Консалтинга – абонентское обслуживание предпринимателей
У малых предприятий, работающих на местном рынке, как показало исследование, многие проблемы, связанные с повышением доходности, имеют общие причины, мало отличаются по рейтингу. Более того, у руководителей малых предприятий ограничены финансовые ресурсы для получения индивидуальной консультации. В этом плане снижение затрат для предпринимателя возможно осуществить за счет организации на базе Новокузнецкого городского фонда поддержки предпринимательства специализированной коллективной консультационной услуги в форме абонентского обслуживания.
Абонентское обслуживание предпринимателей, как коллективная форма услуги снижает затраты на получение необходимой предпринимателю информации или услуги. Абонентское обслуживание включает в себя набор непрерывно обновляемых пакетов информации по проблемам предпринимательской деятельности. Принцип оплаты – ежемесячные взносы. По мере обновления информационной базы, но не реже 1-2 раз в месяц осуществляется рассылка информационного пакета по каналам связи всем абонентам. Дополнительно предоставляется бесплатный доступ к правовой базе «Гарант», доступ к Интернету за отдельную льготную плату. Абонентская плата для базового информационного пакета ориентировочно составляет 300 руб. в месяц.
В анкете в специальной информационной справке предприниматели были ознакомлены с условиями работы абонентского обслуживания предпринимателей как коллективной формы предоставления консультационных услуг в сфере малого бизнеса. Изучение отношения предпринимателей к созданию подобной формы консалтинга осуществлялось по следующим направлениям:
· Какие виды информации, по мнению предпринимателей, должен включать в себя периодически обновляемый базовый информационный пакет.
· Потребность предпринимателей в подписке на абонентское обслуживание «Информационный пакет по предпринимательской деятельности».
· Общее отношение к созданию подобной формы обслуживания предпринимателей в континууме положительное – отрицательное.
· Изучение практических предложений предпринимателей по работе абонентского обслуживания.
Базовый информационный пакет для предпринимателей планируется сформировать из двух частей:
Первая часть включает в себя следующие разделы информационного пакета:
· Изменения в законодательстве на федеральном и местном уровнях по малому предпринимательству с комментариями.
· Возможные варианты повышения доходности в малом бизнесе на основе обзора источников информации по предпринимательской деятельности
· Предоставление ключевой информации по экономике (реальный и официальный курс доллара, тенденции в экономической ситуации в стране, области, городе и др.)
· Изменение стоимости собственности в предпринимательской деятельности в зависимости от изменения рыночных условий (стоимость основных средств, ставки арендной платы, реальный курс $, финансовые индикаторы, уровень инфляции и др.)
· Взаимоотношение с контролирующими структурами (СЭС, пожарная охр., налоговая и др.) – формальные и неформальные аспекты
· Налогообложение малого предпринимательства (инструктивные письма ИМНС, схемы налогообложения и др.)
· Информация по малому бизнесу (статистические данные по городу: численность, выручка, структура и др.)
· Предоставление по запросу абонента любого документа из законодательной базы (законы, нормативные акты, постановления, письма, комментарии по предпринимательской деятельности и бухучету)
Вторая часть - бесплатное приложение, в которое входят:
· Результаты исследований в сфере малого бизнеса по городу и стране в целом (состояние, тенденции, доходность и др.)
· Информация по предпринимательской деятельности (возможности маркетинговых исследований, экономического анализа, оптимизация трудовых ресурсов и пр.)
· Обзоры по современным методам ведения малого бизнеса (например: лизинг, франчайзинг) и информационным технологиям малом бизнесе.
Предпринимателям предлагалось оценить перечисленные выше разделы первой части информационного пакета и бесплатное приложение по критерию степени необходимости подобной информации для предпринимательской деятельности. Другими словами, определялся рейтинг информационных разделов для формирования «Информационного пакета по предпринимательской деятельности» в рамках коллективного консалтинга в форме абонентского обслуживания предпринимателей.
Диаграмма 89
В целом, предприниматели заинтересованы в получении информации по всем предлагаемым для оценки разделам «Информационного пакета по предпринимательской деятельности» (рейтинг от 53% до 74%, что отражает необходимость или крайнюю необходимость подобной информации для предпринимателя). Тем не менее, к числу наиболее необходимой информации для предпринимателя можно отнести те разделы, рейтинг, которых выше 67% - это информация о правом поле деятельности малого бизнеса, в том числе и предоставление по запросу абонента любого документа из законодательной базы (законы, нормативные акты, постановления, письма, комментарии по предпринимательской деятельности и бухучету).
Отдельно следует обратить внимание, что одна из зафиксированных значимых для предпринимателей проблем – взаимоотношения с разного рода инспекциями, отразилась в формировании соответствующей информационной потребности предпринимателей. К числу крайне необходимой информации предприниматели относят информацию о формально - неформальных аспектах взаимоотношений с контролирующими структурами (СЭС, пожарная охр., налоговая и др.). Этот вид информации более важен, чем информации о возможных вариантах повышения доходности в малом бизнесе.
Итак, информационная потребность у предпринимателей по проблемам малого бизнеса выражена в сильной или средней степени в зависимости от характеристики конкретной проблемы. В этом отношении предлагаемая для предпринимателей форма коллективного консалтинга объективно востребована, так как отражает уже сформированную информационную потребность предпринимателей.
Субъективная востребованность абонентской формы обслуживания измерялась через факт согласия или не согласия предпринимателей на подписку «Информационного пакета по предпринимательской деятельности.
Диаграмма 90
Меньше четверти опрошенных предпринимателей (24%) не согласны на абонентскую подписку. Вероятно, сделать вывод, что у большинства предпринимателей существует установка на потребление предлагаемой им услуги коллективного консалтинга, они готовы платить ежемесячную абонентскую плату. Однако степень готовности разная:
· 37% выразили свое согласие на подписку уже в процессе опроса
· 20% насколько согласны, настолько не согласны подписаться. То есть они видят для себя и плюсы, и минусы абонентского обслуживания
· 20% затруднились определить свою позицию по поводу подписки. Тем не менее, значительная доля «не определившихся» может изменить мнение в любую сторону, а, следовательно, расширить или сузить потенциал востребованности услуги.
Зафиксирована связь между характеристикой предприятия и степенью готовности предпринимателя подписаться на абонентское обслуживание «Информационный пакет по предпринимательской деятельности»
· Предприниматели, оценивающие положение собственного предприятия на подъеме, гораздо в меньшей степени согласны на подписку, чем те руководители, предприятия которых на спаде или состояние предприятия нормальное, стабильное (16% против 54% и 45% соответственно)
· В большей степени согласны на подписку предприниматели, работающие на рынке 2-3 года и более 6 лет (48% и 49% соответственно против 23% менее года и 28% -4-5 лет)
· Предприниматели, оценивающие доход предприятия как желательный, в меньшей степени согласны на подписку, чем те кто оценивает свой доход как удовлетворительный (27% против 40%)
Вид деятельности предприятия, время существования, экономическое положение, характеристики самого предпринимателя (образование, пол, возраст) не существенно влияют на формирование его установки стать клиентом абонентского обслуживания. (См.: таблицы 1—7 приложения).
Таким образом, в ситуации, когда уже сложилась установка на потребление предлагаемой услуги, главная проблема расширения сегмента рынка заключается
в обеспечении качества этой услуги, ее практической ориентации на реальные потребности предпринимателей и предоставлении им целевой информации. В этом случае уже в процессе абонентского обслуживания предпринимателей число желающих иметь подписку будет увеличиваться не только за счет сомневающихся или не определившихся в своем мнении предпринимателей относительно абонентского обслуживания, но и за счет не согласных на сегодняшний день на подписку. Этот вывод подтверждается общим отношением предпринимателей к самой идее создания абонентского обслуживания предпринимателей на базе Новокузнецкого городского фонда поддержки предпринимательства. Больше половины предпринимателей воспринимают идею организации новой формы коллективного консалтинга положительно, и всего 7% отрицательно.
Диаграмма 91
Итак, создание на базе Новокузнецкого городского фонда поддержки предпринимательства специализированной коллективной консультационной услуги для предпринимателей в форме абонентского обслуживания отвечает сложившимся информационным потребностям предпринимателей, имеет свою целевую группу, в которой в целом существует готовность на потребление соответствующей консалтинговой услуги. Главная проблема заключается в обеспечении качества предлагаемой услуги коллективного консалтинга. Причем руководители наиболее успешных предприятий (на подъеме), руководители, которые оценивают свой доход как желательный, руководители, работающие на рынке менее года в меньшей степени ориентированы на обслуживание в рамках предлагаемой формы коллективного консалтинга.
На открытый вопрос, в котором предлагалось высказать предпринимателям конкретные предложения, ответило 7%. К сожалению, конструктивных предложений не поступило.