Нестабильность бюджетного финансирования программ поддержки.

6. Влияние мировых и национальных природных, политических, экономических и других факторов (стихийные бедствия, террористические акты, колебания цен на нефть и т.п.).

Однако в подавляющем большинстве случаев программы поддержки предпринимательства разрабатываются так, как в советский период разрабатывались планы — в расчете на их 100% выполнение.

В этой связи интересна работа японских ученых [12]. В данной работе используется схема строительство-управление-передача (build-operate-transfer (B-O-P)). Эта схема широко используется в частном финансировании общественных отраслей. ВОР обычно включает в себя сделки с большим числом партий, с большим бюджетом, на долгий период времени и с большим числом неконтролируемых факторов. Данные характерные черты делают ВОР проекты очень рискованными. Важнейшие риски — это риск развития, риск завершения, риск увеличения стоимости, риск выполнения, риск управления, политический риск, внешние риски, кредитный и рыночный риски. Как схема частного финансирования, ВОР не подразумевает, что частный сектор должен взять на себя все риски проекта. Напротив, успех данной схемы очень сильно зависит от разумной поддержки или риск делится с правительством.

Центральный момент данной статьи это правительственная поддержка ВОР проекта по строительству скоростной дороги. В этом проекте, правительство обычно проводит поддержку, которая смягчает риски связанные с финансами, такие как рыночный, потому что такой вид поддержки позволяет управлять проектом. Примером данного вида поддержки являются финансовые субсидии, гарантия спроса, доля государственного дохода, увеличение концессионного периода и защита от пошлин. Однако, планирование поддержки иногда субъективное и иррациональное. Субъективность, это результат недостатка количественных методов для оценки.

Метод реальных опционов предлагается как метод для планирования и формулирования государственной поддержки. Главную роль в государственной поддержке могут взять на себя “связанные опционы” которые правительство продает частным инвесторам. В данной статье, планирование и формулирование опционов как государственной поддержки в ВОР проектах основано на исследовании теории реальных опционов.

В данном случае господдержка заключается в том, что государство поддерживает постоянный поток наличности. Поток наличных разбивается на две части — поток наличных без поддержки и компонент поддержки. Компонент поддержки состоит из нескольких связанных опционов. Связанные опционы можно снова разделить на несколько опционов для оценки их объема. Суммирование этих объемов и дает суммарный объем связанных опционов. Далее, поток наличности без поддержки суммируется связанными опционами и получается поток наличных с поддержкой.

Представляется целесообразным развивать исследования по возможности использования рассмотренной и других типов опционных моделей для оценки потребности в инвестициях как для отдельных малых предприятий, так и для программы в целом. Под нашим руководством и при непосредственном участии была предпринята попытка применить этот метод для анализа программы поддержки Новосибирской области на 2001—2003 гг. Однако по причинам недостатка информации для обоснованной оценки колеблемости потребности в инвестициях, возможного эффекта от проводимых мероприятий и т.п. полученные результаты нуждаются в дальнейшем уточнении и развитии.

Изложенные выше и другие модели были успешно использованы студентами экономического факультета Новосибирского государственного университета при выполнении курсовых и дипломных работ для планирования и анализа деятельности ряда малых предприятий и показали свою эффективность и большие возможности для адаптации к конкретным условиям и модификации.

Еще одним направлением развития является создание и апробация гипертекстовой системы «Предпринимательство и программы его поддержки». «Ядром» системы является информация и результаты ее анализа по всему рассмотренному массиву федеральных и региональных программ поддержки и сопряженных с ними документов. Однако при работе с системой постоянно имеется возможность подключить «Базу знаний по предпринимательству», при помощи которой осуществляется «развертывание» материалов согласно схеме на рис. 1.2 и по направлениям, описанным в [11], по принципу «от простого к сложному». Например, пользователь может начать работу с одной из следующих таблиц-меню:

1. Библиографический список документов (согласно перечню, приведенному в приложении).

2. Документы с группировкой по федеральным округам.

3. Документы согласно алфавитному перечню регионов.

4. Просмотр результатов сравнительного анализа программ поддержки.

5. База знаний по предпринимательству.

При выборе пп. 2 и 3 меню пользователь, в добавление к показателям, приведенным в табл. 2.1, видит еще два столбца:

Алтай, респ. СтатОб СтатМП П03 И02 О02

Нажав на гиперссылку «СтатОб» можно просмотреть на экране карту региона и статистические данные, приведенные в ежегоднике «Регионы России». Выбрав «СтатМП» можно просмотреть статистику из источника «Статистическаяинформация по малому предпринимательству России (по субъектам Российской Федерации) 2002 год. То есть начинается «статистическое развертывание» информации и накопление соответствующих знаний, в том числе с использованием количественных методов анализа. И можно сравнить: какие данные приведены в программе поддержки, и какие даны в статистических материалах.

В программах поддержки мы встречаем неоднократно термины «предприниматель», «Финансы», «лизинг» и т.п. Поэтому пользователь может попробовать более глубоко разобраться в сущности таких терминов, прибегнув к «понятийному аспекту» системы, где есть набор необходимых определений (для некоторых — в виде синтетических семантических сетей), ссылки на первоисточники, а в некоторых случаях и возможность сразу ознакомиться с работами, в которых анализируются рассматриваемые понятия.

Представляется, что при разработке и анализе любой региональной программы поддержки предпринимательства будет полезным рассмотреть не только развитие предпринимательства в последние несколько лет, но и исторические корни предпринимательской деятельности в регионе. То есть пригодится «исторический аспект» системы. Например, корни программ поддержки нескольких регионов России уйдут в XV—XVI вв. к фамилии предпринимателей и промышленников Строгановых.

По мере апробации гипертекстовой системы добавляются взаимные ссылки между различными документами и формируется банк внешних гиперссылок. Также, при необходимости, делается запрос на другие компакт-диски, содержащие лицензионные базы данных (Гарант и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. — М.: Издательство «Косалтбанкир», 2002.

2. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.

3. Савченко В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.

4. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.

5. Стратегияразвития предпринимательства в реальном секторе эко­номики. — М.: Наука, 2002.

6. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996. № 7.

7. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000.

8. Методическиерекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. — М.: ИСАРП, 1997.

9. Методические рекомендации по организации государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне. — Иркутск, 1999.

10. Баранова И. В. Оценка нормативно-правового обеспечения поддержки и развития малого предпринимательства в субъектах РФ, входящих в межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение». — Новосибирск: МАСС, 1999.

11. Генералов В. В., Лычагин М. В.Предпринимательство: проблемы и методы систематизации знаний. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2003.

12. Charoenpornpattana S., Minato T., Nakahama S. Government supports as bundle of real options in Built-Operate-Transer highways projects. Tokyo, 2002 (www.realoptions.org).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень анализируемых программ и других документов о государственной

поддержке российского предпринимательства

1. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256).

2. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697).

3. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000—2001 годы. Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 121.

Наши рекомендации