Малый бизнес как социальный институт
Социальный институт - это формальное или неформальное установление, определяющее отношения в обществе, образ мыслей и поведение людей. К формальным институтам относятся право, финансовая и банковская система, механизм государственного управления, формы общественной организации производства и распределения товаров и услуг. Среди неформальных институтов выделяется деловой климат в стране и регионе, традиции, привычки и образ мышления людей, стиль их работы и поведения.
Социальные институты определяют конкурентоспособность национальной экономики, взаимное доверие между населением, бизнесом и государством. При этом экономика рассматривается как функциональная подсистема общества, а экономический рост является не самоцелью, а средством решения общественных проблем, развития социального потенциала и качества жизни населения в стране и регионе.
Малый бизнес нередко рассматривается лишь с количественной стороны. В США к мелким относятся предпринимательские единицы с числом работников до 25 человек, к малым - 25-99 человек, средним - 100-499 человек, крупным - 500-999 человек, крупнейшим - свыше 1000 человек. В ряде отраслей учитывается также сумма оборота: в оптовой торговле - до 18 миллионов долларов в год, в розничной торговле, сфере услуг и на транспорте - до 5 миллионов долларов. В Японии в качестве критерия выделения малых предприятий учитывается число занятых (в розничной торговле -до 50, оптовой торговле - до 100, в обрабатывающей промышленности и строительстве - до 300 человек) и размер уставного капитала (соответственно до 10, 30 и 100 миллионов иен). Особо выделяются мелкие предприятия (в промышленности - не более 20 человек, в торговле и сфере услуг - не более 5 человек). При этом к малому бизнесу в США относится лишь бизнес, существующий и действующий независимо от других предприятий и не доминирующий на рынке.
В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота. В Германии также используется преимущественно количественный подход. Малым считается предпринимательство с числом занятых в нем от одного до 49 человек.
В Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25%, причем средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
До 1996 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» к ним были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со средней численностью работающих, не превышающей в промышленности и строительстве 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; а в розничной, оптовой торговле, общественном питании и отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек. Таким образом, в 1995 году допустимая численность персонала малого предприятия в промышленности и строительстве была сокращена, а в торговле - увеличена.
С 2003 года были особо выделены мелкие предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. При этом учитывается не только численность, но и годовой объем продаж. Такой подход вполне обоснован, поскольку при высокой фондоемкости и автоматизации производства, например в энергетике, предприятие с небольшим коллективом способно выпускать продукцию на многие десятки миллионов рублей и доминировать на региональном и даже национальном рынке.
С позиций классической экономической теории малый и средний бизнес отличается от крупного бизнеса именно своими размерами. С институциональных позиций малый и средний бизнес - качественно определенный общественный институт. На наш взгляд, следует выделить следующие его принципиальные особенности:
- единство отношений собственности и управления: в качестве главного менеджера выступает учредитель или владелец основной части капитала (контрольного пакета и так далее);
- единство объекта управления: экономический субъект (фирма) управляет одним предприятием (согласно Гражданскому кодексу РФ, под предприятием имеется ввиду имущественный комплекс, включающий движимое и недвижимое имущество, имущественные права, требования, долги, нематериальные активы (интеллектуальную собственность) и торговую марку);
- численность коллектива допускает прямой эмоционально-психологический контакт руководителя фирмы (предприятия) с каждым его работником.
Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица).
Одной из форм малого бизнеса является самозанятость - предпринимательство без образования юридического лица и в большинстве случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского Союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя31.
Можно отметить следующие специфические черты самозанятости в Европейском Союзе:
- отраслевая структура: свыше 60% рабочих мест приходится на три сферы - строительство и ремонт, гостиничное хозяйство и питание, услуги;
высокий уровень квалификации, особенно в сфере финансовых, юридических, консультационных, медицинских услуг (в Англии - 17% всех самозанятых имеют ученую степень);
- увеличение доли женщин (в начале 1990-х годов они составляли четверть всех самозанятых), а также лиц пожилого возраста, имеющих проблемы со здоровьем (они составили более 7% общего числа самозанятых в Англии);
- существенные различия в продолжительности рабочей недели (31% используют наемный труд и работают более 40 часов в неделю, в то же время 27% самозанятых женщин с детьми - менее 12 часов);
- семейный характер занятости (в 75% случаев оба супруга заняты в одной сфере, за исключением строительства, где у мужчин лишь в 30% случаев жена также работает на стройке).
В развивающихся странах 30-70% экономически активного населения занято на микропредприятиях с числом работников от двух до 10 человек. Здесь производится до 20 % валовой внутренней продукции, а к 2020 году по прогнозам эта доля может вырасти более, чем вдвое32. До недавнего времени для данного сегмента малого бизнеса была характерна отсталая трудоемкая технология, низкие доходы (на уровне прожиточного минимума), плохие условия труда и высокий травматизм, использование детского труда. Такие предприятия благодаря низкой стоимости рабочих мест и использованию местных ресурсов давали работу преимущественно маргинальным слоям, женщинам, занятым в домашнем хозяйстве, и так далее.
Однако в 1990-е годы благодаря созданию эффективной миниатюрной техники, компьютеризации, расширению ассортимента товаров и услуг, снижению серийности их производства, образованию с помощью муниципалитетов производственных сетей, обществ взаимного кредита, лизинговых центров и бытовых кооперативов микропредприятия стали развиваться в высокотехнологических отраслях, сфере услуг, швейной и обувной индустрии как основа массового предпринимательства.
Предприниматель - это физическое или юридическое лицо, которое владеет и распоряжается (управляет) обособленным имуществом (в качестве собственника, арендатора, на правах доверительного управления по контракту или трастовому договору и так далее) в целях извлечения прибыли или дохода, достаточного для оказания социальных услуг на основе самоокупаемости.
Малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта - соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Как будет показано далее, именно с этим качественным отличием связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса.
В статье 2 Устава Всеобщей конфедерации малых и средних предприятий они определяются как фирмы, где собственник, независимо от юридического статуса фирмы, несет прямую личную ответственность за ее техническое, финансово-коммерческое и социальное развитие.
Из понимания малого бизнеса как социального и правового института, особой формы предпринимательства вытекают следующие выводы.
1. Целесообразно определить в федеральном законе понятие малого и среднего бизнеса, включив в него предпринимателей без образования юридического лица, мелкие, малые и средние предприятия. Их разделение следует проводить дифференцированно не только по отраслям, но и по регионам, с учетом численности занятых, годового объема продаж и стоимости производственных активов (прежде всего оборудования).
Следует обсудить вопрос о передаче права установления конкретных показателей малого и мелкого бизнеса на региональный уровень. Субъекты Российской Федерации существенно различаются по структуре экономики, уровню безработицы и условиям жизни населения, степени механизации труда. Предприятие, где занято 20 человек, не может считаться малым в Петербурге, но заслуживает поддержки как малое в Дагестане.
2. В России зарегистрировано около 350 тысяч некоммерческих организаций. Многие из них действуют в режиме самоокупаемости и оказывают местному населению социально значимые образовательные, медицинские, информационные и другие услуги. Роль публичного сектора экономики в постиндустриальном обществе существенно возрастает. Включение некоммерческих организаций в состав малого бизнеса при условии их информационной открытости будет содействовать развитию предпринимательства в сфере социальных услуг.
3. К малому бизнесу относятся лишь независимые и конкурирующие предприятия. Как показывает зарубежный опыт, детально проработанное законодательство прямого действия, которое не нуждается в подзаконных нормативных
актах и не может по-разному трактоваться чиновниками на местах, не позволяет крупным материнским компаниям, государственным и муниципальным органам, общественным и религиозным организациям монополизировать портфель заказов дочерних фирм, фиксировать в своих интересах их цены, распоряжаться прибылью (сверх процентов на вложенный капитал). Это позволяет поставить вопрос об отмене в будущем ограничений на включение в малый бизнес аффилированных и дочерних фирм, созданных компаниями, не относящимися к малому бизнесу.