Организация системы консалтинга
Консалтинг сторонних специалистов: обращаемость, эффективность, востребованность конкретных направлений консалтинга.
Действующему предпринимателю в условиях быстро меняющейся внешней среды сложно обойтись без консалтинга. Организация эффективно работающей системы консалтинга в сфере малого бизнеса создаст благоприятные условия для функционирования и развития малого предприятия, с одной стороны, с другой стороны, развитие консалтинговых фирм – одно из направлений развития малого бизнеса в городе. Для развития консалтинга в сфере малого бизнеса необходимо иметь информацию о состоянии действующей структуры консалтинга:
- Обращаемость предпринимателей к разного рода специалистам
- Оценка предпринимателями эффективности полученных консультаций
- Востребованность конкретных направлений консалтинга в предпринимательской среде
В качестве сторонних специалистов, консультирующих предпринимателей по важным для них вопросам, выступают:
- Сотрудники специализированных консалтинговых фирм, в том числе специалисты, оказывающие разного рода консалтинговые услуги предпринимателям самостоятельно. Это формальный канал оказания консалтинговых услуг предпринимателям, который является составным элементом городской инфраструктуры малого предпринимательства.
- Другие предприниматели, друзья, родственники, знакомые, не являющиеся предпринимателями. Назовем это неформальным каналом консалтинговых услуг для предпринимателей.
Рассмотрим обращаемость предпринимателей к конкретным специалистам или частным лицам с целью получения консультации для решения проблем за последний год.
Диаграмма 8 7
На диаграмме видно, что предприниматели преимущественно обращаются к субъектам неформального канала консультационных услуг (другие предприниматели, друзья, родственники и пр.). Это можно объяснить доступностью, оперативностью и степенью доверия к объекту консультации а также соответственно сложностью решаемой задачи.
Среди специалистов наиболее востребованными являются юрист, консультант по налогам, бухгалтер - консультант. Это объясняется сложностью, изменчивостью правовой базы малого бизнеса. Напомню, высокий рейтинг проблем системы налогообложения и бухгалтерского учета для предпринимателей.
Обращаемость к специалистам, решающим задачи, не связанные с текущими проблемами бизнеса, такими как учет и правовые аспекты деятельности, ниже. Вероятно потребность в консультациях у маркетолога и экономиста, позволяющих разрабатывать стратегию бизнеса, не актуализирована у предпринимателей с точки зрения возможности повысить доходность бизнеса. Между тем, бизнес начинается с идеи и разработки маркетинговой стратегии, в том числе изучения рынка. Тем более, что уровень их собственных знаний в названных областях по результатам самооценки невысокий (маркетинг – 3,08, бизнес-планирование – 3, 33, экономика – 3,14). Данное противоречие отражает: уровень подготовки предпринимателя и специфику его мышления (преимущественно «не экономического»), специфику самого рынка, не оказывающего достаточно жесткого давления на предпринимателя, заставляющего предпринимателя активизировать внутренний потенциал своего предприятия с помощью консультантов.
Показателем эффективности консультаций является оценка предпринимателями их результативности для предприятия. Оценка консультаций производилась для группы предпринимателей обращавшихся за консультациями по следующим показателям:
- Консультации принесли пользу (положительные результаты)
- Консультации не принесли пользу (отсутствие результатов)
- Консультации дали отрицательные результаты
- Трудно оценить эффективность консультации
Таблица 6
Консультанты: | Положительные результаты | Отсутствие результатов | Отрицатель- ные результаты | Трудно оценить | Всего |
Бухгалтер - консультант | 80% | 5% | 1% | 14% | 100% |
Юрист | 81% | 10% | 0% | 9% | 100% |
Консультант по налогам | 72% | 10% | 4% | 14% | 100% |
Экономист - консультант по повышению доходности | 46% | 13% | 2% | 39% | 100% |
Маркетолог (консультант по стратегии и тактики работы на рынке) | 34% | 23% | 2% | 41% | 100% |
Консультант по управлению предприятием, в т.ч. персоналом | 37% | 31% | 3% | 29% | 100% |
Психолог (специалист по использованию психологических приемов в бизнесе) | 31% | 22% | 6% | 41% | 100% |
Специалист в области проведения маркетинговых исследований (изучение рынка) | 32% | 22% | 9% | 37% | 100% |
Другие предприниматели | 82% | 3% | 0% | 15% | 100% |
Друзья, родственники, знакомые не являющиеся предпринимателями | 62% | 8% | 0% | 30% | 100% |
Из таблицы следует:
· В целом предприниматели относительно высоко оценивают для себя эффективность неформального консалтинга, особенно такого его канала, как другие предприниматели. Фактически это самый результативный канал консалтинга наряду со специализированным консалтингом юриста и бухгалтера-консультанта.
· Высоко оценивается эффективность консультаций специалистов по налогам, бухгалтеров-консультантов и особенно юристов.
· Относительно невысокая оценка эффективности консультаций экономиста, маркетолога, психолога, специалистов по управлению предприятием и в области проведения маркетинговых исследований. Относительно консультаций перечисленных специалистов зафиксирован высокий процент предпринимателей, которые считают, что предоставленные им консультации либо не дали результатов, либо эффективность этих результатов предприниматели затрудняются оценить. Этот факт можно интерпретировать следующим образом:
Во-первых, очень сложно оценить эффективность перечисленных типов консультаций, так как конкретный результат в отличие от консультаций юриста, бухгалтера может проявляться в неявном виде, поэтому его сложно выделить среди всей системы факторов, определяющих работу, доходность предприятия. Более того, сами консультации могут дать результат в долгосрочной перспективе. Очевидно, в ситуации, когда сложно достаточно четко провести связь между консультацией и полученным результатом на практике, у предпринимателей не актуализируется потребность в консалтинговых услугах специалистов в области управления, проведения маркетинговых исследований, в области психологических приемов в бизнесе, маркетологов, экономистов. Эту мысль подтверждает зафиксированный факт низкой обращаемости предпринимателей к названным специалистам.
Во-вторых, профессионализм консалтинговых услуг названных специалистов не отвечает практическим потребностям предпринимателей. Поэтому эффективность консультаций оценивается преимущественно как отсутствие результата или сложно его оценить.
Потенциал востребованности конкретных консультационных услуг измерялся через рейтинг. Методика расчета рейтинга описана на странице 9. Значение весового коэффициента для i категории важности, необходимости предоставляемых консультационных услуг:
· Крайне необходимы – 1
· Необходимы – 0,66
· Мало нужны – 0,33
· Не нужны – 0
· Трудно сказать – 0,5
Предпринимателям для оценивания степени необходимости конкретных видов консультаций по повышению доходности предприятия был предложен список проблем, вопросов консультирования сторонними специалистами:
· Способы управления персоналом (стимулирования работы персонала, формирование команды, разрешение конфликтов, и др.)
· Психологические приемы в бизнесе ( ведение переговоров, влияние на людей, реклама, преодоление стрессов, создание бизнес-состояния и др.)
· Обучение персонала (владение психологическими приемами продаж, развитие навыков общения с клиентами и др.)
· Формирование имиджа фирмы (положительного образа в глазах клиентов) через использование современных психотехнологий
· Организация управления товарными запасами
· Ведение бухучета, подача сведений в ИМНС, Пенсионный фонд
· Оптимизация налогообложения предприятия (минимизация налоговых платежей правовыми способами)
· Анализ организационно-правовой формы предприятия с точки зрения налогообложения, ответственности, деловых контактов и др.
· Анализ затрат, схем безубыточности, ценовая политика
· Бизнес-планирование работы предприятия
· Изучение спроса методами маркетинговых исследований (востребованные типы и характеристики товара, целевая группа клиентов и пр.)
· Финансовый анализ деятельности предприятия (анализ экономических показателей, влияющих на доходность, поиск путей повышения доходности и др.)
· Анализ потребности в кредитных ресурсах и увеличение объема продаж
· Влияние рыночных условий на стоимость собственности предпринимателя
· Правовые аспекты работы предприятия (консультации юриста)
· Возможности компьютера в предпринимательской деятельности
Диаграмма 88
Вначале следует отметить:
· Практически все перечисленные проблемы консалтинга по повышению доходности предприятия отнесены предпринимателями к числу необходимых.
· Между конкретными проблемами консалтинга существует в количественном показателе рейтинга несущественная разница.
Самыми необходимыми для предпринимателей являются консультации в области оптимизации налогообложения предприятия (минимизация налоговых платежей правовыми способами) – рейтинг 69%.
Далее следуют консультации юриста и в области ведения бухучета, подачи сведений в ИМНС, Пенсионный фонд. Причем эту область консультационных услуг относится к сфере финансового права. Таким образом, наиболее востребована для консультаций правовая сфера деятельности малого предприятия.
Затем следует проблемы, связанные с оптимизацией финансовых условий деятельности предприятия. Следует отметить, что для предпринимателя значимой для консалтинга проблемой является проблема формирования имиджа фирмы как фактора повышения доходности бизнеса.
Наименее значимыми для консалтинга являются проблемы из области информационных технологий в области бизнеса и сферы социального управления предприятием (в том числе психологической составляющей бизнеса). Консалтинг по способам управления персоналом находится к границе ближе к «мало нужному» для предпринимателей (рейтинг 42%).
Относительно потенциала востребованности проблем консалтинга для предприятий разного вида деятельности зафиксировано некоторые отличия по следующим проблемам:
1. Для предприятий сферы услуг более высокий рейтинг проблем консалтинга в сферах:
· Обучение персонала (владение психологическими приемами продаж, развитие навыков общения с клиентами и др.) – 56,2% против 48,2% в торговле и 36,9% в производстве;
· Психологические приемы в бизнесе ( ведение переговоров, влияние на людей, реклама, преодоление стрессов, создание бизнес-состояния и др.) - 54,9% против 44,2% в торговле и 47,2 в производстве
· Изучение спроса методами маркетинговых исследований (востребованные типы и характеристики товара, целевая группа клиентов и пр.) –51,8% против 45,9% в торговле и 47,7% в производстве.
2. Для предприятий производственной сферы наиболее высокий рейтинг проблем организации управления товарными запасами для (55,8% против 49,9% в торговле и 38,8% в услугах) и влияние рыночных условий на стоимость собственности предпринимателя 57,1% против 47,6% в торговле и 52,8% в услугах).
По остальным проблемам развития малого предприятия, повышения его доходности нет существенной разницы в востребованности консалтинга для предприятий разного вида деятельности.
В целом потенциал востребованности конкретных проблем повышения доходности предприятия для консалтинга у организаций разного вида деятельности не имеет существенных различий. В этом отношении специализированные консалтинговые структуры в сфере малого бизнеса потенциально имеют широкий сегмент рынка.