Таб. 6.5.3. Доля от выручки, расходуемая на разного рода незаконные выплаты

  регион среднее  
Тульская область 1,0 преуспевающие регионы
Челябинская область 1,1
Алтайский край 1,9
Псковская область 2,6
Карачаево-Черкесская республика 2,8
Республика Алтай 2,9
Республика Мордовия 3,1
Новгородская область 3,3
Рязанская область 3,5 типичные регионы выше среднего
Усть-Ордынский Бурятский АО 3,6
Архангельская область 3,6
Республика Марий Эл 3,7
Вологодская область 4,0
Чувашская республика 4,0
Ямало-Ненецкий АО 4,8
Республика Дагестан 4,9
Тверская область 5,0
Приморский край 5,0
Кабардино-Балкарская республика 5,1
Коми-Пермяцкий АО 5,3
Мурманская область 5,8
Амурская область 5,9
Кемеровская область 6,0
Ульяновская область 6,0
Омская область 6,1
Республика Калмыкия 6,2
Белгородская область 6,2
Курская область 6,2
Ярославская область 6,3
Ивановская область 6,4
Хабаровский край 6,7
Томская область 6,7
Тамбовская область 6,9
Красноярский край 7,1
Республика Коми 7,1
Самарская область 7,4
Республика Хакасия 7,5
Курганская область 7,5

Липецкая область 7,7 типичные регионы выше среднего
Волгоградская область 7,8
Свердловская область 7,8
Брянская область 7,9
Калужская область 7,9
Астраханская область 8,2
Новосибирская область 8,2
Сахалинская область 8,2
Республика Башкортостан 8,3
Орловская область 8,4 средний показатель (8.5)
Республика Адыгея 8,6
Владимирская область 8,6 типичные регионы ниже среднего
Удмуртская республика 8,6
Смоленская область 8,9
Кировская область 9,0
Республика Карелия 9,6
Костромская область 9,7
Тюменская область 9,9
Калининградская область 10,0
Магаданская область 10,4
Ставропольский край 10,5
Саратовская область 10,5
Воронежская область 10,6
Нижегородская область 10,6
Пензенская область 10,7
Оренбургская область 11,4
Ленинградская область 11,5
Республика Татарстан 11,5
г. Москва 11,5
Пермская область 12,3
Ростовская область 12,4
г. Санкт-Петербург 13,1
Читинская область 13,6
Иркутская область 13,9
Ханты-Мансийский АО 14,4
Краснодарский край 14,7
Республика Саха (Якутия) 15,6
Республика Ингушетия 16,5 Отстающие регионы
Камчатская область 16,8
Республика Бурятия 21,4 нетипично отстающие регионы
Республика Северная Осетия 23,2
Московская область 32,3


Средний показатель по РФ составляет 8.5%. Отметим присутствие в группе лидеров Алтайского края, который, со слов резидента, в котором сложилась очень благоприятная ситуация с поддержкой предпринимательства вообще (вплоть до предоставления кредитов безработным на открытие собственного дела) и торгово-производственными площадями в частности. По данным, на которые ссылался источник, Алтайский край выглядит заметно лучше регионов Сибири и Дальнего Востока в плане площадей, и это результат целенаправленной политики властей. Можно предположить, что действия властей по развитию МП сказываются и на уровне правовой защиты бизнеса, что выражается, помимо прочего, в низком уровне издержек на «задабривание» чиновников и т.п. мероприятия.

К практике взяток имеет прямое отношение вопрос о т.н. «откатах» представителям государства за получение заказа. В целом по РФ нельзя сказать, что по этому вопросу существует консенсус. Прежде всего, значительная доля респондентов (33.2%) затрудняется так или иначе обозначить позицию. 31% полагает, что такая практика широко распространена, соответственно 18.3% и 17.5% - что мало распространена или практически отсутствует. Можно констатировать, что лишь меньшинство считает практику откатов широко распространенной, в целом же предприниматели не склонны считать это явление повсеместным.

В региональном разрезе отметим ряд регионов, где большинство респондентов полагают практику откатов широко распространенной. Это Адыгея (58%), Татарстан (52%), Красноярский край (57%), Астраханская область (52%), Московская область (58%), Читинская область (54%), Москва (66%).

Процедуры регистрации две трети опрошенных в целом по РФ оценивают как нормальные. Таким образом, учитывая, что затрудняющихся ответить всего 8%, позиция выражена достаточно четко.

Рис. 6.5.5

Таб. 6.5.3. Доля от выручки, расходуемая на разного рода незаконные выплаты - student2.ru

Поскольку общая тенденция явно и ярко выражена – сложность процедур регистрации рассматривается как в основном приемлемая – отметим лишь те регионы, в которых респонденты заявляют о проблемах с регистрацией бизнеса. Это Приморский край (44% респондентов считают, что процедуры регистрации слишком сложные), Краснодарский край (44%), Астраханская область (38.5%), Калужская область (41.2%), Тульская область (52%), Москва (41.6%).

Следующий аспект взаимодействия малого бизнеса и государства – отношения с налоговой инспекцией. В целом по РФ почти половина опрошенных (47.6%) считают, что за последние пару лет в этой сфере ничего не изменилось, 25.8% полагают, что процедура взаимодействия упростилась, 21.1% - напротив – усложнилась. Таким образом, по общему мнению предпринимателей, ситуация, скорее, осталась прежней. Так обстоят дела в целом по стране, тем не менее, в региональном разрезе ситуация сильно разнится.


Наши рекомендации