Таб. 6.5.2. Насколько распространена в регионе практика решения проблем с чиновниками с помощью взяток

  регион широко распростр. мало распростр. Практич. отс. затр. отв. индекс  
Нижегородская область 11,4 50,0 38,6 0,0 177,3 Нетипично преуспевающие регионы
Тульская область 6,0 66,0 6,0 22,0 166,0
Тверская область 19,6 52,9 27,5 0,0 160,8
Ханты-Мансийский АО 12,0 26,0 30,0 32,0 144,0 Преуспевающие регионы
Ямало-Ненецкий АО 10,0 30,0 24,0 36,0 144,0
Омская область 16,0 28,0 30,0 26,0 142,0
Владимирская область 7,8 15,7 29,4 47,1 137,3
Республика Марий Эл 24,0 24,0 36,0 16,0 136,0
Коми-Пермяцкий АО 14,0 30,0 20,0 36,0 136,0
Усть-Ордынский Бурятский АО 16,0 18,0 32,0 34,0 134,0
Республика Коми 24,0 46,0 10,0 20,0 132,0
Камчатская область 18,0 18,0 32,0 32,0 132,0
Брянская область 34,0 36,0 28,0 2,0 130,0
Смоленская область 30,0 42,0 16,0 12,0 128,0
Хабаровский край 34,7 34,7 22,4 8,2 122,4 Типичные регионы выше среднего
Республика Хакасия 32,0 26,0 26,0 16,0 120,0
Приморский край 34,0 10,0 40,0 16,0 116,0
Республика Мордовия 36,0 26,0 24,0 14,0 114,0
Республика Калмыкия 30,0 18,0 24,0 28,0 112,0
Ставропольский край 30,0 16,0 26,0 28,0 112,0
Мурманская область 28,0 22,0 18,0 32,0 112,0
Калужская область 23,1 26,9 7,7 42,3 111,5
Республика Карелия 30,2 34,0 7,5 28,3 111,3
Кировская область 34,0 40,0 4,0 22,0 110,0  
Кемеровская область 35,2 31,5 13,0 20,4 109,3
Воронежская область 40,0 34,0 12,0 14,0 106,0
Архангельская область 32,0 16,0 20,0 32,0 104,0
Вологодская область 32,0 16,0 20,0 32,0 104,0
Удмуртская республика 48,0 36,0 14,0 2,0 102,0
Псковская область 39,2 27,5 13,7 19,6 102,0
Республика Бурятия 34,0 20,0 14,0 32,0 100,0
Тюменская область 42,0 24,0 18,0 16,0 100,0
Магаданская область 44,2 37,2 7,0 11,6 100,0
Ивановская область 43,1 25,5 15,7 15,7 98,0
Республика Саха (Якутия) 40,0 26,0 12,0 22,0 98,0
Белгородская область 38,8 10,2 26,5 24,5 98,0
Рязанская область 44,2 28,8 9,6 17,3 94,2 Средние регионы
Сахалинская область 35,3 15,7 13,7 35,3 94,1 Типичные регионы ниже среднего
Чувашская республика 42,0 26,0 10,0 22,0 94,0
Амурская область 36,0 24,0 6,0 34,0 94,0
Курская область 40,0 26,0 8,0 26,0 94,0
Оренбургская область 42,0 26,0 10,0 22,0 94,0
Ульяновская область 36,0 16,0 14,0 34,0 94,0
Республика Башкортостан 44,9 20,4 18,4 16,3 93,9
Курганская область 32,0 14,0 10,0 44,0 92,0
Липецкая область 40,0 32,0 0,0 28,0 92,0
Пензенская область 34,0 24,0 2,0 40,0 92,0
Республика Северная Осетия 50,0 34,0 6,0 10,0 90,0
Ростовская область 42,0 24,0 8,0 26,0 90,0
Томская область 46,0 16,0 20,0 18,0 90,0
Новгородская область 32,0 4,0 16,0 48,0 88,0
Орловская область 46,9 24,5 10,2 18,4 87,8
Самарская область 49,0 19,6 13,7 17,6 84,3
Тамбовская область 42,0 8,0 18,0 32,0 84,0
Новосибирская область 44,0 10,0 16,0 30,0 82,0
Республика Дагестан 46,0 16,0 10,0 28,0 80,0
Пермская область 42,0 10,0 12,0 36,0 80,0
Свердловская область 42,0 14,0 8,0 36,0 80,0
Волгоградская область 51,9 17,3 13,5 17,3 78,8
Ленинградская область 52,0 20,0 10,0 18,0 78,0
Алтайский край 56,0 20,0 12,0 12,0 76,0
Челябинская область 58,0 14,0 16,0 12,0 72,0
Ярославская область 49,0 17,6 2,0 31,4 70,6 Типичные регионы ниже среднего
Краснодарский край 48,0 12,0 6,0 34,0 70,0
Республика Ингушетия 57,1 18,4 4,1 20,4 65,3
Костромская область 51,9 7,7 7,7 32,7 63,5 Отстающие регионы
Читинская область 69,4 24,5 6,1 0,0 61,2
Республика Алтай 50,0 4,0 2,0 44,0 56,0
Карачаево-Черкесская республика 66,0 14,0 8,0 12,0 56,0
Саратовская область 58,0 12,0 2,0 28,0 56,0
г. Москва 67,0 15,7 7,0 10,3 55,7
Иркутская область 60,8 13,7 2,0 23,5 54,9
Красноярский край 63,3 14,3 2,0 20,4 53,1
г. Санкт-Петербург 59,3 8,0 3,3 29,3 52,0
Кабардино-Балкарская республика 62,0 4,0 8,0 26,0 50,0
Московская область 70,0 18,0 2,0 10,0 50,0
Республика Татарстан 74,0 14,0 8,0 4,0 48,0
Астраханская область 71,2 13,5 1,9 13,5 44,2
Калининградская область 68,0 2,0 6,0 24,0 40,0
Республика Адыгея 73,5 10,2 2,0 14,3 38,8
                   


Отметим, что лишь 30 регионов из 79 имеют по данному показателю индекс, превышающий «100». Это означает, что ситуацию со взятками чиновникам в целом оценивают положительно в меньшинстве регионов.

Специально обратим внимание на Тульскую губернию, лидерство которой по коррупционному показателю, видимо, имеет реальные основания. В последние полтора-два года в Тульской области проводится довольно интенсивная антикоррупционная компания. Вероятнее всего, это связано с тем, что две ключевые фигуры силового блока Тульской области старались активно продвинуть себя в политической сфере. Так, глава УВД ТО В. Рожков являлся кандидатом в депутаты Госдумы РФ на выборах в декабре 2003 г. На волне этой антикоррупционной компании заведены уголовные дела по обвинению в получении взяток и произведен ряд арестов среди сотрудников администраций районов Тульской области (в их числе есть даже главы районов), правоохранительных органов, военкоматов, пожарной охраны, высших учебных заведений и т.п.

Апофеозом антикоррупционной компании в Тульской области стал арест главы областной Налоговой инспекции В. Реша по обвинению в получении взятки. Дело длится уже практически год, и получило широкий общественный резонанс в Тульской области. Можно сказать, что это событие явилось знаковым как для многих потенциальных «взяткополучателей», так и «взяткодателей».

Видимо, аналогичные обоснования возможно найти для других регионов, занимающих те или иные места по данному показателю.

После того, как мы выяснили ситуацию с распространенностью практики взяток, есть смысл рассмотреть, какие затраты несет малый бизнес на разного рода незаконные выплаты как долю от выручки.

Наши рекомендации