Другие источники финансирования
Собственные средства, средства родственников и друзей
Вопреки распространенному заблуждению, первоначальные вложения в новые предприятия в большинстве случаев делаются вовсе не венчурными капиталистами, а инвесторами, хорошо знающими предпринимателя. Бизнес часто создается на собственные средства владельца, к которым добавляются средства родственников и друзей.
Такой способ зачастую выгоден для инвесторов, а для бизнесмена он хорош своей быстротой. Однако друзья и родственники владельца предприятия не являются «профессионалами». Поэтому они не в состоянии достаточно квалифицированно оценить риск с помощью процедуры «дьюдилидженс», а значит, могут принять неверное решение, что, в свою очередь, способно отрицательно сказаться на личных отношениях. Прежде чем обращаться за помощью к друзьям или родственникам, следует подумать о вероятности такого исхода.
Чаще всего (с большим отрывом) инвесторами выступают члены семьи предпринимателя (включая его самого). Семья может вложить в будущий бизнес свои сбережения и другие активы, такие как ликвидные акции или оплаченная доля жилья, используемая в качестве обеспечения второй ипотеки. Именно так складывается первоначальный капитал при создании огромного множества небольших предприятий.
Начинающему предпринимателю сейчас довольно просто получить коммерческий кредит на $10 000-$20 000. Управление по делам малого бизнеса США (U. S. SmallBusinessAdministration, SBA) с конца 1990-х гг. осуществляет программу «микрокредитования», и работающие с SBA банки и финансовые компании выдают под гарантию этой организации «микрокредиты» размером до $50 000.
Камнем преткновения для многих предпринимателей сегодня становится второй раунд финансирования, приходящийся на период между созданием бизнеса и началом получения устойчивых денежных потоков. На этой стадии потребность компании в инвестициях нередко лежит в диапазоне между $100 000 и $1 млн. Поскольку венчурные фонды, готовые вкладывать свой капитал порциями менее $1 млн, немногочисленны, предприятия, нуждающиеся в таком объеме финансирования, в ряде случаев обращаются к бизнес-ангелам или деловым партнерам, прибегают к лизингу оборудования и другим методам привлечения капитала.
Существуют и еще более «творческие» методы изыскания ликвидных активов для первоначальных инвестиций в предприятие. Например, некий человек собирался открыть специализированный мясной магазин; у него было $10 000, и ему требовалось еще столько же. Знакомый консультант в сфере малого бизнеса сказал ему, что привлечь такую сумму будет непросто. И все же через несколько недель предприниматель позвонил консультанту и пригласил его в свой новый магазин. «Как тебе удалось достать денег?» – поинтересовался консультант. «Я продал Corvette жены», – ответил бизнесмен. Это был довольно скромный и не слишком экзотический, но тем не менее вполне эффективный источник финансирования, а владелец мясного магазина, безусловно, проявил изобретательность (впрочем, мы не знаем, как отнеслась к этой инициативе его супруга и сочла ли она эффективным такое использование своего имущества).
Известны случаи, когда предприниматели, не имевшие ни недвижимости, чтобы получить кредит под залог, ни спортивной машины на продажу, прибегали к «пластиковому финансированию». Они заводили кредитные карты в нескольких банках и на всех полностью выбирали кредитный лимит, либо снимая наличные, либо расплачиваясь с карт при закупке необходимых предметов. Это чудовищно дорогой вид финансирования, и мы, конечно, не можем его рекомендовать: у большинства кредитных карт ставка по непогашенному долгу составляет 15-20%. Однако он может быть единственным выходом, если предпринимателю нужна небольшая сумма и у него недостаточно – или вообще нет – активов.
Бизнес-ангелы
Итак, бизнесмен может извлечь необходимые ему средства из собственного кармана, а также из карманов родственников и друзей, но при таком способе риск никогда не ограничивается только деньгами. Одна из возможных альтернатив – сеть неформальных инвесторов, иногда именуемых бизнес-ангелами, которые готовы вложить деньги в новое предприятие. Некоторые из них недостаточно богаты, чтобы участвовать в венчурном фонде, и все-таки любят рисковать и выигрывать, некоторым нравится принимать инвестиционные решения. Иногда попадаются и любители, желающие поддержать ценное (по их представлениям) изобретение.
Бизнес-ангелы проводят тщательный, но нередко ограниченный анализ бизнес-плана, и в норме они принимают решения быстрее, чем профессиональные венчурные капиталисты, – часто им достаточно двух-трех месяцев, а иногда удается получить финансирование и за более короткий срок. Не обязательно, чтобы предприятие, которое предполагается создать, обещало грандиозные сверхприбыли, но бизнесмен должен убедить инвестора, что оно принесет больше, чем можно получить, вложив деньги другим, не таким рискованным способом. В ряде случаев это означает, что нужно пообещать ему рентабельность капитала на уровне 20% или выше.
Еще одна замечательная особенность работы с такого рода не-формальными инвесторами в том, что сделка может быть струк-турирована любым способом, который устроит предпринимателя, инвестора и их адвокатов, например, представлять собой комбинацию долгового и долевого финансирования.
Для нахождения неформальных инвесторов существует несколько путей. Многие из них бывают в клубах венчурных капиталистов, которые есть в крупных городах, – например, завтракают там. Можно также искать их через профессионалов – юристов, бухгалтеров, консультантов, специалистов по финансовому планированию.
В действительности всякий человек или организация со свободными средствами, которые можно инвестировать или ссудить, – это потенциальный источник финансирования. Но чтобы находить такие источники, предпринимателю нужно быть хорошим детективом.
У каждого потенциального инвестора свои способы добиваться успеха и критерии инвестирования. Рынок капитала несовершенен, и нет гарантии, что на нем вообще присутствует подходящее предложение. В любом случае поиск требует целеустремленности и настойчивости, а его стратегия должна быть заранее спланирована.
Вот несколько сравнительно малоизвестных источников финансирования.
Поставщики
Предприниматели часто забывают о том, что поставщики компании готовы оказать ей помощь в новом проекте. Если предприниматель сумеет убедить их продлить на 30 или 60 дней срок погашения кредиторской задолженности, это существенно облегчит его финансовые трудности на начальном этапе и уменьшит потребность в капиталовложениях.