Информационные системы и их роль в деятельности современных предприятий
Информационные системы и их роль в деятельности современных предприятий
Эволюция ИСУП
Проблема построения систем автоматизации управленческой деятельности предприятий встала перед специалистами ещё в 50-х годах в связи с появлением универсальных вычислительных машин. К первому поколению относятся разработки, созданные в 50-70 годы на базе больших электронно-вычислительных машин (ЭВМ), ныне именуемых мэйнфреймами. Их основной целью был перенос на ЭВМ наиболее трудоёмких, рутинных операций обработки данных. За рубежом разработки производились в основном компаниями-производителями компьютеров для крупных заказчиков по индивидуальным проектам. В СССР первые разработки по созданию автоматизированных систем управления (АСУ) на базе ЭВМ относятся к началу 60-х годов. Проектные решения производились научно-исследовательскими институтами и вычислительными центрами министерств и ведомств. Более поздние разработки осуществлялись уже непосредственно в рамках создания АСУ конкретных предприятий.
В силу технического несовершенства ЭВМ на этом этапе задачи решались разрозненно. Сложность взаимодействия с вычислительной системой приводила к отрыву центров обработки данных от пунктов возникновения и потребления информации, отделению конечных пользователей от ЭВМ и необходимости участия специального обслуживающего персонала в процессе решения задач обработки данных. Однако уже тогда были достигнуты впечатляющие результаты при решении задач, требующих массового ввода и оперативной обработки информации в банках, на биржах, в авиакомпаниях, на железных дорогах и т.д. Разработка систем автоматизации управления столь сложными экономическими объектами стимулировала создание и развитие алгоритмических языков, моделей реляционных, сетевых и иерархических баз данных, высокоэффективных алгоритмов обработки информации.
По мере распространения мини- и персональных компьютеров ИСУП стали создаваться на их основе, что позволило автоматизировать работу отдельных рабочих мест и привело к значительному расширению областей применения вычислительной техники. Простота эксплуатации, доступность конечному пользователю и возможности настройки под его индивидуальные запросы обеспечили широкое распространение прикладных "офисных" систем автоматизации конторской деятельности, делопроизводства и положили начало развитию электронного документооборота в системах управления предприятиями. Специализированные пакеты прикладных программ (ППП), позволили автоматизировать решение задач различных служб системы управления предприятием. От централизованной технологии обработки информации, которая была характерна при применении больших ЭВМ, был осуществлен переход к децентрализованной и распределенной технологии с использованием персональных компьютеров непосредственно на рабочих местах специалистов, занятых в системе управления предприятием.
Поначалу для данного этапа была характерна так называемая "лоскутная" автоматизация, когда решение большинства задач в ИСУП осуществлялось разрозненно, на отдельных рабочих местах, средствами автономных, слабосвязанных друг с другом программных средств. В тоже время, решение значительной части задач управления требовало взаимоувязки информационных массивов программ, используемых различными подразделениями, использования централизованных баз данных. Появление локальных сетей персональных компьютеров, а также средств их соединения с мэйнфреймами и мини-ЭВМ стало первым шагом к решению задачи комплексной автоматизации системы управления, обеспечивающей поддержку сквозных бизнес-процессов, осуществляемых несколькими смежными подразделениями системы управления.
Необходимость комплексного подхода к решению совокупности взаимосвязанных задач управления предприятием потребовала новых подходов к автоматизации, переходу от концепции отдельных АРМ к реализации принципов коллективной работы пользователей по управлению сквозными бизнес-процессами. Построение АИС на основе архитектуры клиент-сервер позволило обеспечить оптимальное распределение вычислительных функций между серверами и рабочими станциями компьютерных сетей и реализовать масштабируемые решения, способные обслуживать совместную работу множества пользователей. Развитие технологий репликации и тиражирования данных позволило организовать работу с удалёнными подразделениями и филиалами в режиме дискретной передачи данных и даже в режиме реального времени.
В настоящее время ИСУП развиваются в направлении все большей интеграции внутренних локальных сетей всех подразделений предприятия и развития коммуникаций с сетями внешних партнёров через глобальные вычислительные сети и Интернет.
Планирование потребностей в материалах
В результате активного развития крупносерийного и массового производства товаров после Второй мировой войны стало очевидно, что использование математических моделей управления запасами ведет к существенной экономии средств, замороженных в виде запасов и незавершенного производства.
Было выявлено, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих. В то же время, создание чрезмерных страховых запасов приводит к замораживанию значительных оборотных средств, что отрицательно сказывается на эффективности бизнеса. Кроме того, при избыточных запасах трудно определить к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом продукте. А это бывает необходимо при выявлении причин производства бракованной продукции.
Для преодоления подобных проблем была разработана методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning). Ее основная идея состоит в планировании поставок, обеспечивающем наличие любой учетной единицы товарно-материальных ценностей, необходимых для производства изделий и/или поставок товаров потребителям в нужное время и в нужном количестве. Методология MRP реализуется с помощью компьютерных программ, позволяющих составить оптимальный план поставки комплектующих в производственный процесс или товаров, подлежащих отгрузке по заказам покупателей. Оптимизация плана поставок может производиться по разным критериям, но основополагающим принципом является контроль заданного уровня реально необходимых в каждый момент запасов.
Таким образом, MRP-система - это совокупность компьютерных программ, предназначенных для составления детального календарного плана поставок товарно-материальных ценностей, необходимых для обеспечения производственного процесса или отгрузки товаров по заказам покупателей, обеспечивающего оптимальный уровень состояния запасов в любой момент заданного периода.
Компьютерные системы, реализующие методологию MRP обеспечивают планирование процесса закупок необходимых товарно-материальных ценностей у поставщиков, основываясь на уровне имеющихся в наличии запасов, уже размещенных заказов на закупки, потребностей производства (заказов покупателей, прогнозируемых продаж) с учетом нормативного уровня страховых запасов. При изменениях в производственной программе, плане поставок товаров покупателям или отклонениях от ранее намеченных графиков выполнения заказов поставщиками, система выдает рекомендации по изменению сроков и объемов закупок и поставок для их соответствия изначально заложенным в план графикам.
Основной входной информацией MRP-системы являются:
- описание состояния материалов;
- программа производства (сбыта) продукции (товаров);
- перечень составляющих конечных продуктов.
Описание состояния материалов (Inventory Status File) для производственных предприятий должно содержать исчерпывающие сведения о всех материалах-комплектующих, необходимых для производства всех видов производимой продукции. Для торговых компаний - это описание состояния запасов продаваемых товаров. Для каждой номенклатурной позиции должен быть задан наличный запас, уже зарезервированное для тех или иных целей количество материала (товара), объем уже размещенных у поставщиков заказов на поставку, ориентировочные сроки исполнения заказов поставщиками, минимально необходимый объем страховых запасов. Могут быть указаны цены и другая дополнительная информация, например, сроки годности, максимальный объем запаса, минимальный и максимальный размеры партии поставки и т.д.
Программа производства (Master Production Schedule) представляет собой график выпуска продукции или поставок товаров по заказам покупателей на планируемый период.
Перечень составляющих конечного продукта (Bills of Material File) для производственных предприятий представляет собой список материалов и их количество, требуемое для производства конечного продукта. Для торговых предприятий список составляющих может быть необходим для описания комплектов товаров, включаемых в различные заказы.
На основе указанной информации система производит необходимые расчеты и формирует разнообразную отчетность.
Основным отчетом MRP-системы является План Заказов (Planned Order Schedule), в котором выводятся данные о том, какое количество каждого материала должно быть заказано в каждый рассматриваемый период времени в течении срока планирования. План заказов является руководством для дальнейшей работы с поставщиками. Кроме того, он определяет внутреннюю производственную программу выпуска полуфабрикатов и комплектующих.
При изменениях в первоначальном плане формируется отчет изменений к плану заказов (Changes in planned orders). Он показывает, какие заказы должны быть отменены, изменены, задержаны или перенесены на другой период.
Отчет об "узких местах" планирования (Exception report) предназначен для того, чтобы заблаговременно указать на те промежутки времени в течении срока планирования, в которые может возникнуть необходимость внешнего управленческого вмешательства. Такие ситуации могут возникнуть, например, в случае серьезной задержки той или иной поставки.
Отчет о прогнозах (Planning Report) представляет информацию, используемую для составления прогнозов о возможном будущем изменении объемов выпускаемой продукции (реализуемых товаров). Эти данные возникают в результате анализа текущего хода производственного процесса и отчетов о продажах. Отчет о прогнозах может использоваться для долгосрочного планирования потребностей в материалах.
Планирование производственных мощностей
Использование MRP-системы для планирования производственных потребностей позволяет оптимизировать время поступления каждого материала, тем самым значительно снижая складские издержки и облегчая ведение производственного учета. Однако MRP-система не может оценить возможность выполнения производственной программы с точки зрения ее обеспеченности производственными мощностями и трудовыми ресурсами, составить календарный график их загрузки, необходимый для реализации производственной программы. Эти задачи решаются средствами систем автоматизации планирования производственных мощностей, основанных на методологии CRP (Capacity Requirements Planning).
CRP-система - это совокупность компьютерных программ, предназначенных для составления детального календарного плана загрузки производственных мощностей, необходимого для реализации плана выпуска продукции на заданный период.
На основе заданного плана выпуска продукции CRP-система формирует план распределения производственных мощностей, необходимых для выполнения каждого цикла производства каждого изделия на выбранный период планирования. Формируется технологический план последовательности производственных процедур и определяется степень загрузки каждой производственной единицы на срок планирования.
Загрузка рабочих мест рассчитывается на основе технологического маршрута - последовательности технологических операций, необходимых для производства конкретных видов продукции. Каждая технологическая операция выполняется на определенном рабочем месте, на котором размещается то или иное оборудование, обслуживаемое конкретным персоналом. Отдельные рабочие места классифицируются как производственные единицы (work center). В общем случае под производственной единицей может пониматься конкретный станок, инструмент, рабочий определенной специальности и т.д. Результатом работы CRP-системы является план потребности в производственных мощностях (Capacity requirements plan), который определяет, какое количество стандартных часов должна работать каждая производственная единица для выполнения заданного плана выпуска продукции.
В результате работы CRP-системы делается вывод о возможности или невозможности выполнения производственной программы имеющимися в наличии производственными мощностями.
Если программа производства признается не осуществимой, то в нее вносятся изменения и она подвергается повторному тестированию с помощью CRP-системы. После формирования реально осуществимой производственной программы она становится основой для составления плана материально-технического обеспечения, формируемого MRP-системой. Однако, в случае недоступности тех или иных видов сырья, материалов, комплектующих или невозможности выполнить план заказов, необходимый для выполнения производственной программы, MRP-система, в свою очередь, указывает о необходимости внести в нее корректировки. В этом случае производственная программа снова корректируется и подвергается повторному тестированию с помощью CRP-системы.
Архитектура ИСУП
Требования к ИСУП и принципы ее построения
Информация является одним из важнейших факторов производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Современная ИСУП в идеале должна интегрировать все информационные потоки предприятия, обеспечивая персонал всей информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Для этого программные средства, обеспечивающие решение задач планирования, маркетинга, управления производством, логистики, управления персоналом, составления и контроля исполнения бюджетов, бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности предприятия и др. должны быть объединены в единый комплекс. Для реализации принципов процессно-ориентированного управления ИСУП должна обеспечивать взаимоувязку работы на всех уровнях управления: от высшего руководства до функциональных служб и отдельных исполнителей. Таким образом, ИСУП следует рассматривать как целостную систему, а не просто как комплекс АРМ, предназначенных для решения отдельных задач.
До сих пор бытует представление о необходимости разделения задач управления технологическими процессами и организационно-экономического управления предприятиями. В частности, поэтому при внедрении средств вычислительной техники в СССР применялись термины АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) и АСУП (автоматизированные системы управления предприятием). Однако в нынешних условиях автоматизацию системы управления предприятием следует рассматривать в том числе и как средство обеспечения взаимодействия экономической и технологической составляющих бизнес-процессов.
Для реализации этой цели основой ИСУП должна быть единая компьютерная сеть компании, обеспечивающая обмен данными между всеми пунктами ввода, обработки, накопления и потребления информации. При этом должен обеспечиваться не только ввод данных с клавиатуры ("вручную"), но и возможность их переноса в автоматическом режиме от устройств, подключенных к компьютерной сети. В частности, от программно-аппаратных комплексов управления технологическими процессами. Единая компьютерная сеть предприятия и функционирующая на ее основе ИСУП должны обеспечивать взаимодействие с набирающими все большую популярность мобильными устройствами (карманными компьютерами, интеллектуальными мобильными телефонами и т.д.), с помощью которых находящиеся в отъезде сотрудники могут получать оперативный доступ к необходимым им данным компании через Интернет или беспроводные сети.
Помимо решения функциональных задач управления и обеспечения системой коммуникаций сотрудников предприятия, ИСУП должна выступать интегратором в связях со внешней средой: партнёрами, поставщиками и потребителями. Для этого ИСУП должна поддерживать функции обмена электронными документами с контрагентами и банками, а также аудиторией сети Интернет. В частности, необходима поддержка средств взаимодействия с системами электронной торговли между предприятиями - B2B (business-to-business) и между предприятием и частными лицами - потребителями его продукции - B2C (business-to-customers).
Таким образом, в идеале ИСУП должна рассматриваться как инфраструктура всей деятельности предприятия.
ИСУП должна поддерживать решение задач стратегического, тактического и оперативного управления предприятием, обеспечивать реализацию требований рассмотренных ранее компьютерно-ориентированных технологий управления. Однако поддержка последних обеспечивает только решение задач тактического и оперативного управления. Для возможности решения задач стратегического управления в ИСУП должны быть включены интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
Суммируя сказанное, можно выделить следующие основные требования к ИСУП.
1) Автоматизация трудоёмких работ накопления и обработки всей совокупности актуальных для предприятия данных, характеризующих собственную деятельность и внешнюю среду.
2) Увязка применяемых предприятием интеллектуальных технических средств в рамках единой компьютерной сети.
3) Обеспечение передовыми средствами коммуникаций персонала предприятия, партнеров и контрагентов в целях оперативного обмена информацией.
4) Поддержка современных компьютерно-ориентированных технологий управления для решения задач эффективного управления всей совокупностью ресурсов предприятия.
5) Управление логикой исполнения основных бизнес-процессов.
6) Поддержка решения задач на всех уровнях управления предприятием.
В соответствии с перечисленными требованиями можно выделить основные принципы, на которых должна строиться ИСУП.
Интеллектуальность. Возможность обеспечить не только накопление и обработку данных, но и решение задач поддержки принятия решений по управлению предприятием.
Комплексность. Комплексный, системный подход к решению всей совокупности задач управления предприятием.
Интегрированность. Объединение всех программно-аппаратных средств предприятия в единую компьютерную сеть - центр системы коммуникаций.
Единство информационного пространства. Увязка в единое целое всех информационных ресурсов предприятия и обеспечение доступа к ним всем конечным пользователям в рамках предоставленных им прав. При этом должен быть реализован принцип однократного ввода данных в месте их возникновения и многократного использования в последующем.
Оперативность. Своевременная фиксация всех происходящих на предприятии фактов хозяйственной деятельности и внешних событий, влияющих на принятие решений, и автоматизированная обработка этих данных в сроки, адекватные срочности реагирования на фиксируемые события.
Аналитичность. Возможность применения разнообразного математического и аналитического аппарата для выявления в накопленных данных скрытой информации.
Модульность. Возможность поэтапного создания и внедрения ИСУП и разделение функций накопления и обработки данных между различными подразделениями, нуждающимися в различных средствах автоматизации.
Масштабируемость. Возможность развития системы без изменения основополагающих принципов функционирования по мере роста масштабов деятельности предприятия, в результате слияний и объединений компаний, развития новых направлений бизнеса.
Открытость. Способность взаимодействовать с программно-аппаратными средствами, уже используемыми или планируемыми к внедрению на предприятии. Соответствие общепринятым стандартам, протоколам и спецификациям, поддержка распространённых форматов обмена данными и т.д. в целях обеспечения возможности наращивать функционал системы за счет присоединения к ней дополнительных компонент.
Доступность. Возможность взаимодействия с конечными пользователями непосредственно на их рабочих местах или при удаленном доступе посредством мобильных устройств, удобный и понятный интерфейс ввода исходных данных, настройки параметров управления автоматически выполняемыми расчетами и формами представления выходной информации.
Адаптивность. Наличие развитого механизма настроек обеспечивающего изменения в логике функционирования системы в соответствии с изменениями в законодательстве и подходах к управлению предприятием.
Создание ИСУП
Создание интегрированной ИСУП, соответствующей требованиям, изложенным в предыдущей главе, является сложным, длительным и многоэтапным процессом, требующим значительных финансовых и трудовых затрат. Для достижения поставленных целей реализация проекта требует постоянного контроля со стороны высшего менеджмента и значительных усилий со стороны сотрудников системы управления предприятием.
Создание ИСУП осуществляется в несколько этапов. На первом производится стратегическое планирование - определение целей и задач проекта и порядка его реализации. На втором этапе осуществляется выбор специализированных пакетов прикладных программ, которые должны быть положены в основу прикладного программного обеспечения ИСУП. На третьем этапе осуществляется обследование предприятия, выбор способа развертывания и внедрения системы в эксплуатацию, а также разработка порядка организации бизнес-процессов в условиях комплексной автоматизации. И, наконец, на четвертом этапе осуществляются пусконаладочные работы, обеспечивающие развертывание системы и ее ввод в промышленную эксплуатацию.
Конкретное содержание каждого из перечисленных этапов существенно зависит от сложности системы управления предприятием, уровня отлаженности основных бизнес-процессов, уже достигнутой степени автоматизации решения управленческих задач, подготовленности персонала, возможностей финансирования проекта и многих других факторов.
Стратегическое планирование
На этапе стратегического планирования необходимо выявить основные проблемы хозяйственной деятельности предприятия и установить их причинно-следственные связи с организацией системы управления. На основе этого определяются цели проекта в контексте повышения эффективности решения существующих управленческих задач за счет внедрения новых управленческих технологий. При формировании целей должен быть учтен опыт реорганизации управления на основе внедрения информационных технологий других предприятий, близких по профилю, отрасли, рынку, методам ведения бизнеса и т.д.
После предварительного формирования целей проекта должны быть определены укрупненные показатели оценки эффективности целевых бизнес-процессов, подлежащих автоматизации, и сформированы первоначальные критерии оценки успешности реализации проекта создания ИСУП.
Далее, необходимо определить приемлемый объем финансирования проекта. В зависимости от объема финансирования и его распределения по времени цели проекта могут быть пересмотрены, поскольку решение масштабных задач реорганизации управления и внедрения передовых информационных технологий требуют значительных затрат и может оказаться, что предприятие не сможет их обеспечить. Кроме того, распределение затрат во времени может оказать существенное влияние на выбор метода развертывания и план ввода системы в эксплуатацию.
Диагностика проблем хозяйственной деятельности предприятия и увязка их решения с реорганизацией управления на основе внедрения передовых информационных технологий - очень сложная и трудноформализуемая задача. Для ее решения необходим определенный опыт, знания и навыки, которыми специалисты предприятия часто не владеют. Поэтому на этапе стратегического планирования создания ИСУП часто привлекаются сторонние консалтинговые компании, которые по результатам обследования выдают рекомендации по совершенствованию системы управления предприятием и выбору пакетов прикладных программ наиболее эффективных в качестве основы для создания программного обеспечения ИСУП.
При проведении управленческого консалтинга, направленного на выработку рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием, проводятся следующие работы.
1) Обследование текущего состояния и тенденций развития предприятия.
2) Выявление ключевых проблем предприятия.
3) Разработка предложений по корректировке стратегии развития предприятия.
4) Подготовка рекомендаций по целевому планированию.
5) Анализ баланса сил, интересов и целей, распределения полномочий и ответственности среди участников (учредителей) и руководства предприятия и разработка рекомендаций по их корректировке.
6) Анализ соответствия организационно-функциональной структуры предприятия стратегии его развития и подготовка рекомендаций по совершенствованию оргструктуры.
7) Подготовка предложений по совершенствованию функционирования основных подсистем управления предприятием.
8) Выявление проблем информационного обеспечения системы управления предприятием и оценка затрат на их решение.
Управленческий консалтинг начинается с обследования текущего состояния и тенденций развития предприятия. Каждая консалтинговая компания имеет свои методики проведения подобного рода обследований. Их содержание зависит от имеющегося опыта, доминирующей специализации консалтинга, отраслевой принадлежности обследуемого предприятия, полноты предоставленной информации и многих других факторов. Детальное рассмотрение этого вопроса выходит за рамки данного издания. Можно констатировать лишь тот факт, что косвенным признаком отработанности методик обследования, направленного на диагностику проблем предприятия, является полнота и степень формализованности процедур сбора информации и используемой для этого документации: внутрифирменных методических разработок, анкет, опросных листов и т.д.
На основе обследования текущего состояния и тенденций развития предприятия формулируется список наиболее важных проблем, требующих решения. В дополнение к этому может понадобиться разработка предложений по корректировке стратегии развития предприятия и подготовка рекомендаций по целевому планированию.
После формирования списка ключевых проблем необходимо найти их связь с организацией управления предприятием и выявить направления реорганизации управления, которые могли бы способствовать их преодолению. Это наиболее сложный и ответственный этап стратегического планирования создания ИСУП, от которого в наибольшей степени зависит успех проекта, поскольку внедрение информационных технологий важно не само по себе, а как средство оптимизации системы управления, направленной на повышение эффективности всей деятельности предприятия.
Качество управления в решающей степени зависит от эффективности работы его высшего звена. Поэтому необходим анализ баланса сил, интересов и целей, распределения полномочий и ответственности среди участников (учредителей) и руководства предприятия. Даже, если в силу сложившейся расстановки сил перераспределение полномочий и ответственности между руководителями невозможно, добросовестная консалтинговая компания должна представить аргументы в пользу необходимых перестановок, если они реально могут повлиять на повышение эффективности управления и способствовать решению стоящих перед предприятием задач. Во многих случаях оптимальным является вариант, когда процедура создания ИСУП инициируется реальными собственниками предприятия, а не его руководством и внешняя, независимая консалтинговая компания отчитывается по результатам обследования и представляет свои рекомендации непосредственно собственникам. Практика показывает, что наиболее успешными проекты реорганизации управления на основе внедрения современных информационных технологий оказываются именно в этом случае.
Необходимым компонентом стратегического планирования является анализ соответствия организационно-функциональной структуры предприятия стратегии его развития и стоящим перед системой управления задачам. Для этого определяется общий список функций, выполняемых системой управления и их распределение по отделам, подразделениям и отдельным сотрудникам, порядок осуществления контроля за их исполнением. В результате подобного анализа часто выявляется дублирование выполняемых функций, недостатки в контроле за их исполнением и иные несоответствия, для устранения которых должны быть представлены рекомендации по оптимизации оргструктуры и предложения по совершенствованию функционирования основных подсистем управления предприятием.
И, наконец, заключительным этапом стратегического планирования создания ИСУП является выявление проблем информационного обеспечения системы управления предприятием и примерная оценка затрат на их решение.
В результате управленческого консалтинга могут быть даны также конкретные рекомендации по совершенствованию:
- методов оценки эффективности деятельности подразделений в соответствии с целевыми установками развития предприятия и показателями эффективности его деятельности;
- основных бизнес-процессов и подсистем управления предприятия;
- организации снабжения и сбыта;
- системы управления затратами;
- оперативного управления финансовыми ресурсами и дебиторско-кредиторской задолженностью предприятия;
- процедур поддержки принятия решений в процессах оперативного контроля и регулирования деятельности предприятия;
- процессов подготовки и принятия решений на операционном уровне по подсистемам и бизнес-процессам;
- системы управления предприятием в условиях ее комплексной автоматизации.
Большинство из перечисленных рекомендаций могут представлять ценность сами по себе, вне всякой связи с информационными технологиями. Однако при создании ИСУП подробная разработка правил организации бизнес-процессов и взаимодействия подсистем управления предприятием должны увязываться с возможностями и особенностями функционирования развертываемого программного обеспечения. Поэтому соответствующие детальные регламенты обычно разрабатываются только после выбора специализированного прикладного программного обеспечения на этапе обследования перед непосредственным выполнением пусконаладочных работ.
Обследование предприятия
Внедрение сложной системы комплексной автоматизации управления обычно осуществляется ее поставщиком - самой фирмой-разработчиком или ее партнерами. Перед выполнением пусконаладочных работ проводится обследование предприятия.
Обследование - это комплекс мероприятий по изучению системы управления предприятием и выработке рекомендаций о порядке проведения пусконаладочных работ.
В отличие от диагностики на этапе стратегического планирования здесь делается особый акцент на исследовании технических и организационных проблем развертывания выбранного программного комплекса.
При обследовании оцениваются:
- состояние и особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- состояние и особенности организационно-функциональной структуры предприятия и его системы управления;
- характеристики внешних связей предприятия с поставщиками, потребителями, смежниками, государственными органами и т.п.;
- квалификация специалистов по информационным технологиям предприятия;
- характеристики документооборота предприятия, состояние баз данных и хранилищ информации;
- парк технических средств обработки информации, степень обеспеченности техническими средствами и необходимым ПО функциональных рабочих мест системы управления предприятием;
- структура и характеристики бизнес-процессов.
В результате обследования определяются:
- места регистрации информации и принятия решений;
- проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при внедрении системы;
- требования к доработке компонент программного комплекса;
- необходимое число рабочих мест для обработки информационных потоков с помощью системы;
- требования к техническим средствам, системному и вспомогательному программному обеспечению;
- требования к технологии организации взаимодействия с территориально удаленными подразделениями предприятия;
- план-график пусконаладочных работ.
По результатам обследования составляется "Отчет об обследовании предприятия", который отражает основные результаты обследования. Отчет может формироваться в различных формах, но рекомендуется включение в него следующих разделов.
1) Резюме.
2) Анализ объекта обследования.
3) Анализ способов реализации бизнес-процессов предприятия средствами внедряемого программного комплекса.
4) Выводы по обследованию.
5) Методика ввода в эксплуатацию.
6) Приложения.
В резюме включаются краткие выводы о проделанной работе.
В раздел "Анализ объекта обследования" включаются общие сведения о предприятии, его организационно-административной структуре, функциях подразделений, описание бизнес-процессов предприятия, характеристике системы документооборота, парка вычислительной техники и используемого программного обеспечения, а также используемым технологиям обмена данными с удаленными подразделениями.
В разделе "Анализ способов реализации бизнес-процессов предприятия средствами внедряемого программного комплекса" дается описание функциональной схемы эксплуатации внедряемого программного комплекса на предприятии с учетом выявленных особенностей бизнес-процессов, анализ соответствия форм документов и отчетов предприятия формам документов и отчетов, стандартно формируемых модулями программного комплекса, перечень необходимых доработок системы автоматизации для соответствия особенностям предприятия.
В раздел "Выводы по обследованию" включается описание этапов ввода системы в эксплуатацию, краткое описание работ и результатов каждого этапа, рекомендации по парку вычислительной техники и системному программному обеспечению, рекомендуемый для закупки состав модулей системы, количество и тип лицензий, состав рабочих мест.
В раздел "Методика ввода в эксплуатацию" включаются описание порядка выполнения и ожидаемых результатов организационных мероприятий по вводу системы в эксплуатацию, а также проект плана-графика пуско-наладочных работ.
В приложение к отчету включаются реестры документов предприятия, проект плана пуско-наладочных работ, экспертное заключение о рекомендуемых характеристиках необходимого компьютерного и коммуникационного оборудования, смета на пуско-наладочные работы, технические задания на доработку системы и другие документы.
Отчет составляется руководителем проекта обследования предприятия, согласовывается с ответственным за внедрение системы со стороны заказчика и подписывается обеими сторонами.
В процессе обследования предприятия должна быть сформирована его бизнес-модель.
Бизнес-модель предприятия - это формализованное тем или иным способом описание системы управления предприятием, осуществляемых им бизнес-процессов, порядка взаимодействия подразделений и отдельных исполнителей при их выполнении, а также критериев оценки эффективности функционирования предприятия и его отдельных подразделений.
В про<