Факторы оценки условий предпринимательской деятельности
Влияние отдельных переменных на оценку условий предпринимательской деятельности
В одном из вопросов анкеты (вопрос №68) респондентов просят оценить на сегодняшний день условия ведения предпринимательской деятельности. Рассмотрим, какие переменные в наибольшей степени влияют на эту оценку.
По ряду вопросов выявились статистически значимые различия[9] между теми, кто оценивает условия предпринимательства положительно и отрицательно.
Так, респонденты, оценивающие условия ведения бизнеса как хорошие, в большей степени склонны считать, что в регионе несложно получить производственные площади. Хотя, конечно, даже среди оценивающих предпринимательский климат положительно доля «оптимистов» в отношении производственных площадей не составляет большинство (рис. 4.1.1). Это говорит о том, что проблема с площадями объективно существует.
Рис. 4.1.1
Оценивая шансы отстоять свои законные права в суде, предприниматели практически единодушны: если оппонировать им будет региональная власть, то шансы крайне невелики. Тем не менее, отметим, что среди оценивающих предпринимательский климат как благоприятный, заметно меньше тех, кто считает судебную защиту своих прав делом безнадежным (рис. 4.1.2). Аналогичную картину мы наблюдаем, если рассматриваем ситуацию судебного противостояния с местными властями и правоохранительными органами. По всей видимости, в глазах респондентов нет никакой существенной разницы между региональными властями, местными властями и правоохранительными органами – все это власть как таковая, и противостоять ей бессмысленно. Все это явно подтверждает тезис о том, что состояние судебной системы является важнейшим фактором развития бизнеса.
Рис. 4.1.2
Из таблицы 4.1.1 видно, что чем выше, по мнению респондентов, шансы предпринимателя в суде, тем лучше оценивается общая ситуация в регионе.
Таб. 4.1.1 Оценки условий ведения бизнеса в регионе в зависимости от оценки качества судебной системы
шансы в суде против региональной администрации | условия ведения бизнеса в регионе | |
хорошие | плохие | |
нет шансов | 36,6 | 63,4 |
минимальные шансы | 48,7 | 51,3 |
шансы 50% | 59,9 | 40,1 |
довольно большие шансы | 60,1 | 39,9 |
шансы 100% | 66,7 | 33,3 |
В целом, как видно, предпринимательское сообщество скептически настроено в отношении суда. Поэтому большинство отвечает отрицательно на вопрос о возможности обращения предпринимателя в суд в случае конфликтной ситуации или нарушения прав. В целом по России 61% респондентов ответили, что предприниматели в их регионе в суд не пойдут. Однако среди тех, кто оценивает условия для ведения малого бизнеса в регионе положительно, доля скептиков заметно ниже (рис. 4.1.3).
Рис. 4.1.3
Наличие или отсутствие каких-либо искусственных, неэкономических препятствий для выхода МП на рынок является важным фактором общей оценки предпринимательского климата в регионе, что показано на рис. 4.1.4. На графике видно, что среди респондентов, положительно оценивающих условия ведения бизнеса в регионе, доля заявляющих о наличии препятствий не превышает 50%, в отличие от группы «негативистов». Заметно больше среди оценивающих условия ведения бизнеса как хорошие тех, кто на вопрос о наличии труднодоступных отраслей отвечает отрицательно. Аналогичную картину мы видим, изучая связь между рядом других важных факторов предпринимательства и общей оценкой бизнес-климата.
Рис. 4.1.4
На рис. 4.1.5 показано, что среди положительно оценивающих предпринимательский климат, существенно меньше тех, кто готов обвинить региональные власти в создании режима особого благоприятствования фирмам.
Рис. 4.1.5
Среди оценивающих условия предпринимательства как хорошие заметно больше тех, кто склонен считать условия регистрации бизнеса «нормальными» (рис. 4.1.6).
Рис. 4.1.6
Среди оценивающих условия предпринимательства как хорошие больше тех, кто полагает, что при проверках нарушений никогда или как правило не случается (рис. 4.1.7).
Рис. 4.1.7
Наиболее заметные отличия мы видим, когда речь заходит об оценке деятельности региональных властей с точки зрения учета интересов малого бизнеса. Логично, что чем больше внимания власти, по мнению представителей малого бизнеса, уделяют потребностям и интересам предпринимательства, тем лучше общая оценка предпринимательского климата в регионе. Для респондентов эта связь очевидна, вследствие чего наблюдается значительная разница в ответах на вопрос «В какой степени региональные власти учитывают интересы малого бизнеса при принятии решений?» в разрезе оценки в целом условий ведения бизнеса (рис. 4.1.8). Те, кто оценивает условия как хорошие, в заметно большей степени склонны одобрять отношение руководства региона к проблемам малого бизнеса.
Рис. 4.1.8
Еще один пример явных различий внутри двух групп («хорошие» условия предпринимательства и «плохие») дает вопрос об оценке своего бизнеса по всему комплексу факторов (финансовый, уровень продаж, производственные активы и т.д.). Выясняется, что среди тех, кто оценивает условия предпринимательства как хорошие, в два с лишним раза больше респондентов, полагающих хорошим и состояние своего бизнеса (рис. 4.1.9).
Рис. 4.1.9
Еще более наглядно демонстрирует ситуацию распределение оценок предпринимательского климата среди групп, оценивающих состояние своего бизнеса (см. таблицу 4.1.2).