Реформа территориально-административной системы
Согласно закону от 24 июля 1998 г. о введении основного, трехступенчатого территориального деления страны (Dz.U. Законодательный бюллетень, № 96, пункт 603), страна была разделена на самоуправляемые гмины и повяты и воеводства, в которых существует двойная администрация: правительственная и самоуправленческая.
Основной единицей местного самоуправления остались гмины. В гмину надо обращаться за разрешением на строительство, расширение или разборка здания, за покупкой или арендой коммунального участка, за арендой пустого помещения, за разрешением на адаптацию чердака или подвала в коммунальном здании, за исключением участка земли испод сельского или лесного хозяйства.
Работники органов гмины выдают лицензии на продажу алкоголя, предоставление транспортных услуг, в частности перевозок на легковых такси. Органы гмины занимаются также учетом хозяйственной деятельности и регистрируют хозяйствующие субъекты, которые не являются обществами торгового права (такие общества регистрируются судом). Планируя инвестицию или покупку недвижимости именно в гмине можно ознакомиться с планами обустройства территории, а даже предлагать их изменение.
Повяты являются единицами территориального деления второй степени, созданными с целью выполнения задач самоуправления, которые превышают возможности одной гмины. Повяты отвечают за образование на уровне выше гимназии, лечение в больницах, дороги и транспорт в масштабах повята, борьбу с безработицей и чрезвычайными угрозами, общественную безопасность, санитарный надзор. В руках повята находится ветеринарный и строительный надзор, а также защита прав потребителей. В ловят надо также обращаться за преобразованием права бессрочного пользования недвижимостью в право собственности, за регистрацией машины или мотоцикла. Планируемая инвестиция, которая связанна с угрозами для окружающей среды требует согласия старосты (главы повята). Для защиты прав потребителей был создан институт уполномоченного по вопросам потребителей. Староста является главой самоуправленческой администрации повята и пяти связанных с ней инспекций и служб: повятовых отделений Полиции и Государственной Пожарной Команды, а также инспекторатов: ветеринарии, строительного и санитарного надзора.
Воеводства являются самыми большими единицами территориального деления страны, созданными для эффективного выполнения правительством РП межрегиональных и общегосударственных задач, а также для выполнения воеводскими самоуправлениями тех задач, которые невозможно выполнить на уровне повята, и которые были определены законом как задачи воеводского самоуправления. Основной компетенцией воеводств является ответственность за планирование регионального развития, привлечение инвесторов, специализированное лечение и высшее образование. Представитель правительства в воеводстве - воевода - контролирует выполнение задач порученных самоуправлением, а также возглавляет объединенную правительственную администрацию, выполняющую полицейско-инспекторские функции (Торговая инспекция, Служба охраны памятников архитектуры, Инспекция скупа и переработки продуктов сельского хозяйства, Санитарная инспекция, Полиция, Инспекция охраны окружающей среды, Государственная пожарная команда, Фармацевтическая инспекция, Строительная инспекция, Инспекция охраны растений, Семенная инспекция, Ветеринарная инспекция).
В воеводствах (хотя не во всех) находятся также органы т.н. правительственной необъединенной администрации (главы военных округов, воеводских военных штабов, военные комиссариаты по пополнениям, директора налоговых инспекций, главы налоговых управлений, инспектора казначейского контроля, директора горнопромышленных управлений, директора окружных и главы районных управлений по стандартизации системы измерений, директора региональных управлений Государственных лесов, директора региональных управлений водного хозяйства, директора региональных таможенных служб, директора морских управлений, директора управлений по статистике, главный инспектор и инспектора технического надзора мореплавания, руководители инспекторатов плавания по внутренним водным путям, коменданты отрядов пограничных войск, коменданты постов и коменданты контрольных пунктов и дивизий пограничных войск, региональные таможенные инспекторы).
К новой административной структуре приспособятся налоговые управления, Агентство социального страхования, суды и прокуратура, управления по занятости, полиция, военные комиссариаты по пополнениям. С точки зрения интересов хозяйствующих субъектов важно то, что проведенная реформа переносит задачи и компетенции администрации на более низкие уровни и приближает органы администрации к гражданам. Почти все текущие мелкие вопросы можно решить на уровне гмины или повята.
Настоящие проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью являются не столько результатом расстояния от органов администрации, сколько эффективности их работы. Влияние проведенных реформ на эффективность работы администрации можно будет оценить лишь через некоторое время.