Барьеры, связанные с налоговой политикой
Серьезной угрозой является отсутствие четко выраженной позиции правительства по отношению к формированию налоговой системы в течение ближайших лет. Основные недостатки действующей системы с точки зрения малых и средних предприятий это:
Чрезмерный фискализм
Доля налогов в валовом национальном продукте составляет в Польше свыше 40%. Это показатель близкий к уровню скандинавских стран, но значительно выше уровня большинства остальных стран-членов ЕС.
Ставка подоходного налога юридических лиц, составляющая в 1998 г. 34% похожа на ставки большинства стран Европейского Союза, но одновременно выше уровня стран-кандидатов в члены ЕС. В Чехии подоходный налог юридических лиц составляет 29%, а в Венгрии - 18%.
Надо отметить, что в 1998 г. продолжалась положительная тенденция к снижению уровня налогообложения, но, несмотря на это, уровень налогообложения в Польше все еще оставался достаточно высоким.
Центр им. Адама Смиса ежегодно объявляет т.н. День свободы от налогов. Он выпадает в тот день, до которого всех полученных налогоплательщиками доходов, если бы их полностью внести в бюджет, хватило бы для покрытия всех общественных расходов. В 1998 г. этот день выпал 22 июня, т.е. немного раньше чем в предыдущие годы (в 1996 г. - 4 июля, в 1997 г. - 27 июня). Это означает, что уровень обложения немного снижается, но все еще около 50% доходов граждан отнимает государственный бюджет.
Сложная налоговая система, в частности система льгот и освобождений от налогов
В Польше действует 8 законов, касающихся налогообложения. Существует И видов налогов, в том числе 8 прямых, и 4 вида оплат, к которым применяются законы о налогообложении.
Закон о подоходном налоге физических лиц устанавливает три ставки налога. Они каждый год, с небольшими исключениями, меняются. Так же часто меняются правила отчисления льгот и вид этих льгот. В упомянутом законе установлено 150 различных льгот и отчислений от налогов. Свыше 40 такого рода регуляций содержит закон о подоходном налоге юридических лиц, а более чем 20 - закон о НДС и акцизном налоге.
Нестабильность и сложность системы в сочетании с суровыми санкциями, которые угрожают налогоплательщикам, нарушающим (даже несознательно) налоговое право, приводит к тому, что лишь в небольшой степени используются многие льготы, связанные с хозяйственной деятельностью.
Так же как в предыдущие годы санкции носят часто характер двойного наказания за одно нарушение. Кроме обычной административно-налоговой санкции (например, процент от неуплаченной в срок суммы), за целый ряд нарушений плательщик может быть наказан дополнительно. Таким наказанием является, например, возможность установить дополнительный налог за уменьшение суммы причитающегося налога или за получение возврата налога, если плательщик не имел на это право.
Непонятность налоговых регуляций
Каждый год налоговые службы издают несколько десятков тысяч истолкований налогового права. Часто они противоречат друг другу. На практике это приводит к тому, что предприниматели, находящиеся в одинаковом положении, но в разных местах или в разное время платят отличающиеся налоги. Предпринята Министерством финансов попытка упростить налоговую систему, потерпела поражение, несмотря на поддержку, оказанную этим предложениям предпринимательскими кругами.
Общественная помощь
В 1998 г. не было в Польше четко сформулированного регламента предоставления общественной помощи. Помощь в форме льгот и освобождения от налогов, а также погашения долгов по отношению к Управлению социального обеспечения и Государственной Казне предоставлялась по непонятным критериям и этой формой помощи пользовались в основном крупные фирмы. Малые и средние предприятия особо заинтересованы быстрым принятием закона, определяющего принципы и правила предоставления общественной помощи. Возможности этих предприятий пользоваться помощью предоставляемой общественными властями станут тогда похожи на правила, действующие по отношению к сектору МСП в ЕС.
Юридические барьеры
Почти 10% предпринимателей из сектора МСП считают, что правовые регуляции и бюрократия -это наиболее серьезные препятствия в их деятельности. Одновременно более чем 2/3 предпринимателей считают, что присоединение Польши к ЕС увеличит уровень бюрократизации рынка. Замечаемые в 1998 г. юридические барьеры деятельности МСП были связаны - так же как и раньше - как с самим содержанием законов так и с их исполнением государственными органами.