Таб. 6.3.1. Каковы шансы предпринимателя отстоять законные интересы в суде, если его оппонентом будут региональные власти
регион | нет шансов | Мин. шансы | шансы 50% | Бол. шансы | шансы 100% | Затр. Отв. | Индекс | ||
Московская область | 12,0 | 12,0 | 70,0 | 2,0 | 4,0 | 78,0 | Нетипично преуспевающие регионы | ||
Ханты-Мансийский АО | 22,4 | 14,3 | 26,5 | 10,2 | 26,5 | 73,5 | |||
Омская область | 11,8 | 27,5 | 25,5 | 5,9 | 2,0 | 27,5 | 68,6 | ||
Камчатская область | 20,0 | 20,0 | 28,0 | 4,0 | 28,0 | 64,0 | Преуспевающие регионы | ||
Ставропольский край | 26,5 | 30,6 | 20,4 | 10,2 | 4,1 | 8,2 | 57,1 | ||
Республика Саха (Якутия) | 16,0 | 40,0 | 22,0 | 10,0 | 2,0 | 10,0 | 56,0 | ||
Ярославская область | 31,4 | 19,6 | 33,3 | 5,9 | 9,8 | 54,9 | |||
Тульская область | 4,2 | 58,3 | 18,8 | 16,7 | 2,1 | 54,2 | |||
Приморский край | 38,0 | 20,0 | 20,0 | 12,0 | 10,0 | 54,0 | |||
Ростовская область | 18,0 | 36,0 | 22,0 | 6,0 | 18,0 | 52,0 | |||
Ямало-Ненецкий АО | 38,0 | 24,0 | 14,0 | 14,0 | 10,0 | 52,0 | |||
Сахалинская область | 23,5 | 29,4 | 23,5 | 3,9 | 19,6 | 51,0 | Типичные регионы выше среднего | ||
Республика Башкортостан | 30,0 | 26,0 | 28,0 | 4,0 | 2,0 | 10,0 | 50,0 |
Усть-Ордынский Бурятский АО | 38,0 | 22,0 | 18,0 | 4,0 | 6,0 | 12,0 | 50,0 | ||
Ивановская область | 25,5 | 35,3 | 13,7 | 9,8 | 15,7 | 49,0 | |||
Карачаево-Черкесская республика | 14,0 | 44,0 | 30,0 | 2,0 | 4,0 | 6,0 | 48,0 | ||
Хабаровский край | 42,0 | 18,0 | 30,0 | 8,0 | 2,0 | 48,0 | |||
Тамбовская область | 40,0 | 20,0 | 28,0 | 8,0 | 4,0 | 48,0 | |||
Иркутская область | 37,3 | 25,5 | 11,8 | 3,9 | 5,9 | 15,7 | 47,1 | ||
Астраханская область | 36,5 | 28,8 | 13,5 | 11,5 | 9,6 | 46,2 | |||
Республика Дагестан | 24,0 | 36,0 | 22,0 | 4,0 | 14,0 | 44,0 | |||
Республика Марий Эл | 26,0 | 36,0 | 18,0 | 4,0 | 2,0 | 14,0 | 44,0 | ||
Брянская область | 30,0 | 34,0 | 14,0 | 8,0 | 14,0 | 44,0 | |||
Кировская область | 18,0 | 42,0 | 36,0 | 4,0 | 44,0 | ||||
Свердловская область | 40,0 | 18,0 | 32,0 | 2,0 | 8,0 | 44,0 | |||
Коми-Пермяцкий АО | 33,3 | 31,4 | 15,7 | 7,8 | 11,8 | 43,1 | |||
Курганская область | 38,0 | 26,0 | 10,0 | 2,0 | 4,0 | 20,0 | 42,0 | ||
Мурманская область | 26,0 | 34,0 | 26,0 | 2,0 | 12,0 | 42,0 | |||
Пермская область | 28,0 | 36,0 | 18,0 | 4,0 | 2,0 | 12,0 | 42,0 | ||
Смоленская область | 30,0 | 36,0 | 24,0 | 8,0 | 2,0 | 42,0 | |||
Нижегородская область | 17,6 | 41,2 | 41,2 | 41,2 | |||||
Костромская область | 19,2 | 51,9 | 13,5 | 9,6 | 1,9 | 3,8 | 40,4 | ||
Республика Бурятия | 40,0 | 24,0 | 10,0 | 4,0 | 22,0 | 40,0 | |||
Удмуртская республика | 30,0 | 38,0 | 22,0 | 6,0 | 2,0 | 2,0 | 40,0 | ||
Новосибирская область | 34,0 | 34,0 | 20,0 | 8,0 | 4,0 | 40,0 | |||
Тюменская область | 27,3 | 36,4 | 27,3 | 2,3 | 6,8 | 38,6 | |||
Республика Калмыкия | 26,0 | 40,0 | 16,0 | 2,0 | 2,0 | 14,0 | 38,0 | ||
Новгородская область | 38,0 | 28,0 | 16,0 | 2,0 | 2,0 | 14,0 | 38,0 | ||
Республика Карелия | 20,8 | 47,2 | 24,5 | 3,8 | 1,9 | 1,9 | 37,7 | Средние регионы | |
Республика Ингушетия | 48,0 | 20,0 | 28,0 | 4,0 | 36,0 | Типичные регионы ниже среднего | |||
Республика Хакасия | 44,0 | 26,0 | 22,0 | 6,0 | 2,0 | 36,0 | |||
Ульяновская область | 24,0 | 44,0 | 6,0 | 2,0 | 2,0 | 22,0 | 36,0 | ||
Магаданская область | 37,2 | 27,9 | 27,9 | 7,0 | 34,9 | ||||
Волгоградская область | 38,5 | 30,8 | 13,5 | 1,9 | 1,9 | 13,5 | 34,6 | ||
Калужская область | 38,5 | 30,8 | 13,5 | 3,8 | 13,5 | 34,6 | |||
Рязанская область | 26,9 | 44,2 | 19,2 | 3,8 | 1,9 | 3,8 | 34,6 | ||
Ленинградская область | 42,0 | 32,0 | 8,0 | 8,0 | 10,0 | 34,0 | |||
Томская область | 32,0 | 40,0 | 8,0 | 6,0 | 14,0 | 34,0 | |||
Тверская область | 29,4 | 39,2 | 17,6 | 2,0 | 11,8 | 33,3 | |||
Республика Адыгея | 36,0 | 32,0 | 20,0 | 12,0 | 32,0 | ||||
Кабардино-Балкарская республика | 42,0 | 30,0 | 12,0 | 4,0 | 12,0 | 32,0 | |||
Алтайский край | 34,0 | 34,0 | 30,0 | 2,0 | 32,0 | ||||
Амурская область | 54,0 | 18,0 | 16,0 | 4,0 | 8,0 | 32,0 | |||
Архангельская область | 32,0 | 38,0 | 14,0 | 2,0 | 14,0 | 32,0 | |||
Вологодская область | 32,0 | 38,0 | 14,0 | 2,0 | 14,0 | 32,0 | |||
Калининградская область | 40,0 | 32,0 | 6,0 | 4,0 | 18,0 | 32,0 | |||
Челябинская область | 36,0 | 40,0 | 12,0 | 6,0 | 6,0 | 30,0 | |||
Псковская область | 37,3 | 35,3 | 13,7 | 2,0 | 11,8 | 29,4 |
Читинская область | 25,0 | 50,0 | 20,8 | 4,2 | 29,2 | ||||
г. Санкт-Петербург | 42,6 | 31,8 | 8,8 | 2,7 | 0,7 | 13,5 | 29,1 | ||
Пензенская область | 42,0 | 34,0 | 12,0 | 4,0 | 8,0 | 28,0 | |||
Кемеровская область | 42,6 | 35,2 | 13,0 | 3,7 | 1,9 | 3,7 | 27,8 | ||
Орловская область | 41,7 | 31,3 | 2,1 | 25,0 | 27,1 | ||||
Республика Коми | 30,0 | 48,0 | 8,0 | 4,0 | 10,0 | 26,0 | |||
Чувашская республика | 36,0 | 42,0 | 10,0 | 4,0 | 8,0 | 26,0 | |||
Оренбургская область | 40,0 | 36,0 | 14,0 | 10,0 | 24,0 | ||||
г. Москва | 32,7 | 50,0 | 9,0 | 5,3 | 3,0 | 22,7 | Отстающие регионы | ||
Краснодарский край | 38,0 | 44,0 | 10,0 | 4,0 | 4,0 | 22,0 | |||
Красноярский край | 46,0 | 32,0 | 14,0 | 8,0 | 22,0 | ||||
Курская область | 26,0 | 54,0 | 10,0 | 2,0 | 8,0 | 22,0 | |||
Липецкая область | 54,0 | 24,0 | 16,0 | 6,0 | 22,0 | ||||
Саратовская область | 59,2 | 22,4 | 14,3 | 2,0 | 2,0 | 20,4 | |||
Владимирская область | 58,8 | 23,5 | 7,8 | 9,8 | 17,6 | ||||
Республика Татарстан | 42,0 | 44,0 | 10,0 | 2,0 | 2,0 | 16,0 | |||
Воронежская область | 36,0 | 48,0 | 14,0 | 2,0 | 16,0 | ||||
Самарская область | 49,0 | 35,3 | 11,8 | 3,9 | 15,7 | ||||
Белгородская область | 66,0 | 22,0 | 8,0 | 4,0 | 12,0 | ||||
Республика Мордовия | 53,1 | 36,7 | 4,1 | 6,1 | 10,2 | ||||
Республика Северная Осетия | 66,0 | 24,0 | 6,0 | 4,0 | 10,0 | ||||
Республика Алтай | 82,0 | 14,0 | 4,0 | 4,0 | Нетипично отстающие регионы |
Чувство правовой защищенности перед лицом властей субъектов федерации растет вместе с ростом финансового благополучия. Если среди тех, кто оценил состояние своего бизнеса как «плохое» отсутствие шансов ощущают 51,5%, то среди оценивших состояние бизнеса как «хорошее» таких всего 28,7%. Этот факт легко объясняется тем, что с ростом благосостояния у предпринимателей появляется все больше новых инструментов правовой защиты. Проще говоря, они могут позволить себе более квалифицированных и высокооплачиваемых юристов, не говоря о полулегальных и нелегальных способах защиты своих интересов. Осознание возможности законной защиты связано с прогнозами предпринимателей относительно дальнейшего развития их бизнеса. Из тех, кто считает, что у них нет шансов отстоять свои интересы, 17,1% ожидают ухудшения финансового состояния и 36,7% - улучшения. А из тех, кто оценил шансы как довольно большие, на улучшение надеются 53,9%, ждут ухудшения – только 10,6%.
Аналогичная картина вырисовывается и во взаимоотношениях с муниципальными властями и правоохранительными органами. 29,8% российских предпринимателей твердо уверены, что суд не защитит их от городского начальства. Лишь 0,8% уверены в обратном. Лидерство по числу полных пессимистов здесь также занимает Республика Алтай (62,0% выбрали вариант ответа «нет шансов»). На втором месте – Владимирская область (52,9%). Лучше всего ситуация также в Тульской и Омской областях. Что касается правоохранительных органов и контролирующих организаций, шансов защититься от них в суде не видят 31,8% опрошенных. Лишь 20,1% считают, что такие шансы – пятьдесят на пятьдесят. Здесь вновь хуже всего обстоят дела в Республике Алтай (60,0% - «нет шансов»), Самарской (58,8%), Владимирской (56,9%) и Белгородской (50,0%) областях. Наиболее защищенными от произвола контролеров чувствуют себя предприниматели Нижегородской и Омской областей. Такое распределение по регионам свидетельствует о том, что возможности защиты интересов в суде зависят не столько от уровня власти, посягающей на эти интересы, сколько от региона. Там, где губернатор может навязать свою волю бизнесменам, как правило, точно также могут поступить и мэр города, и любой инспектор санэпидемстанции.
Неудивительно, что предприниматели не готовы идти на судебную защиту своих прав, а предпочитают решать проблему другими способами. 60,7% опрошенных предпринимателей согласились с этим утверждением. Наиболее плачевна ситуация в Самарской, Воронежской, Белгородской, Пермской областях, Республике Калмыкия. Больше обращаются, чем не обращаются в суд в Хабаровском и Краснодарском краях, Смоленской и Амурской областях. Своеобразный оазис судебной защиты интересов находится в Тульской области: лишь 8,0% опрошенных сказали, что в ней избегают обращаться в суд.