Возможные сценарии интеграции Польши с ЕС и их последствия для МСП
В настоящее время одинаково вероятно как вступление Польши в ЕС около 2003-2004г. так и перенесение этого срока на несколько лет позднее. Многое зависит от доброжелательного отношения стран-членов Союза и от хода переговоров о вступлении. Цель польской стороны -завершить переговоры до конца 2002 г. Другой сценарий - это переговоры затягивающиеся 6-7 лет (как, например, в случае Испании и Португалии). Вероятность реализации второго сценария зависит, прежде всего, от требовательной позиции Польши в ходе переговоров и от уровня протекционизма и консерватизма польской политики в период до вступления в ЕС.
Не до конца понятно как обстоят дела с переходными периодами. Одинаково вероятно как быстрое принятие Польшей всех европейских законодательных актов, так и ситуация когда после формального вступления в ЕС будут обязывать относительно длинные - сроком в 5-7 лет - переходные периоды по отношению к некоторым наиболее щекотливым элементам aquis communautaire. Последнее означает обретение полных прав и обязанностей члена ЕС не раньше чем в 2008 г.
Существуют три основных гипотетических сценария развития социально-экономической ситуации в Польше в период до вступления в ЕС:
• Близорукий сценарий, который предполагает полное приостановление реформ (в том числе например реструктуризации промышленности и приватизации), политику правительства направленную на то, чтобы избегать непопулярных решений, увеличивать дефицит бюджета и пугать иностранных инвесторов нестабильной макроэкономической политикой. В ходе переговоров стремиться к как можно длинным переходным периодам. Близорукость этого сценария состоит в том, что доинтеграционный период не будет использован для приспособления польской экономики к условиям членства в ЕС;
• Сбалансированный сценарий, предполагающий замедленную динамику реформ, но не отказ от них. Баланс состоит главным образов в стремлении к обеспечению экономического роста и стабильности макроэкономической среды, но без роста безработицы (и социальной напряженности). В этом сценарии правительство старается не допускать социальное давление вызванное быстрой реструктуризацией и ростом безработицы. Стремится к быстрому вступлению в ЕС, стараясь договориться о длинных переходных периодах, продолжает благоприятную для иностранных инвесторов политику, но не либерализирует доступ капитала к рынку и замедляет приватизацию. Это означает, что нельзя провести радикальные программы реструктуризации, и существенный рост производительности труда невозможен;
• Сценарий роста, предполагающий ускорение реформ, проведение структурных перемен в экономике, ограничение дефицита и широкомасштабную приватизацию.
Издержки, связанные с приспособлением предприятий к условиям работы в ЕС, возникают в результате:
• Необходимости удовлетворить требованиям Единого Рынка (технические нормы, нормы качества, охрана здоровья, защита прав потребителей и.т.д.);
• Социальных расходов (безопасность труда и другие расходы);
• Удовлетворения требованиям по охране окружающей среды;
• Увеличения расходов на заработную плату (рост реальных доходов, рост курса польской валюты);
• Роста стоимости энергии (в основном связанного с охраной окружающей среды);
• Увеличения конкурентного давления.
Учитывая, что на снижения затрат повлияют сниженные в результате конкурентной борьбы цены на некоторые материалы и услуги, а также рост производительности труда, была оценена возможность сократить издержки экономической деятельности в отдельных отраслях экономики в течение первых лет членства в ЕС, после истечения всех возможных переходных периодов. Результаты были следующие:
• Близорукий сценарий приносит рост издержек во всех отраслях. Приостановление или замедление реструктуризации в доинтеграционный период станет причиной того, что после вступления в ЕС все отрасли промышленности окажутся неконкурентоспособными;
• Сбалансированный сценарий также принесет ухудшение конкурентоспособности, но в небольших масштабах, что может быть компенсировано увеличением оборотов в торговле между Польшей и ЕС;
• Сценарий роста принесет рост производительности труда и благодаря этому во всех отраслях, кроме трех (горнодобывающей промышленности, снабжения электроэнергией, газом и водой, обрабатывающей промышленности), рост затрат будет незначительный. В некоторых отраслях (относительно трудоемких, в средней степени технологически продвинутых) издержки могут даже уменьшиться (производство электрического оборудования, в том числе бытовой техники, ТВ и радио аппаратуры, компьютеров, точных инструментов).
Отсюда можно сделать вывод, что после присоединения Польши к Единому Рынку, часть экспортеров найдется в сложном положении. Улучшение конкурентоспособности может произойти в части тех отраслей, которые до сих пор не получают хороших результатов в экспорте.