Закупочная политика и управление товарными запасами.
Важнейшая проблема малого бизнеса - повышение эффективности работы оборотных средств, нахождение способов их минимизации.
Расходы на покупку товаров составляют, как отмечается в специальной литературе по малому бизнесу, 60-75% затрат малого бизнеса. Хороший менеджмент требует, чтобы при покупке товара была достигнута максимальная экономия средств за счет таких факторов как:
· сравнение цен поставщиков товара;
· система скидок;
· деловая репутация поставщика;
· использование товарного кредита поставщика.
Диаграмма 64
Диаграмма 65
Таким образом, подавляющее большинство предпринимателей используют постоянно или время от времени такие резервы экономии оборотных средств, как:
· сравнение цен всехпоставщиков товара;
· сравнение цен выборочно по поставщикам товара.
Зафиксирован факт, что наибольший процент предпринимателей (77,7%), занимающихся постоянно сравнением цен всех поставщиков товаров, в группе предпринимателей, которые оценивают состояние своего предприятия «на подъеме».
Диаграмма 66
Предприниматели в своем большинстве ориентированы на системы скидок при покупке товара, как формы экономии оборотных средств.
Менее значимый фактор закупочной политики у предпринимателей – использование товарного кредита поставщиков.
Диаграмма 67
Выделились три группы предпринимателей по частоте использования товарного кредита поставщиков:
· использующие товарный кредит на постоянной основе (четверть опрошенных предпринимателей);
· использующие товарный кредит эпизодически (немногим больше трети);
· не использующие товарный кредит (немногим больше трети).
Таким образом, товарный кредит у поставщиков не получил широкого распространения среди предпринимателей.
Зафиксировано различие в отношении к товарному кредиту у руководителей продовольственных и непродовольственных магазинов: 40,4% предпринимателей, торгующих продовольственными товарами, пользуются товарным кредитом на постоянной основе против 17,6% в непродовольственной сфере. Не пользуются товарным кредитом 26,1% в продовольственных магазинах и 38,9% в непродовольственных. Объяснение этого факта требует дополнительной информации.
Поставщики – важная составляющая для успехов в малом бизнесе. Поставщики влияют на репутацию фирмы, они в основном определяют качество многих товаров, предлагаемых потребителю. Поэтому репутация поставщика является важной составляющей закупочной политики фирмы. Подавляющее большинство предпринимателей (67%) в деловых отношениях с поставщиками учитывают их репутацию постоянно.
Диаграмма 68
Таким образом, имидж фирмы, ее репутация становится категорией экономической, в этом случае «good will» фирмы можно оценить как ее нематериальный актив.
В розничной торговле колебание спроса на товары определяется разными факторами внешней среды существования предприятия. Для адаптации к изменяющимся рыночным условиям, оптимального использования оборотных средства необходимо эффективное управление товарными запасами.
Ситуация по управлению товарными запасами среди розничных торговцев по выделенным в исследовании составляющим управления товарными запасами следующая: