Таб. 6.5.2. Насколько распространена в регионе практика решения проблем с чиновниками с помощью взяток
регион | широко распростр. | мало распростр. | Практич. отс. | затр. отв. | индекс | ||||
Нижегородская область | 11,4 | 50,0 | 38,6 | 0,0 | 177,3 | Нетипично преуспевающие регионы | |||
Тульская область | 6,0 | 66,0 | 6,0 | 22,0 | 166,0 | ||||
Тверская область | 19,6 | 52,9 | 27,5 | 0,0 | 160,8 | ||||
Ханты-Мансийский АО | 12,0 | 26,0 | 30,0 | 32,0 | 144,0 | Преуспевающие регионы | |||
Ямало-Ненецкий АО | 10,0 | 30,0 | 24,0 | 36,0 | 144,0 | ||||
Омская область | 16,0 | 28,0 | 30,0 | 26,0 | 142,0 | ||||
Владимирская область | 7,8 | 15,7 | 29,4 | 47,1 | 137,3 | ||||
Республика Марий Эл | 24,0 | 24,0 | 36,0 | 16,0 | 136,0 | ||||
Коми-Пермяцкий АО | 14,0 | 30,0 | 20,0 | 36,0 | 136,0 | ||||
Усть-Ордынский Бурятский АО | 16,0 | 18,0 | 32,0 | 34,0 | 134,0 | ||||
Республика Коми | 24,0 | 46,0 | 10,0 | 20,0 | 132,0 | ||||
Камчатская область | 18,0 | 18,0 | 32,0 | 32,0 | 132,0 | ||||
Брянская область | 34,0 | 36,0 | 28,0 | 2,0 | 130,0 | ||||
Смоленская область | 30,0 | 42,0 | 16,0 | 12,0 | 128,0 | ||||
Хабаровский край | 34,7 | 34,7 | 22,4 | 8,2 | 122,4 | Типичные регионы выше среднего | |||
Республика Хакасия | 32,0 | 26,0 | 26,0 | 16,0 | 120,0 | ||||
Приморский край | 34,0 | 10,0 | 40,0 | 16,0 | 116,0 | ||||
Республика Мордовия | 36,0 | 26,0 | 24,0 | 14,0 | 114,0 | ||||
Республика Калмыкия | 30,0 | 18,0 | 24,0 | 28,0 | 112,0 | ||||
Ставропольский край | 30,0 | 16,0 | 26,0 | 28,0 | 112,0 | ||||
Мурманская область | 28,0 | 22,0 | 18,0 | 32,0 | 112,0 | ||||
Калужская область | 23,1 | 26,9 | 7,7 | 42,3 | 111,5 | ||||
Республика Карелия | 30,2 | 34,0 | 7,5 | 28,3 | 111,3 | ||||
Кировская область | 34,0 | 40,0 | 4,0 | 22,0 | 110,0 | ||||
Кемеровская область | 35,2 | 31,5 | 13,0 | 20,4 | 109,3 | ||||
Воронежская область | 40,0 | 34,0 | 12,0 | 14,0 | 106,0 | ||||
Архангельская область | 32,0 | 16,0 | 20,0 | 32,0 | 104,0 | ||||
Вологодская область | 32,0 | 16,0 | 20,0 | 32,0 | 104,0 | ||||
Удмуртская республика | 48,0 | 36,0 | 14,0 | 2,0 | 102,0 | ||||
Псковская область | 39,2 | 27,5 | 13,7 | 19,6 | 102,0 | ||||
Республика Бурятия | 34,0 | 20,0 | 14,0 | 32,0 | 100,0 | ||||
Тюменская область | 42,0 | 24,0 | 18,0 | 16,0 | 100,0 | ||||
Магаданская область | 44,2 | 37,2 | 7,0 | 11,6 | 100,0 | ||||
Ивановская область | 43,1 | 25,5 | 15,7 | 15,7 | 98,0 | ||||
Республика Саха (Якутия) | 40,0 | 26,0 | 12,0 | 22,0 | 98,0 | ||||
Белгородская область | 38,8 | 10,2 | 26,5 | 24,5 | 98,0 | ||||
Рязанская область | 44,2 | 28,8 | 9,6 | 17,3 | 94,2 | Средние регионы | |||
Сахалинская область | 35,3 | 15,7 | 13,7 | 35,3 | 94,1 | Типичные регионы ниже среднего | |||
Чувашская республика | 42,0 | 26,0 | 10,0 | 22,0 | 94,0 | ||||
Амурская область | 36,0 | 24,0 | 6,0 | 34,0 | 94,0 | ||||
Курская область | 40,0 | 26,0 | 8,0 | 26,0 | 94,0 | ||||
Оренбургская область | 42,0 | 26,0 | 10,0 | 22,0 | 94,0 | ||||
Ульяновская область | 36,0 | 16,0 | 14,0 | 34,0 | 94,0 | ||||
Республика Башкортостан | 44,9 | 20,4 | 18,4 | 16,3 | 93,9 | ||||
Курганская область | 32,0 | 14,0 | 10,0 | 44,0 | 92,0 | ||||
Липецкая область | 40,0 | 32,0 | 0,0 | 28,0 | 92,0 | ||||
Пензенская область | 34,0 | 24,0 | 2,0 | 40,0 | 92,0 | ||||
Республика Северная Осетия | 50,0 | 34,0 | 6,0 | 10,0 | 90,0 | ||||
Ростовская область | 42,0 | 24,0 | 8,0 | 26,0 | 90,0 | ||||
Томская область | 46,0 | 16,0 | 20,0 | 18,0 | 90,0 | ||||
Новгородская область | 32,0 | 4,0 | 16,0 | 48,0 | 88,0 | ||||
Орловская область | 46,9 | 24,5 | 10,2 | 18,4 | 87,8 | ||||
Самарская область | 49,0 | 19,6 | 13,7 | 17,6 | 84,3 | ||||
Тамбовская область | 42,0 | 8,0 | 18,0 | 32,0 | 84,0 | ||||
Новосибирская область | 44,0 | 10,0 | 16,0 | 30,0 | 82,0 | ||||
Республика Дагестан | 46,0 | 16,0 | 10,0 | 28,0 | 80,0 | ||||
Пермская область | 42,0 | 10,0 | 12,0 | 36,0 | 80,0 | ||||
Свердловская область | 42,0 | 14,0 | 8,0 | 36,0 | 80,0 | ||||
Волгоградская область | 51,9 | 17,3 | 13,5 | 17,3 | 78,8 | ||||
Ленинградская область | 52,0 | 20,0 | 10,0 | 18,0 | 78,0 | ||||
Алтайский край | 56,0 | 20,0 | 12,0 | 12,0 | 76,0 | ||||
Челябинская область | 58,0 | 14,0 | 16,0 | 12,0 | 72,0 | ||||
Ярославская область | 49,0 | 17,6 | 2,0 | 31,4 | 70,6 | Типичные регионы ниже среднего | |||
Краснодарский край | 48,0 | 12,0 | 6,0 | 34,0 | 70,0 | ||||
Республика Ингушетия | 57,1 | 18,4 | 4,1 | 20,4 | 65,3 | ||||
Костромская область | 51,9 | 7,7 | 7,7 | 32,7 | 63,5 | Отстающие регионы | |||
Читинская область | 69,4 | 24,5 | 6,1 | 0,0 | 61,2 | ||||
Республика Алтай | 50,0 | 4,0 | 2,0 | 44,0 | 56,0 | ||||
Карачаево-Черкесская республика | 66,0 | 14,0 | 8,0 | 12,0 | 56,0 | ||||
Саратовская область | 58,0 | 12,0 | 2,0 | 28,0 | 56,0 | ||||
г. Москва | 67,0 | 15,7 | 7,0 | 10,3 | 55,7 | ||||
Иркутская область | 60,8 | 13,7 | 2,0 | 23,5 | 54,9 | ||||
Красноярский край | 63,3 | 14,3 | 2,0 | 20,4 | 53,1 | ||||
г. Санкт-Петербург | 59,3 | 8,0 | 3,3 | 29,3 | 52,0 | ||||
Кабардино-Балкарская республика | 62,0 | 4,0 | 8,0 | 26,0 | 50,0 | ||||
Московская область | 70,0 | 18,0 | 2,0 | 10,0 | 50,0 | ||||
Республика Татарстан | 74,0 | 14,0 | 8,0 | 4,0 | 48,0 | ||||
Астраханская область | 71,2 | 13,5 | 1,9 | 13,5 | 44,2 | ||||
Калининградская область | 68,0 | 2,0 | 6,0 | 24,0 | 40,0 | ||||
Республика Адыгея | 73,5 | 10,2 | 2,0 | 14,3 | 38,8 | ||||
Отметим, что лишь 30 регионов из 79 имеют по данному показателю индекс, превышающий «100». Это означает, что ситуацию со взятками чиновникам в целом оценивают положительно в меньшинстве регионов.
Специально обратим внимание на Тульскую губернию, лидерство которой по коррупционному показателю, видимо, имеет реальные основания. В последние полтора-два года в Тульской области проводится довольно интенсивная антикоррупционная компания. Вероятнее всего, это связано с тем, что две ключевые фигуры силового блока Тульской области старались активно продвинуть себя в политической сфере. Так, глава УВД ТО В. Рожков являлся кандидатом в депутаты Госдумы РФ на выборах в декабре 2003 г. На волне этой антикоррупционной компании заведены уголовные дела по обвинению в получении взяток и произведен ряд арестов среди сотрудников администраций районов Тульской области (в их числе есть даже главы районов), правоохранительных органов, военкоматов, пожарной охраны, высших учебных заведений и т.п.
Апофеозом антикоррупционной компании в Тульской области стал арест главы областной Налоговой инспекции В. Реша по обвинению в получении взятки. Дело длится уже практически год, и получило широкий общественный резонанс в Тульской области. Можно сказать, что это событие явилось знаковым как для многих потенциальных «взяткополучателей», так и «взяткодателей».
Видимо, аналогичные обоснования возможно найти для других регионов, занимающих те или иные места по данному показателю.
После того, как мы выяснили ситуацию с распространенностью практики взяток, есть смысл рассмотреть, какие затраты несет малый бизнес на разного рода незаконные выплаты как долю от выручки.