И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров
[1] Среди них Салим ибн ‘Абдуллах, Ибн Шихаб аз-Зухри, ар-Раби’а, Айюб ас-Сахтияни, Ибн ‘Аун, Яхъя ибн Са’ид, Абу Ханифа, Абу Юсуф, Ибн аль-Мубарак, Суфьян ас-Саури, Малик, аш-Шафи’и, аль-Ауза’и, аль-Ляйс ибн Са’д и др. См. “Ахтау аль-мусаллин” 269.
[2] От Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва в моей мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в тысячу раз, кроме Заповедной мечети. А молитва в Заповедной мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в сто тысяч раз». Ахмад 3/343, Ибн Маджах 1406. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани.
[3] В этом хадисе содержится ясный довод на то, что совершение молитв в джама‘ате является обязательным, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желал бы сжечь дома по незначительной причине, и оставление групповой молитвы без уважительной причины относятся к числу больших грехов.
[4] Если люди не совершают молитву с первым джама’атом по причине недовольства постоянным имамом, даже если он приверженец нововведений, и ждут пока он закончит, чтобы помолится со своим имамом, то это является еще более запретным. Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были наилучшими людьми в этой общине, молились позади тех, кто был наихудшим в этой общине. Имам Ибн Хазм говорил: “Мы не знаем никого из числа сподвижников, кто запрещал бы совершать намаз за Мухтаром*, ‘Убайдуллах ибн Зайдом и Хаджаджем. И это несмотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!” См. “аль-Мухалля” 4/214.
* Мухтар заявлял, что к нему приходит ангел Джибриль с откровением от Аллаха. См. “Фатхуль-Бари” 6/617.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ваши имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно награда, а их ошибка оборачивается против них» аль-Бухари 1/235.
Спросили Хасана аль-Басри о совершении молитвы позади человека, придерживающегося нововведений, и он сказал: “Молись, а его нововведения останутся ему”. аль-Бухари 1/238.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Если молящийся знает о том, что имам является приверженцем нововведений, призывающим к нововведениям (бид’а), или явным нечестивцем (фасикъ), и этот имам является постоянным имамом мечети (ратиб), и нет возможности поставить другого имама на пятничные (джум’а) или праздничные (‘ид) молитвы, или это имам, проводящий молитву в день ‘Арафа и т.п., то мусульмане должны молиться за ним. И это является мнением первых (саляф) и последних (халяф) поколений”. См. “Маджму’уль-фатауа”, 23/352.
Что же касается совершения одной молитвы двумя джама’атами, одновременно за двумя разыми имамами в одной мечети, то это запрещено по единогласному мнению (иджма’)! См. “Ахтауль-мусаллин” 273.
[5] Многие мусульмане полагают, что любая групповая молитва превосходит индивидуальную в двадцать пять или же двадцать семь раз, как пришло это в достоверных хадисах. На самом же деле это не так, ибо от саляфов пришло, что в зависимости от положения и совершения групповой молитвы меняется и награда. Так, например, первая молитва в мечети с большим количеством людей будет намного превосходить по награде молитву, например, пятерых, которые молятся у себя дома. Хафиз Ибн Хаджар писал: “От некоторых сподвижников пришло сообщение о том, что двадцати пяти кратная награда за групповую молитву уменьшается в зависимости от места совершения. Са’ид ибн Мансур с хорошим иснадом передал, что Аус аль-Ма’афири спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: “Что ты скажешь относительно того, кто совершит тщательно омовение и помолится у себя дома?” Он ответил: «Это прекрасно». То спросил: “А если он помолится в ближайшей мечети?” ‘Абдуллах ответил: «Это будет приравниваться к пятнадцати молитвам». Тот опять спросил: “А если он отправится в соборную мечеть, чтобы помолиться в ней?” Он ответил: «Это будет подобно двадцати пяти молитвам»”. См. “Фатхуль-Бари” 2/135.
Это был также мазхаб имама аль-Бухари, что в хадисах, в которых сказано о превосходстве групповой молитвы над индивидуальной, является та, которая совершена в мечети. См. “Иршад ас-сарий” 2/26.
Имам Абу Наджим говорил: “Тот, кто совершил групповой намаз со своей семьей, не получает награды джама’ат намаза, если только у него не была веская причина”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 196.
[6] Не дозволено совершать одну и туже обязательную молитву дважды в день. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершай дважды одну и туже молитву!» Абу Дауд 2/39, ан-Насаи 1/162. Имам Ибн Хазм, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
[7] Т.е. о достоинстве и награде за то или иное благодеяние можно знать лишь на основании текста Корана или Сунны, а не с помощью разума и логики.
[8] Нет сомнения в истинности слов имама, поскольку он опирается на достоверные хадисы, однако речь идет только о том, кто стремился на групповую молитву, но из-за веской причины опоздал, а не о том, кто из-за лени и халатности опаздывает на групповую молитву. Также необходимо отметить, что несмотря на то, что награда опоздавшего на групповой намаз подобна совершившему ее с имамом и джама’атом одинакова, все же молитва совершенная в джамаате с первого такбира превосходит в других достоинствах и наградах молитву того, кто не застал его. Это подобно тому, что чем больше людей совершает в джама’ате молитву, тем больше и награда, несмотря на то, что их групповая молитва приравнивается к двадцати пяти молитвам. Также и молитва с имамом с первого такбира будет иметь преимущество над молитвой того, что не застал первый такбир имама, на что указывает Сунна. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто молился ради Аллаха сорок дней в джама’ате, заставая первый такбир, будет даровано два избавления: избавление от Огня и избавление от лицемерия!» ат-Тирмизи 241, Аслям аль-Уаситы в “Тарих аль-Уасат” 40. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1979 и «Сахихуль-джами’» 6365.