Технология взаимодействия компонент программного обеспечения ИСУП
Наряду с различными способами разделения содержательных функций обработки управленческой информации между подсистемами ИСУП, следует различать формальные механизмы разделения процедур обработки данных, возникающие вследствие технических особенностей функционирования компьютерных систем. Поскольку ИСУП является системой, обслуживающей множество пользователей, то она должна поддерживать определенные технологии многопользовательской работы.
Коллективная работа группы пользователей в ИСУП возможна на основе централизованной или распределенной обработки данных.
Централизованная обработка данных - это способ организации работы, при котором все функции обработки данных, необходимые различным пользователям, выполняются одной или несколькими ЭВМ коллективного использования. В этом случае все данные хранятся на ЭВМ коллективного использования и полностью обрабатываются на ней. К такой ЭВМ пользователи подключаются через терминалы.
Терминал - это устройство, обеспечивающее передачу и прием данных от ЭВМ. Терминал не может обрабатывать данные, но имеет клавиатуру, дисплей и блок связи с ЭВМ.
В настоящее время в чистом виде полностью централизованная обработка данных применяется крайне редко и при построении ИСУП, как правило, используются те или иные разновидности распределенной обработки данных.
Распределенная обработка данных - это способ организации работы, при котором данные и функции их обработки распределены между несколькими индивидуально и коллективно используемыми ЭВМ.
Распределенная обработка данных возможна как при автономном функционировании ЭВМ отдельных рабочих мест, так и при их объединении в вычислительную сеть. В простейшем случае может быть построена одноранговая сеть, в которой данные разделены между равноправными компьютерами отдельных рабочих мест. Однако при построении ИСУП (кроме очень простых) этот подход обычно не применяется и создается компьютерная сеть с выделенным сервером. Сетевые системы обработки данных на основе сети с выделенным сервером могут быть построены на основе архитектур файл-сервер и клиент-сервер.
При построении системы обработки данных в архитектуре файл-сервер общие для нескольких пользователей данные хранятся на сетевом сервере, но их обработка выполняется на компьютерах рабочих мест (рабочих станциях). Программа, выполняющаяся на рабочей станции, запрашивает данные нужного ей файла у функционирующей на сервере сетевой операционной системы (ОС). Сервер считывает искомые данные из указанного файла и передает их рабочей станции. На ней эти данные обрабатываются, а результаты обработки могут быть опять переданы серверной ОС, для размещения их в файлах сетевого сервера.
Достоинством архитектуры файл-сервер является то, что прикладная программа включает только клиентскую часть, а обращение к файлам, размещенным на сервере, производится общесистемными средствами обслуживания сети. Однако в этом случае, при необходимости отобрать только определенный фрагмент данных того или иного файла, последний полностью пересылается по каналам сети на рабочую станцию. Если в сети одновременно работает много пользователей, и они интенсивно обращаются к данным, хранящимся на сервере, сеть сильно перегружается и выполнение прикладных программ может очень замедлиться из-за ожидания окончания процедур пересылки данных.
При построении систем в архитектуре клиент-сервер часть функций обработки данных выполняется на сетевом сервере, а часть - на рабочей станции сети. Если прикладной программе, выполняющейся на рабочей станции, нужны данные, удовлетворяющие определенным критериям, то она только выдает запрос серверной части программы на их выборку. Серверная компонента программы отбирает данные по этому запросу и пересылает по сети только их. За счет этого становится возможным существенно уменьшить объем пересылаемых по сети данных. Специально отметим, что при использовании архитектуры файл-сервер такой отбор не производится, по сети пересылается весь информационный массив и отбор выполняется на рабочей станции.
При использовании архитектуры клиент-сервер, помимо доступа к данным, серверная часть программы может выполнять еще и определенные действия по их обработке.
Построение систем обработки данных в архитектуре клиент-сервер возможно на основе моделей "толстого" и "тонкого" клиентов. В модели "толстого" клиента сервер выполняет только функции отбора данных, а их прикладная обработка выполняется на рабочей станции. В модели "тонкого" клиента сервер выполняет отбор данных и их обработку, а на рабочую станцию пересылаются только результаты обработки.
Различают также двух-, трех- и многоуровневую архитектуру клиент-сервер. При двухуровневой архитектуре система обработки данных включает клиентскую и единую серверную компоненты. При трехуровневой архитектуре серверная компонента делится на сервер базы данных и сервер приложений. В качестве сервера базы данных обычно выступает система управления базами данных (SQL-сервер). Сервер приложений выступает в роли промежуточного уровня программного обеспечения сетевой системы обработки данных (middleware). Обычно в его функции входит реализация наиболее сложных и общих процедур прикладной обработки данных, требующих постоянного взаимодействия с большими информационными массивами, управляемыми сервером базы данных.
Сервер базы данных и сервер приложений могут выполняться на одном или на разных компьютерах. Трехуровневая архитектура обычно соответствует модели тонкого клиента, а двухуровневая - модели толстого клиента. Но модель тонкого клиента можно организовать и при двухуровневой архитектуре. В этом случае единая серверная компонента совмещает функции доступа к данным и их обработки.
В настоящее время при создании ИСУП наиболее перспективной признается трех- и более уровневая архитектура клиент-сервер, при которой вычислительная нагрузка при решении сложных задач обработки данных может быть равномерно распределена между несколькими серверами и рабочими станциями.
Контрольные вопросы
1) Охарактеризуйте основные требования к ИСУП.
2) Сформулируйте и объясните принципы построения ИСУП.
3) Охарактеризуйте назначение основных функциональных и сервисных подсистем ИСУП.
4) Какими факторами определяется конкретное разделение задач между подсистемами ИСУП?
5) Приведите примеры, подтверждающие наличие взаимосвязей функциональных подсистем ИСУП.
6) Объясните различия между оперативным и отложенным режимами взаимодействия программного обеспечения функциональных подсистем ИСУП.
7) Какие проблемы возникают при взаимодействии подсистем ИСУП в отложенном режиме? Поясните их на соответствующих примерах.
8) Дайте определение понятия "транзакция" и объясните его содержание.
9) Приведите примеры взаимосвязанного отражения хозяйственных операций в различных подсистемах ИСУП.
10) Объясните суть проблем, возникающих при взаимосвязанном отражении хозяйственных операций в различных подсистемах ИСУП.
11) Объясните различия между централизованной и распределенной обработкой данных в ИСУП.
12) Объясните порядок функционирования ИСУП, реализованной на основе архитектуры файл-сервер и охарактеризуйте возникающие при этом проблемы.
13) Объясните порядок функционирования ИСУП, реализованной в архитектуре клиент-сервер и различия моделей "толстого" и "тонкого" клиента.
14) Объясните различия двух- и трехуровневой архитектуры клиент-сервер.
Создание ИСУП
Создание интегрированной ИСУП, соответствующей требованиям, изложенным в предыдущей главе, является сложным, длительным и многоэтапным процессом, требующим значительных финансовых и трудовых затрат. Для достижения поставленных целей реализация проекта требует постоянного контроля со стороны высшего менеджмента и значительных усилий со стороны сотрудников системы управления предприятием.
Создание ИСУП осуществляется в несколько этапов. На первом производится стратегическое планирование - определение целей и задач проекта и порядка его реализации. На втором этапе осуществляется выбор специализированных пакетов прикладных программ, которые должны быть положены в основу прикладного программного обеспечения ИСУП. На третьем этапе осуществляется обследование предприятия, выбор способа развертывания и внедрения системы в эксплуатацию, а также разработка порядка организации бизнес-процессов в условиях комплексной автоматизации. И, наконец, на четвертом этапе осуществляются пусконаладочные работы, обеспечивающие развертывание системы и ее ввод в промышленную эксплуатацию.
Конкретное содержание каждого из перечисленных этапов существенно зависит от сложности системы управления предприятием, уровня отлаженности основных бизнес-процессов, уже достигнутой степени автоматизации решения управленческих задач, подготовленности персонала, возможностей финансирования проекта и многих других факторов.
Стратегическое планирование
На этапе стратегического планирования необходимо выявить основные проблемы хозяйственной деятельности предприятия и установить их причинно-следственные связи с организацией системы управления. На основе этого определяются цели проекта в контексте повышения эффективности решения существующих управленческих задач за счет внедрения новых управленческих технологий. При формировании целей должен быть учтен опыт реорганизации управления на основе внедрения информационных технологий других предприятий, близких по профилю, отрасли, рынку, методам ведения бизнеса и т.д.
После предварительного формирования целей проекта должны быть определены укрупненные показатели оценки эффективности целевых бизнес-процессов, подлежащих автоматизации, и сформированы первоначальные критерии оценки успешности реализации проекта создания ИСУП.
Далее, необходимо определить приемлемый объем финансирования проекта. В зависимости от объема финансирования и его распределения по времени цели проекта могут быть пересмотрены, поскольку решение масштабных задач реорганизации управления и внедрения передовых информационных технологий требуют значительных затрат и может оказаться, что предприятие не сможет их обеспечить. Кроме того, распределение затрат во времени может оказать существенное влияние на выбор метода развертывания и план ввода системы в эксплуатацию.
Диагностика проблем хозяйственной деятельности предприятия и увязка их решения с реорганизацией управления на основе внедрения передовых информационных технологий - очень сложная и трудноформализуемая задача. Для ее решения необходим определенный опыт, знания и навыки, которыми специалисты предприятия часто не владеют. Поэтому на этапе стратегического планирования создания ИСУП часто привлекаются сторонние консалтинговые компании, которые по результатам обследования выдают рекомендации по совершенствованию системы управления предприятием и выбору пакетов прикладных программ наиболее эффективных в качестве основы для создания программного обеспечения ИСУП.
При проведении управленческого консалтинга, направленного на выработку рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием, проводятся следующие работы.
1) Обследование текущего состояния и тенденций развития предприятия.
2) Выявление ключевых проблем предприятия.
3) Разработка предложений по корректировке стратегии развития предприятия.
4) Подготовка рекомендаций по целевому планированию.
5) Анализ баланса сил, интересов и целей, распределения полномочий и ответственности среди участников (учредителей) и руководства предприятия и разработка рекомендаций по их корректировке.
6) Анализ соответствия организационно-функциональной структуры предприятия стратегии его развития и подготовка рекомендаций по совершенствованию оргструктуры.
7) Подготовка предложений по совершенствованию функционирования основных подсистем управления предприятием.
8) Выявление проблем информационного обеспечения системы управления предприятием и оценка затрат на их решение.
Управленческий консалтинг начинается с обследования текущего состояния и тенденций развития предприятия. Каждая консалтинговая компания имеет свои методики проведения подобного рода обследований. Их содержание зависит от имеющегося опыта, доминирующей специализации консалтинга, отраслевой принадлежности обследуемого предприятия, полноты предоставленной информации и многих других факторов. Детальное рассмотрение этого вопроса выходит за рамки данного издания. Можно констатировать лишь тот факт, что косвенным признаком отработанности методик обследования, направленного на диагностику проблем предприятия, является полнота и степень формализованности процедур сбора информации и используемой для этого документации: внутрифирменных методических разработок, анкет, опросных листов и т.д.
На основе обследования текущего состояния и тенденций развития предприятия формулируется список наиболее важных проблем, требующих решения. В дополнение к этому может понадобиться разработка предложений по корректировке стратегии развития предприятия и подготовка рекомендаций по целевому планированию.
После формирования списка ключевых проблем необходимо найти их связь с организацией управления предприятием и выявить направления реорганизации управления, которые могли бы способствовать их преодолению. Это наиболее сложный и ответственный этап стратегического планирования создания ИСУП, от которого в наибольшей степени зависит успех проекта, поскольку внедрение информационных технологий важно не само по себе, а как средство оптимизации системы управления, направленной на повышение эффективности всей деятельности предприятия.
Качество управления в решающей степени зависит от эффективности работы его высшего звена. Поэтому необходим анализ баланса сил, интересов и целей, распределения полномочий и ответственности среди участников (учредителей) и руководства предприятия. Даже, если в силу сложившейся расстановки сил перераспределение полномочий и ответственности между руководителями невозможно, добросовестная консалтинговая компания должна представить аргументы в пользу необходимых перестановок, если они реально могут повлиять на повышение эффективности управления и способствовать решению стоящих перед предприятием задач. Во многих случаях оптимальным является вариант, когда процедура создания ИСУП инициируется реальными собственниками предприятия, а не его руководством и внешняя, независимая консалтинговая компания отчитывается по результатам обследования и представляет свои рекомендации непосредственно собственникам. Практика показывает, что наиболее успешными проекты реорганизации управления на основе внедрения современных информационных технологий оказываются именно в этом случае.
Необходимым компонентом стратегического планирования является анализ соответствия организационно-функциональной структуры предприятия стратегии его развития и стоящим перед системой управления задачам. Для этого определяется общий список функций, выполняемых системой управления и их распределение по отделам, подразделениям и отдельным сотрудникам, порядок осуществления контроля за их исполнением. В результате подобного анализа часто выявляется дублирование выполняемых функций, недостатки в контроле за их исполнением и иные несоответствия, для устранения которых должны быть представлены рекомендации по оптимизации оргструктуры и предложения по совершенствованию функционирования основных подсистем управления предприятием.
И, наконец, заключительным этапом стратегического планирования создания ИСУП является выявление проблем информационного обеспечения системы управления предприятием и примерная оценка затрат на их решение.
В результате управленческого консалтинга могут быть даны также конкретные рекомендации по совершенствованию:
- методов оценки эффективности деятельности подразделений в соответствии с целевыми установками развития предприятия и показателями эффективности его деятельности;
- основных бизнес-процессов и подсистем управления предприятия;
- организации снабжения и сбыта;
- системы управления затратами;
- оперативного управления финансовыми ресурсами и дебиторско-кредиторской задолженностью предприятия;
- процедур поддержки принятия решений в процессах оперативного контроля и регулирования деятельности предприятия;
- процессов подготовки и принятия решений на операционном уровне по подсистемам и бизнес-процессам;
- системы управления предприятием в условиях ее комплексной автоматизации.
Большинство из перечисленных рекомендаций могут представлять ценность сами по себе, вне всякой связи с информационными технологиями. Однако при создании ИСУП подробная разработка правил организации бизнес-процессов и взаимодействия подсистем управления предприятием должны увязываться с возможностями и особенностями функционирования развертываемого программного обеспечения. Поэтому соответствующие детальные регламенты обычно разрабатываются только после выбора специализированного прикладного программного обеспечения на этапе обследования перед непосредственным выполнением пусконаладочных работ.