Договор об ассоциации польши с ес

Процесс интеграции Польши с ЕС был инициирован подписанием 16 декабря 1991 года Европейского договора, устанавливающего ассоциацию между Республикой Польша с одной стороны и Европейским Сообществом и его членами с другой[27]. Его цели следующие:

• Создать соответствующие рамки для политического диалога;

• Поддерживать развитие торговли и хорошие экономические отношения между сторонами, с целю способствовать динамичному экономическому развитию и благосостоянию в Польше;

• Создать основы для финансовой и технической помощи сообщества для Польши;

• Создать соответствующие рамки для постепенной интеграции Польши с Европейским Сообществом, после удовлетворения Польшей определенным требованиям;

• Поддержать сотрудничество в области культуры.

Согласно ст. 6 Договора, ассоциация касается переходного периода сроком максимально в 10 лет, разделенного на две части, каждая сроком в 5 лет.

Для предприятий особое значение имеют те постановления Европейского договора, которые регулируют хозяйственную деятельность (часть 3 - свободное движение товаров; часть 4 - движение рабочей силы, открытие предприятий, услуги; часть 5 - платежи, капитал, конкуренция и другие постановления относительно экономики; часть 6 - экономическое сотрудничество; часть 7 - финансовое сотрудничество). Они могут быть связаны с прямыми и косвенными издержками процесса приспособления к новым юридическим правилам.

Свободное движение товаров

Цель постановлений, касающихся свободного движения товаров - создать зону свободной торговли переработанными товарами, путем постепенной отмены таможенных пошлин и количественных ограничений в экспорте и импорте (а также других оплат, дающих похожие результаты) в течение максимум 10 лет со дня 1 марта 1992 года. Взаимная либерализация торговли переработанными товарами проходит при сохранении асимметрии, согласно которой Сообщество, как партнер экономически сильнее, раньше Польши отменяет импортные ограничения по отношению к товарам польского происхождения. Либерализация сопровождается решением сторон облегчать или по крайней мере не затруднять доступ к своим рынкам.

Движение рабочей силы, открытие предприятий, услуги

Цель постановлений - расширить на Польшу действующий в Сообществе принцип экономической свободы, которая означает:

• Право начинать хозяйственную деятельность за свой счет гражданином любой страны-
члена на территории любой другой страны-члена ЕС;

• Право физических и юридических лиц заниматься хозяйственной деятельностью, в частности, открывать предприятия и товарищества и управлять ими согласно законам, действующим на территории государства, в котором деятельность открывается[28].

Так же как в случае регулирования потока товаров, и здесь применяется принцип асимметрии. Согласно этому принципу страны-члены сообщества будут обращаться с польскими предприятиями и гражданами, открывающими предприятия на территории Сообщества способом не менее выгодным для них, чем для собственных предприятий и граждан, со дня вступления в силу соглашения.

Платежи, капитал, конкуренция и другие постановления, касающиеся экономики

Если сделки связаны с движением товаров, услуг или рабочей силы, стороны соглашения обязуются принимать любые платежи в СКВ. Одновременно стороны соглашения обязаны обеспечить свободный поток капитала, связанного с:

• Прямыми капиталовложениями в предприятия, созданные согласно законам страны, в которой расположена инвестиция;

• Инвестициями, реализованными согласно постановлениям части, касающейся открытия
предприятий;

• Ликвидацией или репатриацией этой инвестиции, а также любой прибыли связанной с этим.

Стороны приняли на себя обязательство не вводить новые ограничения касательно оборота СКВ, по отношению к движению капитала и связанных с ним текущих платежей между лицами, постоянно проживающими в Польше и Сообществе, а также не расширять уже существующие ограничения[29].

Существенными с точки зрения МСП элементами европейского договора являются постановления относительно противодействия монопольным практикам, зашиты прав интеллектуальной, промышленной и торговой собственности, общественных заказов (польские фирмы с момента вступления в силу договора получают право участвовать в тендерах на территории Сообщества, согласно принципу не дискриминации, а фирмы Сообщества - за определенными исключениями -получат доступ к тендерам в Польше не позже, чем до конца переходного периода).

Экономическое и финансовое сотрудничество

Европейский договор предусматривает поддержку промышленного сотрудничества между субъектами Польши и Сообщества, участие Сообщества в работах по реструктуризации и модернизации польской промышленности, помощь при открытии новых предприятий в отраслях, подающих надежды на экономический рост. Эти постановления могут принести пользу всем предприятиям, в том числе и МСП.

Для МСП особенно ценными являются те постановления, согласно которым стороны принимают на себя обязательство стремиться к развитию и укреплению сектора МСП, сотрудничеству между предприятиями Польши и Сообщества, а также поддерживать обмен информацией и ноу-хау в областях связанных с:

• Созданием юридических, административных, технических, налоговых и финансовых условий для открытия и развития МСП;

• Обеспечением специализированных услуг, в которых нуждаются МСП (тренинги по управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу, контролю качества и.т.д.), а также укреплением организации, оказывающих эти услуги;

• Установлением контактов с субъектами Сообщества с целью улучшить информированность МСП;

• Поддержкой международного сотрудничества (например в рамках Сети экономического Сотрудничества /BCNET/ и Европейских информационных центров, конференций т.д.).

Кроме этого для МСП важны также постановления Договора об ассоциации, стимулирующие экономическое сотрудничество в области науки и техники, образования, аграрно-пищевого сектора, охраны окружающей среды и регионального развития.

Часть 7 договора, касающаяся финансового сотрудничества имеет особое значение для МСП т.к. эти записи являются основой для оказания Сообществом финансовой и технической помощи в рамках программы PHARE.

4.1.2. Подготовка к выполнению политико-экономических условий членства в ЕС[30]

Европейский Договор, хотя поддерживает постепенную интеграцию Польши с европейскими структурами, но эту интеграцию не гарантирует. Поэтому уже в 1994 г. Польша подала заявление на принятие ее в ЕС. Членство зависит от возможности Польши выполнить определенные политико-экономические условия (копенгагенские критерии), в том числе функционирование эффективной рыночной экономики.

В контексте подготовки к интеграции особое влияние уделяется объединению с Единым Рынком. Перечень законодательных актов Сообщества, которые должны быть приняты нашей страной в ходе приспособления юридической и административной систем к стандартам ЕС, находится в опубликованной в 1995 г. Белой Книге Европейской Комиссии по поводу подготовки стран Центральной и Восточной Европы к Интеграции с Единым Рынком и ЕС. Предложенные там решения создают экономические и юридические рамки, в которых придется действовать в частности также малым и средним предприятиям.

С целью эффективно перенимать европейские законодательные акты (aquis communautaire} Правительство РП разработало доинтеграционную стратегию. Основным ее элементом является Партнерство ради Членства, в котором между прочем расписаны этапы приспособления к Единому Рынку и необходимые действия в приоритетных отраслях экономики.

Приоритеты по отношению к основным отраслям экономики, связанные с возможностями Польши удовлетворить копенгагенским критериям разделены на:

• Краткосрочные, т.е. такие, относительно которых ожидается, что будут выполнены, или их выполнение будет значительно продвинуто, до конца 1998 г.;

• Среднесрочные, т.е. такие, реализация которых займет больше года, но, несмотря на это, работа в этом направлении должна начаться до конца 1998 г.

С приоритетами связано определенное финансирование, которое способствует осуществлению декларируемых действий. Несмотря на то, что стимулирование развития предприятий, в том числе малых и средних, было зачислено в среднесрочные приоритеты, надо отдавать себе отчет в том, что любой из записанных в Партнерстве ради Членства приоритетов более или менее влияет на условия функционирования МСП. Хорошим примером может быть сильное ограничение базарной торговли, которое произошло в первой половине 1998 г. в результате введения польской стороной новых правил, касающихся приезда граждан СНГ в Польшу и его влияние на возможности тысяч МСП удержаться на рынке.

Наши рекомендации