Таб. 6.5.3. Доля от выручки, расходуемая на разного рода незаконные выплаты
регион | среднее | ||
Тульская область | 1,0 | преуспевающие регионы | |
Челябинская область | 1,1 | ||
Алтайский край | 1,9 | ||
Псковская область | 2,6 | ||
Карачаево-Черкесская республика | 2,8 | ||
Республика Алтай | 2,9 | ||
Республика Мордовия | 3,1 | ||
Новгородская область | 3,3 | ||
Рязанская область | 3,5 | типичные регионы выше среднего | |
Усть-Ордынский Бурятский АО | 3,6 | ||
Архангельская область | 3,6 | ||
Республика Марий Эл | 3,7 | ||
Вологодская область | 4,0 | ||
Чувашская республика | 4,0 | ||
Ямало-Ненецкий АО | 4,8 | ||
Республика Дагестан | 4,9 | ||
Тверская область | 5,0 | ||
Приморский край | 5,0 | ||
Кабардино-Балкарская республика | 5,1 | ||
Коми-Пермяцкий АО | 5,3 | ||
Мурманская область | 5,8 | ||
Амурская область | 5,9 | ||
Кемеровская область | 6,0 | ||
Ульяновская область | 6,0 | ||
Омская область | 6,1 | ||
Республика Калмыкия | 6,2 | ||
Белгородская область | 6,2 | ||
Курская область | 6,2 | ||
Ярославская область | 6,3 | ||
Ивановская область | 6,4 | ||
Хабаровский край | 6,7 | ||
Томская область | 6,7 | ||
Тамбовская область | 6,9 | ||
Красноярский край | 7,1 | ||
Республика Коми | 7,1 | ||
Самарская область | 7,4 | ||
Республика Хакасия | 7,5 | ||
Курганская область | 7,5 |
Липецкая область | 7,7 | типичные регионы выше среднего | |
Волгоградская область | 7,8 | ||
Свердловская область | 7,8 | ||
Брянская область | 7,9 | ||
Калужская область | 7,9 | ||
Астраханская область | 8,2 | ||
Новосибирская область | 8,2 | ||
Сахалинская область | 8,2 | ||
Республика Башкортостан | 8,3 | ||
Орловская область | 8,4 | средний показатель (8.5) | |
Республика Адыгея | 8,6 | ||
Владимирская область | 8,6 | типичные регионы ниже среднего | |
Удмуртская республика | 8,6 | ||
Смоленская область | 8,9 | ||
Кировская область | 9,0 | ||
Республика Карелия | 9,6 | ||
Костромская область | 9,7 | ||
Тюменская область | 9,9 | ||
Калининградская область | 10,0 | ||
Магаданская область | 10,4 | ||
Ставропольский край | 10,5 | ||
Саратовская область | 10,5 | ||
Воронежская область | 10,6 | ||
Нижегородская область | 10,6 | ||
Пензенская область | 10,7 | ||
Оренбургская область | 11,4 | ||
Ленинградская область | 11,5 | ||
Республика Татарстан | 11,5 | ||
г. Москва | 11,5 | ||
Пермская область | 12,3 | ||
Ростовская область | 12,4 | ||
г. Санкт-Петербург | 13,1 | ||
Читинская область | 13,6 | ||
Иркутская область | 13,9 | ||
Ханты-Мансийский АО | 14,4 | ||
Краснодарский край | 14,7 | ||
Республика Саха (Якутия) | 15,6 | ||
Республика Ингушетия | 16,5 | Отстающие регионы | |
Камчатская область | 16,8 | ||
Республика Бурятия | 21,4 | нетипично отстающие регионы | |
Республика Северная Осетия | 23,2 | ||
Московская область | 32,3 |
Средний показатель по РФ составляет 8.5%. Отметим присутствие в группе лидеров Алтайского края, который, со слов резидента, в котором сложилась очень благоприятная ситуация с поддержкой предпринимательства вообще (вплоть до предоставления кредитов безработным на открытие собственного дела) и торгово-производственными площадями в частности. По данным, на которые ссылался источник, Алтайский край выглядит заметно лучше регионов Сибири и Дальнего Востока в плане площадей, и это результат целенаправленной политики властей. Можно предположить, что действия властей по развитию МП сказываются и на уровне правовой защиты бизнеса, что выражается, помимо прочего, в низком уровне издержек на «задабривание» чиновников и т.п. мероприятия.
К практике взяток имеет прямое отношение вопрос о т.н. «откатах» представителям государства за получение заказа. В целом по РФ нельзя сказать, что по этому вопросу существует консенсус. Прежде всего, значительная доля респондентов (33.2%) затрудняется так или иначе обозначить позицию. 31% полагает, что такая практика широко распространена, соответственно 18.3% и 17.5% - что мало распространена или практически отсутствует. Можно констатировать, что лишь меньшинство считает практику откатов широко распространенной, в целом же предприниматели не склонны считать это явление повсеместным.
В региональном разрезе отметим ряд регионов, где большинство респондентов полагают практику откатов широко распространенной. Это Адыгея (58%), Татарстан (52%), Красноярский край (57%), Астраханская область (52%), Московская область (58%), Читинская область (54%), Москва (66%).
Процедуры регистрации две трети опрошенных в целом по РФ оценивают как нормальные. Таким образом, учитывая, что затрудняющихся ответить всего 8%, позиция выражена достаточно четко.
Рис. 6.5.5
Поскольку общая тенденция явно и ярко выражена – сложность процедур регистрации рассматривается как в основном приемлемая – отметим лишь те регионы, в которых респонденты заявляют о проблемах с регистрацией бизнеса. Это Приморский край (44% респондентов считают, что процедуры регистрации слишком сложные), Краснодарский край (44%), Астраханская область (38.5%), Калужская область (41.2%), Тульская область (52%), Москва (41.6%).
Следующий аспект взаимодействия малого бизнеса и государства – отношения с налоговой инспекцией. В целом по РФ почти половина опрошенных (47.6%) считают, что за последние пару лет в этой сфере ничего не изменилось, 25.8% полагают, что процедура взаимодействия упростилась, 21.1% - напротив – усложнилась. Таким образом, по общему мнению предпринимателей, ситуация, скорее, осталась прежней. Так обстоят дела в целом по стране, тем не менее, в региональном разрезе ситуация сильно разнится.