Комментарии к таблице региональных рейтингов
Анализ данных как с точки зрения субъективных оценок условий, так и объективных показателей развития малого бизнеса позволяет сделать вывод, что многие предприниматели привыкли работать в неблагоприятной обстановке и в целом не драматизируют ситуацию. В качестве первого комментария к таблице региональных рейтингов необходимо указать, что чем выше достигнутый регионом уровень социально-экономического развития, чем выше доля малого бизнеса в структуре ВРП, тем сложнее малым предпринимателям добиться успешного входа на рынок и дальнейшего развития бизнеса, тем критичней субъективные оценки, которыми респонденты оценивают свою «среду обитания».
Надо понимать, что объективно равных условий для всех регионов быть не может как в силу разного воздействия внешних экономических и социальных факторов, так и с точки зрения адаптивности субъектов МП к условиям, складывающимся из действия этих факторов на каждой конкретной территории, на каждом локальном рынке. В этом смысле интегральная оценка предпринимателями условий в Москве хуже, чем на периферии, вполне объяснима. Московский рынок настолько развит, что взаимодействие факторов и комплексность причин появления проблем не позволяет малым игрокам использовать стратегии поведения, которые на периферии, вероятно, привели бы к успеху. Условия входа на московский рынок столь жестки, а поддержание конкурентоспособности столь затратно, что начинающие или профессионально слабые предприниматели оценивают условия для себя пессимистично, причем, самооценка остается, как правило, завышенной по сравнению с оценкой факторов воздействия со стороны других.
Для предпринимателей, действующих более или менее успешно, высокие требования заставляют постоянно интенсифицировать стратегии и действия, искать нетрадиционные товарные ниши и способы их покрытия своими товарами и услугами, превращая малый бизнес в средний, увеличивая его обороты и доходность для покрытия растущих трансакционных издержек.
На сложившихся (зрелых) рынках успешные предприниматели становятся более требовательны не только к себе, но и к другим агентам, а особенно к административным регуляторам рынка. При этом они могут придерживаться более либеральных (по сравнению с регуляторами рынка) взглядов относительно того, какие условия считать приемлемыми, а какие нет.
Поэтому нельзя просто и однозначно сравнивать полученные рейтинги той же Москвы и Ингушетии, хотя по большому счету предпринимателей беспокоят одни и те же проблемы. Понятно, что для властей Москвы сегодня малый бизнес может быть не столь актуален в социальном плане, так как здесь его пополнение (в расширение, в пополнение выбывших, в дополнение к существующим) будет обеспечиваться за счет избыточного количества желающих вложить деньги и выйти на московскую площадку.
Для таких физических и юридических лиц это в первую очередь не способ выживания, а способ личностной самореализации и залог успешного развития бизнеса в остальных регионах в будущем. Они в большей степени готовы к рискам и высокой стоимости «входного билета» на московский рынок. А вот для жителей экономически депрессивных регионов с неразвитой инфраструктурой и примитивной конкуренцией, с большим количеством безработных малый бизнес зачастую единственный способ прокормить себя и свою семью. И они не готовы рисковать потому, что эти риски для них слишком велики. Именно в этих регионах особенно важно для стимулирования малого предпринимательства обеспечить максимальную безопасность бизнеса в широком смысле и предоставить не на словах, а на деле судебную защиту их деловых интересов и собственности. Иначе эти потребности будет обеспечивать неформальная институциональная среда, что уже происходит в той же Ингушетии, где многие указанные проблемы решаются с помощью традиционной клановой структуры, которая подменяет судебно-правовую.
Важно также отметить, что не во всех регионах одни и те же факторы условий предпринимательства работают одинаково. Обнаружена достаточно большая группа регионов, в которых развитие происходит скорее вопреки, чем благодаря сложившемуся предпринимательскому климату (точнее, ее субъективной оценке). Во многом это эффекты инерции. Но предприниматель не может вечно работать в неблагоприятной среде, и рано или поздно этот инерционный рост даст трещину. И изменить ситуацию тогда будет значительно сложнее или невозможно. Позитивно то, что у нас сейчас не так много регионов, в которых очень многие тенденции сложились однонаправлено в негативную сторону. Но и здесь имеется значительный потенциал развития малого бизнеса, реализация которого напрямую зависит от наличия политики в отношении малого предпринимательства и качества этой политики. Достаточно улучшить ситуацию в одном или нескольких аспектах (по нашим данным, нет регионов, в которых все показатели на низком уровне), и этот стимул неизбежно будет положительно влиять на другие составляющие. Еще раз здесь подчеркнем, что практически все переменные, измеренные в ходе исследования, имеют в той или иной степени взаимосвязь. Это говорит о том, что для предпринимателя все проблемы завязаны в единый клубок, и если сегодня не пытаться развязать его, то завтра можно потерять даже тех предпринимателей, которые еще сегодня оценивают ситуацию как вполне приемлемую.