Институциональная среда малого предпринимательства

И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ*

Роль малого предпринимательства (МП) и его социальные функции в современном обществе могут быть наиболее полно определены только при рассмотрении МП как целостной экономической системы. Анализ такой си­стемы предполагает необходимость обязательного учета комплекса вне­шних условий, создающих предпосылки для успешной деятельности ос­новных субъектов экономических отношений, в данном случае — малых пред­приятий. Эти внешние условия образуют не что иное, как «институциональную среду». Институциональная среда включает и то, что принято называть инфраструктурой, обеспечивающей малое предпринимательство.

В целом институциональную среду можно определить как совокупность:

- субъектов любых хозяйственных отношений малых предприятий;

- действующего федерального и местного законодательства, регу­лирующего любые аспекты их деятельности;

- механизмов централизованной поддержки малого предприниматель­ства со стороны любых органов государственной власти;

- механизмов поддержки малого предпринимательства со стороны международного сообщества39(1).

Кроме того, с малыми предприятиями взаимодействуют и такие государственные учреждения, которые не имеют контрольных или распоря­дительных функций. В процессе выполнения своих уставных задач они также должны обращать особое внимание на потребности в их услугах со стороны малых предприятий.

К первой группе таких организаций можно отнести:

- государственные высшие и средние профильные образователь­ные учреждения, многие из которых способны предложить учебные программы, специально ориентированные на малое предприниматель­ство;

- государственные службы занятости, способные подбирать кад­ры с учетом специфических требований и возможностей малых пред­приятий;

- государственные информационные центры, научные и научно-тех­нические организации;

-добровольные государственно-общественные объединения дело­вых кругов, например, торговые палаты, ассоциации национальных про­изводителей, экспортеров и т.п.

Второй группой постоянных партнеров малых предприятий яв­ляются финансовые институты, а именно:

- коммерческие банки, в том числе специализирующиеся в сфере предпринимательской деятельности;

- страховые компании;

- посредники на фондовом рынке;

-инвестиционные компании;

- частные пенсионные фонды и т.п.

Можно сформулировать два требования к организа­ции их взаимодействия с малыми предприятиями - доступность цен на соответствующие финансовые услуги и учет специфических требо­ваний к этим услугам. В решении первой задачи активную роль при­звано сыграть государство. Одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства выступает обеспечение ему облегченного доступа к услугам негосударственных финансовых ин­ститутов. В этих целях должны использоваться специальные гарантии со стороны государства, налоговые льготы, а также прямая компенсация потерь банков, страховых компаний и т.п., вызванных обслуживанием малого предпринимательства на льготных условиях.

Третья группа традиционных партнеров малых предприятий включает в себя коммерческих посредников, а также некоторых дру­гих субъектов инфраструктуры ресурсных рынков. К ним относятся:

- специализированные посредники на товарно-сырьевых биржах, фондовом, валютном рынках, рынке трудовых ресурсов;

- коммерческо-выставочные комплексы, ярмарки, аукционы, дру­гие формы организационного внебиржевого посредничества;

- рекламные агентства, коммерческие центры маркетинговых ис­следований, центры коммерческой информации.

В отличие от субъектов крупного бизнеса, малые предприятия находятся в большей зависимости от услуг указанных выше рыноч­ных структур, поскольку не имеют возможности решать соответству­ющие задачи силами собственных специализированных служб.

Четвертая группа постоянных партнеров малых предприятий включает в себя представителей крупного бизнеса, рассматривающих малые предприятия в качестве стратегических партнеров. К ним от­носятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, на­учно-технические, сервисные корпорации, использующие в своей дея­тельности франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг.

Франчай­зинг является специфической формой продвижения на рынок продукции и услуг крупных компаний путем передачи малым предприятиям со­ответствующих технологий и прав на производство услуг под торго­вой маркой компании. Венчурное финансирование предполагает созда­ние крупными компаниями малых предприятий для реализации конк­ретных инновационных проектов. Наконец, лизинговая деятельность крупных промышленных и специализированных компаний, направлен­ная на малое предпринимательство, осуществляется в форме переда­чи его субъектам соответствующего имущества (комплектного про­изводственного оборудования, транспортных средств и т.п.) в аренду с правом или без права последующего выкупа.

Все указанные направления взаимодействия с малым предпринимательством теоретически выгодны и для крупного бизнеса. Однако с учетом ограниченных фи­нансовых возможностей малых предприятий они должны спе­циально стимулироваться государством.

Пятая группа партнеров объединяет организации, удовлетворя­ющие локальные потребности малых предприятий, а именно:

- негосударственные образовательные учреждения;

- консалтинговые фирмы различной специализации;

- аудиторские фирмы;

- юридические агентства;

- фирмы - разработчики программных средств;

- частные охранные агентства и т.п.

Из перечисленных здесь субъектов экономических отношений особую роль играют консалтинговые фирмы. Ограниченные возмож­ности по содержанию в постоянном штате высококвалифицированных специалистов не позволяют малым предприятиям оперативно реаги­ровать на постоянное усложнение налогового законодательства, бух­галтерского учета, технологий менеджмента и т.п. Реальную помощь в решении соответствующих задач им могут оказать компании, специ­ализирующиеся в области нормативного и развивающегося консалтинга.

Последней группой субъектов отношений малых предприятий выступают их собственные корпоративные объединения. Особая актуальность интеграционных процессов в сфере малого предпринимательства определяется более уязвимыми рыночными позициями малых предприятий, например, в случае нарушения их хозяйственных интересов чиновниками местных администраций, компаниями - монополистами и т.п. Интеграция может осуществляться по различным признакам:

- функционально-отраслевому (ассоциация малых промышленных предприятий, строительных или торговых фирм и т.п.);

- региональному (ассоциация малых предприятий конкретного ре­гиона или нескольких соседствующих регионов);

- принадлежности ее членов к определенной социальной группе (ас­социации предпринимателей из числа молодежи, женщин, ветеранов вооруженных сил, инвалидов и т.п.).

В малом предпринимательстве ассоциации должны исполнять не только представительские и лоббирующие функции. Так, важной, с по­зиции внутренней поддержки, формой корпоративных объединений в малом предпринимательстве являются общества вза­имного кредитования. Они позволяют ослабить зависимость своих чле­нов от банковских учреждений, облегчая им доступ к кредитным ресур­сам на выгодных условиях. В большинстве стран, включая Россию, им предоставлены специальные рыночные преимущества, в частности, право не размещать обязательные резервы в Центральном банке.

Важным элементом институциональной среды является законодательство, оп­ределяющее правовое поле функционирования малого предпринима­тельства. В его состав входят законы, разнообразные подзаконные акты (указы президента, постановления правительства и т.п.) федерального и регионального уровня. Указанные документы призваны решать не­сколько задач:

-определить критерии принадлежности конкретных предприятий к категории малых (при необходимости с дифференциацией по отраслям и сферам хозяйственной деятельности);

- зафиксировать статус малого предпринимательства как объек­та постоянной государственной поддержки, определить ее основные формы;

- установить состав государственных органов, отвечающих за раз­витие малого предпринимательства в целом и конкретные направле­ния его поддержки на федеральном и региональном уровне;

- определить задачи государства по содействию формированию и развитию прочих элементов институциональной среды малого пред­принимательства.

Кроме того, с помощью законодательных и подзаконных актов могут вводиться в действия перспективные и краткосрочные целевые програм­мы поддержки сферы предпринимательской деятельности.

Объектом повышенного внимания является государственная под­держка малых предприятий. Необходимость и целесообразность такой поддержки определяется экономическими и социальными особенностями сферы пред­принимательства. Возможности малых предприятий по созданию новых рабочих мест, противодействию тенденциям монополизации экономики, разработке и внедрению инноваций являются потенциалом, имеющим не только индивидуальную коммерческую, но и общественную ценность. Стратегическая цель государственной поддержки заключается в обеспе­чении благоприятных условий функционирования для развития малого предпринимательства в целом и особо благоприятных условий для тех его направлений, в приоритетном развитии которых общество особо заин­тересовано.

В контексте приведенного состава институциональной среды МП должны рассматриваться и специфичные социальные функции ма­лых предприятий. О глав­ной социальной функции малого предпринимательства наиболее конк­ретно высказался профессор В. Афанасьев: «смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной ос­новой формирования «среднего класса»40(2). Аналогичную позицию за­нимает О. Александрова41(3), специализирующаяся на проблемах станов­ления этого класса в нашей стране. Свой вклад в увеличение «среднего класса» малое предпринимательство в России вносит путем формирования класса собственников, но не высокооплачиваемых наемных работни­ков. Эту функцию принимают на себя крупные предприятия, способ­ные содержать высокооплачиваемых менеджеров и специалистов не­обходимого профиля.

Место малых предприятий на рынке труда как работодателей определяет еще одну социальную функцию малого предпринимательства. Ее нельзя отнести к чис­лу отличительных особенностей малого предпринимательства, по­скольку рабочие места создаются также государством, корпоративными структурами, даже некоммерческими организациями. Более того, в какой-то степени потенциал этой социальной функции малого предпринима­тельства ниже, чем у работодателей прочих категорий. Значительное число малых предприятий в лице индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и семейных фирм вообще не ис­пользует наемный труд. Но это компенсируется действием другого фактора, на который обратил внимание ряд исследователей. Выраженным преимуществом малого предпринимательства является меньшая сто­имость создания рабочих мест. Некоторые специалисты считают, что разница составляет не менее десяти раз. Например, Л. Мамедова приводит более конкретные цифры: «в крупном бизнесе обустройство одного рабочего места стоит 100-150 тыс. долларов, в малом созда­ние одного рабочего места обходится примерно в 10 тыс. долларов»42(4).

Практическая значимость указанного преимущества вы­является при реализации государственных социальных программ по снижению уровня безработицы. Создавая благоприятные условия для развития малого предпринимательства, государство вправе рассчи­тывать на появление большего числа рабочих мест, чем при содей­ствии работодателям других категорий. Сформулированный здесь тезис подтверждается имеющимся зарубежным опытом. Так, в Гер­мании в 1988 году на цели создания новых малых фирм было выделе­но 720 млн. марок. Законодательно предусмотрена возможность вы­дачи будущим предпринимателям из числа физических лиц кредитов на срок до 20 лет. В Великобритании безработные, начинающие соб­ственный бизнес, сохраняют пособия по безработице и получают от государства дополнительную еженедельную субсидию в сумме 40 фунтов стерлингов. В Дании, право на получение 50% пособия по без­работице сохраняется за начинающим предпринимателем на срок до 3,5 лет.

По данным Международной федерации малых и средних промышленных предприятий (MFHSP) в среднем по 18 развитым странам на долю малых предприятий приходится примерно 50% выпускаемой продукции, свыше 30% капиталовложений и экспорта. За счет малого бизнеса в США, Германии, Великобритании, Италии, Японии создается 2/3 рабочих мест.

К числу социальных функций малого предпринимательства пра­вомерно отнести содействие вовлечению в процесс общественного вос­производства дополнительных трудовых ресурсов, практически не ис­пользуемых другими группами работодателей. К ним относятся граж­дане, чей трудовой потенциал как носителей товара «рабочая сила» ограничен объективными факторами. Это пенсионеры, несовершенно­летние, лица с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери и т.п. В условиях рыночной экономики большинство работодателей не рассматривает их в качестве полноценных работников, следовательно, не в состоянии обеспечить возможность трудоустройства.

Малое же пред­принимательство предъявляет не столь жесткие требования. В семей­ных фирмах задействован труд всех хотя бы минимально трудоспособ­ных членов семьи. Малые предприятия, использующие наемный труд, лучше приспособлены для использования труда надомников, учащейся молодежи, граждан пожилого возраста. Учитывая, что доля последних двух групп в общей численности населения страны постоянно увеличивается, возрастает и практическая значимость рас­сматриваемой функции малого предпринимательства.

Наконец, следует упомянуть еще одну социальную функцию малого предпринимательства, которой далеко не всегда уделяется должное внимание. Она связана с формированием в обществе «идеологии предпринимательства», что особенно важно для современных отечественных условий. Об ижди­венческой психологии, как одном из проявлений ментальности россиян, упоминали многие отечественные исследователи, например, д.э.н. Е. Маймис: «сплав государственной (и иной высшей) власти, уравнитель­ности и иждивенчества - наиболее характерная, определяющая черта традиционного российского генотипа»43(5).

В свою очередь, профессор В.И. Кушлин считает, что «успех системных инноваций и повыше­ние эффективности рыночных реформ зависят, прежде всего, от при­родных ресурсов и интеллектуально-предпринимательских качеств людей»44(6). Роль малого предпринимательства в решении этой задачи трудно переоценить. На работу в корпоративные структуры и государ­ственные учреждения обычно приходят люди, готовые подчиниться правилам, уже установленным работодателем. От отношения с его стороны зависит реализация их собственных экономических и карьер­ных амбиций. Соответственно, надежды на личное благополучие, ста­бильность социального статуса и т.п. наемный работник связывает с успешностью чужого бизнеса вообще и себя в нем в частности.

Создавая малое предприятие, предприниматель рассчитывает исключительно на свои деловые качества, профессионализм, способ­ность к нестандартным действиям на рынке. Работая в этом бизнесе, менее стабильном по основным параметрам, предприниматель зара­нее прогнозирует как успех, так и неудачу. В последнем случае он, как правило, не «опускает руки», а немедленно начинает искать новую нишу на рынке. Об этом свидетельствует, в частности, опыт США. По данным Администрации по делам малого бизнеса, каждое четвертое малое предприятие терпит банкротство уже в первый год своей рабо­ты на рынке, а 90% не могут удержаться на нем более четырех лет45(7). Но только в 20% случаев это происходит вследствие утраты капита­ла, 80% предпринимателей просто меняют сферу его приложения.

Специфическая роль малого предпринимательства в системе тру­довых отношений современного общества определяется еще одной осо­бенностью, связанной с использованием наемного труда. В отличие от любых других категорий работодателей здесь присутствуют предприя­тия, не использующие его в принципе. К ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица «семейного бизнеса» (по российскому законодатель­ству на них распространяются все установленные малым предприяти­ям льготы), и большая часть семейных предприятий.

Необходимо также учитывать и такие особенности малого предпринимательства, как категории работодате­лей. Здесь следует подчеркнуть более личный характер отношений между хозяином и наемным работником. Эта особенность оказывает влияние на организацию управления персоналом малого предприятия, повышая его эффективность. На крупных предприятиях и в государственных учреждениях рассматриваемое направление внутрифирменного менеджмента строится на сугубо фор­мальной основе - трудовом законодательстве, индивидуальных кон­трактах, внутренних регламентах. Собственник - менеджер малого предприятия при принятии конкретных решений опирается, в том чис­ле, и на личные отношения с подчиненным.

В отечественных условиях подобный характер трудовых отно­шений несет в себе дополнительный позитивный потенциал. Трудовая ментальность россиян во многом определена идеологией историчес­кого этапа, предшествующего рыночным преобразованиям. В глазах наемного работника тождественны понятия собственник и эксплуата­тор, что определяет его отношение к трудовой деятельности. На ма­лом же предприятии персонал видит в своем хозяине, прежде всего, кол­легу, менеджера, специалиста и только потом хозяина. Это способ­ствует изменению упомянутого выше поведенческого стереотипа. Столь же важна для россиянина возможность общаться с руководите­лем и на «личном» уровне. При правильном поведении собственника в отношении наемного персонала указанные факторы способствуют формированию психологического климата, благоприятного для деятель­ности малого предприятия.

Сегодня в мире малое предпринимательство представляет самый крупный сектор экономики. Сформирован даже социальный портрет мелкого предпринимателя с присущими ему типичными чертами. Так, по данным ежегодных исследований, проводимых фирмой “Research & Forecast” (США), у мелкого предпринимателя по сравнению с работниками наемного труда гораздо выше трудовая нагрузка (у 2/3 рабочий день превышает 9 часов, 2/3 либо вообще не пользуются отпуском, либо он не превышает 10 дней), образованность (в 2 раза выше среднего уровня по стране) и оптимизм.

Вышеизложенное позволяет определить роль мало­го предпринимательства как ключевого элемента системы соци­ально-экономических отношений современного общества и в немалой степени как ее стабилизирующего фактора.

РОЛЬ И МЕСТО МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

В условиях, когда банковская система не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос уже действующих или готовящихся открыть собственный бизнес предпринимателей, эффективным инструментом расширения их доступа к финансовым услугам являются программы микрофинансирования. Микрофинансирование можно определить как легитимное финансирование в небольших объемах микро - и малых предпринимателей, как стартующих, так и испытывающих затруднения при доступе к традиционному банковскому финансированию уже на стадии роста, направленное на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства.

В клиентской базе российских микрофинансовых организаций можно выделить две расширенные группы клиентов. С одной стороны, это предприниматели, имеющие небольшой бизнес, с другой стороны - это социально незащищенные слои населения. Речь идет о безработных и о россиянах, имеющих низкий уровень дохода. По результатам исследования, размер потенциальной клиентской базы микрофинансовых организаций из числа субъектов малого предпринимательства можно оценить на уровне 2,0 млн. клиентов. Из числа безработного и низкооплачиваемого населения от 6,5 до 7,3 млн. человек готовы создать свой бизнес, в среднем это порядка 10% от экономически активного населения.

Для удовлетворения потребностей в микрофинансовых ресурсах только действующего бизнеса потребуется от 233,0 до 581,5 млрд. руб. А если к этим цифрам добавить потребности стартующего бизнеса, то спрос возрастет до 962,2 – 1 401,9 млрд. руб. Это огромные суммы, составляющие от 36,2% до 57,2% всех расходов федерального бюджета на 2004 г. Очевидно, что такие объемы не могут быть профинансированы полностью ни бюджетом России, ни донорскими или международными организациями. Их масштабы наглядно демонстрируют, насколько велика потенциальная потребность в микрофинансовых ресурсах для развития российского бизнеса.

Наши рекомендации