крупнейших корпораций, создаются в форме LLC. LLC дает возможность разделить активы и ответственность, не выстраивая громоздкую налоговую структуру. Именно поэтому LLC стали сегодня более популярной юридической формой, чем товарищества и S-корпорации.
Товарищества
Товарищество – это «сквозная» структура с одноуровневым налогообложением. С точки зрения уплаты налогов различия между единоличным собственником и партнерами в товариществе невелики. Как самостоятельное юридическое лицо, товарищество представляет налоговые декларации, однако само не платит налогов. Каждый из партнеров отчитывается о своей части прибыли в индивидуальной декларации.
Для некоторых предприятий юридическая форма товарищества подходит идеально. Так, компании, специализирующиеся на инвестициях в недвижимость, обычно представляют собой товарищества с ограниченной ответственностью. Пассивные инвесторы получают право начисления амортизации и вычета процентов в связи с правом собственности на имущество. Существуют некоторые ограничения на вычеты, связанные с другими источниками дохода, но они действительны и для других организационно-правовых форм и определяются характером участия в бизнесе (активное или пассивное), а также суммой, которой рискует инвестор. Однако самое значительное преимущество товарищества – как полного, так и с ограниченной ответственностью – это один уровень налогообложения при транзакциях. При этом законодательство предусматривает не только одноуровневое налогообложение продавца, но и особые налоговые условия для покупателя в плане распределения налога и возможности частичного возврата средств путем более значительного амортизационного вычета. Для некоторых инвесторов эти преимущества довольно привлекательны, однако, как уже говорилось, многие венчурные фонды, привлекающие иностранный капитал, и инвесторы, освобожденные от уплаты налога (такие, как пенсионные фонды), не могут инвестировать непосредственно в товарищества, владеющие активным бизнесом, из-за ограничений, накладываемых законом.
S-корпорации
Юридически S-корпорация аналогична корпорации во всем, кроме налогообложения, при условии, что она отвечает определенным квалификационным критериям и выбирает особый налоговый режим на федеральном уровне и уровне большинства штатов. Название «S-корпорация» связано с тем, что регламенты, определяющие ее налоговый статус, содержатся в подразделе S Налогового кодекса. По большинству признаков S-корпорации сходны с товариществами и LLC. Различия касаются возможностей вычета убытков помимо тех, что получены от прямого инвестирования, и предоставления налоговых льгот новым инвесторам, а также ограничений на число и тип инвесторов (которые постоянно пересматриваются в ходе совершенствования налогового законодательства). В силу этих особенностей S-корпорации сегодня уже не так популярны, как несколько лет назад. Они также менее гибки, чем товарищества и LLC, с точки зрения участия разных инвесторов в убытках, прибылях и т. п.
C-корпорации
В сознании многих бизнес прочно ассоциируется с юридической формой корпорации, что и понятно: ведь корпорации составляют подавляющее большинство – 99,99% – американских публичных компаний (ничтожный остаток – это товарищества с ограниченной ответственностью, сосредоточенные в нескольких отраслях). Тем не менее лишь небольшая часть предприятий США формально зарегистрирована в качестве обычных корпораций как налогоплательщики. Действительно, было бы странно создавать новое предприятие как корпорацию, когда существует большое число других, более подходящих юридических форм бизнеса.
В корпорациях действует двухуровневое налогообложение. Сначала налог взимается с прибыли, полученной корпорацией. Затем, когда эти прибыли распределяются между акционерами в качестве дивидендов, они облагаются повторно. При продаже акций корпорации продавец платит налог со своей выручки, а покупатель не получает никакой компенсации в виде налоговых льгот.
Минимальная ставка налога на прибыль корпорации значительно ниже максимальной ставки подоходного налога акционеров, и форма корпорации позволяет в определенной мере управлять соотношением между ними. Заработная плата сотрудников, владеющих акциями корпорации, при начислении корпоративного налога может вычитаться из суммы прибылей, подлежащей обложению (поэтому вполне резонно, что размер оклада ограничен). При невысоком корпоративном налоге появляется возможность на короткий срок инвестировать еще не выплаченную сумму индивидуального налога и получить дополнительную прибыль. Но эта прибыль тоже подлежит двойному обложению, и в общей сложности с нее будет удержано больше налога, чем при одноуровневой схеме.
Многие формы поощрения сотрудников, первоначально выработанные в крупных корпорациях, такие как опционы или «фантомные акции», были различным образом модифицированы для использования в других формах предприятий. Так, опционные планы корпораций сопоставимы с планами долевого участия, предлагаемыми в некоторых товариществах. И хотя успешный бизнес рано или поздно, по-видимому, выйдет на IPO и приобретет статус корпорации, для предприятий, которые еще не достигли нужной стадии развития, существуют и более подходящие структуры.
Прибыль корпорации, превышающая до уплаты налога $335 000, облагается по единой ставке, равной 34%. Иными словами, как только предприятие достигает такого уровня прибылей, ему становится выгодно функционировать в форме (обыкновенной) корпорации. Если же прибыль не превышает $50 000, а владелец не намерен выплачивать большие денежные суммы в качестве дивидендов, общая сумма налога, который понадобится выплатить корпорации, может быть меньше 31%.
В промежутке между $50 000 и $335 000 ставка растет, и корпоративная схема делается все менее выгодной. При достижении уровня в $335 000 эффективная ставка налога на корпорацию становится равной 34%, при том что максимальная ставка индивидуального налога составляет 35%. В этот момент владельцу обычно стоит перейти к юридической форме S-корпорации.
В таблице 3.1 сравниваются основные характеристики различных организационно-правовых форм предприятия. Законодательство и ставки налогов постоянно меняются, поэтому чтобы определить, какая форма лучше всего подходит для вашего бизнеса, следует обратиться к помощи специалистов – юридических и налоговых консультантов.