Взаимодействие предпринимателей Новокузнецка с организациями
Поддержки малого бизнеса: основные направления, результаты и проблемы.
Уровень сотрудничества предпринимателей с организациями поддержки малого бизнеса отражает:
С одной стороны, интенсивность контактов (постоянных, эпизодических) тех или иных организаций с предпринимателями малых предприятий.
С другой стороны, структуру потребностей самих предпринимателей в конкретных услугах организаций поддержки малого бизнеса по решению возникших проблем. Здесь нужно подчеркнуть, что становление, функционирование, развитие малого предприятия всегда содержит в себе проблемное поле для предпринимателя. Другое дело, что сам характер проблемы предполагает и разные подходы к ее решению: самостоятельно, с помощью сторонних лиц или организаций. В последнем случае выбор конкретной организации во многом зависит от представления предпринимателя о возможностях организации в решении возникшей проблемы.
Иначе можно сказать, что факт обращаемости предпринимателей в организации поддержки малого бизнеса отчасти отражает и статус этих организаций в рамках заявленных ими направлений деятельности.
Диаграмма 15
Следует отметить:
· Уровень сотрудничества предпринимателей с организациями инфраструктуры поддержки малого бизнеса низкий. 70% опрошенных вообще не контактировали, не сотрудничали ни с одной из названных в вопросе организаций. Более того, низкий уровень информированности связан с низким уровнем сотрудничества. Из группы предпринимателей, которые слабо, или вообще не информированы о деятельности организаций поддержки малого бизнеса, никто не контактирует с этими организациями (См.: табл.2 приложения)
· Наиболее востребованы среди предпринимателей структуры, предоставляющие консалтинговые услуги. Причем консалтинговые услуги преимущественно предприниматели получают в соответствующих структурах, которые, как правило, являются частными.
· Обучающие структуры в сфере малого бизнеса востребованы гораздо в меньшей степени. Между тем, фактор обучения – важнейшее условие успешной работы предприятия. Отмеченный факт, что только 6% предпринимателей контактировали с обучающими структурами отражает, очевидно, с одной стороны, сложившееся представление большинства предпринимателей, что обучение, повышение квалификации не является необходимым условием успешного бизнеса, с другой стороны, что на рынке образовательных услуг мало структур, способных дать практическую отдачу действующему бизнесу.
· Очень низкий процент предпринимателей, которые сотрудничают или контактируют с разными общественными объединениями предпринимателей. Этот факт свидетельствует, что предприниматели не выступают как самоорганизующаяся группа через деятельность собственных общественных организаций, представляющих, защищающих их интересы, пользующихся их доверием.
Конкретные результаты сотрудничества предпринимателей с соответствующими организациями отражены в диаграмме в виде рейтинга. (Методика расчета рейтинга строилась на частотности выбора ответов).
Диаграмма 16
Наиболее значимые результаты для предпринимателей в плане их сотрудничества с организациями поддержки малого бизнеса – получение квалифицированной консультации по разного рода вопросам, в том числе налогообложения, права, экономики. Этот факт лишний раз подтверждает, что самыми востребованными для предпринимателя являются организации, оказывающие консалтинговые услуги.
Предприниматели, которые сотрудничали с организациями инфраструктуры поддержки малого бизнеса, выделили основные проблемы взаимоотношений с подобными организациями, которые на диаграмме представлены в виде рейтинга в континууме от наиболее значимой к наименее значимой проблеме. (Методика расчета рейтинга строилась на частотности выбора ответов).
Диаграмма 17
Можно выделить две группы проблем во взаимоотношениях малых предприятий и организаций поддержки малого бизнеса:
1. Проблемы объективного характера, обусловленные макроусловиями (недостаток финансовых ресурсов для поддержки предпринимателей). Эти проблемы практически не зависят от деятельности руководства организаций поддержки малого бизнеса.
2.Проблемы субъективного характера (зависят от деятельности руководства организаций поддержки малого бизнеса), обусловленные:
- Организационными факторами (предлагаемый перечень услуг данными организациями для предпринимателей, собственная реклама деятельности ).
- Личностными факторами работающего персонала (уровень квалификации и мотивации персонала).
Фактически, наиболее значимыми оказались проблемы субъективного характера, обусловленные, прежде всего, организационными факторами. В этом отношении следует подчеркнуть, что руководители организаций поддержки малого бизнеса не в полной мере владеют информацией о проблемах самих предпринимателей. Этот вывод следует из диаграммы – самый высокий рейтинг имеет проблема неполного охвата всего круга проблем малого предпринимательства.
Более того, сами предприниматели, которые контактировали с организациями поддержки малого бизнеса, отмечают факт недостаточной информационной поддержки деятельности подобных организаций.
Таким образом, между организациями поддержки малого бизнеса и предпринимателями должна быть установлена более тесная связь, обеспечивающая одновременно:
- Более высокую информированность руководителей организаций поддержки малого бизнеса о конкретной проблематике малых предприятий..
- Более высокую информированность руководителей малых предприятий о возможностях организаций поддержки малого бизнеса в оказании конкретной помощи предпринимателям.
Значимой для предпринимателей является проблема уровня квалификации и уровня мотивации на сотрудничество персонала организаций поддержки малого бизнеса. Почти четверть опрошенных отметили проблемы, связанные с характеристикой персонала.
На текущий момент уровень отношений предприятий малого бизнеса, которые в той или иной мере уже сотрудничали с разными организациями поддержки малого бизнеса, можно охарактеризовать как преимущественно эпизодические контакты или отсутствие контактов.
Диаграмма 18
Итак, общий вывод по параграфу. Возможности организаций, относящихся к инфраструктуре поддержки малого бизнеса в Новокузнецке, реализуются и используются предпринимателями не в полной мере. Основанием для подобного вывода служат зафиксированные в исследовании факты:
· Степень информированности руководителей малых предприятий о деятельности организаций поддержки малого бизнеса низкая, следовательно, предприниматели не располагают полной информационной базой для реализации в своей деятельности обеспечивающих функций инфраструктуры поддержки малого бизнеса в целом.
· Низкий уровень информированности связан с низким уровнем сотрудничества. Интенсивность контактов предпринимателей с разными организациями поддержки малого бизнеса невысокая. Подавляющее большинство предпринимателей (70%) вообще не сотрудничают, не контактируют с инфраструктурой поддержки малого бизнеса.
· Обучающие структуры в сфере малого бизнеса востребованы в меньшей степени. Между тем, фактор обучения – важнейшее условие успешной работы предприятия.
· Низкий процент предпринимателей, которые сотрудничают или контактируют с разными общественными объединениями предпринимателей. Этот факт свидетельствует, что предприниматели не выступают как самоорганизующаяся группа через деятельность собственных общественных организаций, представляющих, защищающих их интересы, пользующихся их доверием.
Наиболее востребованы среди предпринимателей структуры, предоставляющие консалтинговые услуги. Закономерен факт, что наиболее значимые результаты, по мнению предпринимателей, их сотрудничества с организациями поддержки малого бизнеса – получение квалифицированной консультации по разного рода вопросам, в том числе налогообложения, права, экономики.
Среди проблем сотрудничества предпринимателей с организациями поддержки малого бизнеса ведущими являются проблемы субъективного характера, обусловленные, прежде всего, организационными факторами в работе организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса: во-первых, руководители организаций поддержки малого бизнеса не в полной мере владеют информацией о проблемах самих предпринимателей; во-вторых, сами предприниматели, которые контактировали с организациями поддержки малого бизнеса, отмечают факт недостаточной информационной поддержки деятельности подобных организаций. Значимой для предпринимателей является проблема уровня квалификации и уровня мотивации на сотрудничество персонала организаций поддержки малого бизнеса
На текущий момент уровень отношений предприятий малого бизнеса, которые в той или иной мере уже сотрудничали с разными организациями поддержки малого бизнеса, можно охарактеризовать как преимущественно эпизодические контакты или отсутствие контактов.
Таким образом, для повышения потенциала инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Новокузнецке (эффективной реализации обеспечивающей его функции) необходимо между организациями поддержки малого бизнеса и предпринимателями установить более тесную связь, предполагающую активное взаимодействие обоих субъектов и обеспечивающую одновременно:
- Более высокую информированность руководителей организаций поддержки малого бизнеса о конкретных проблемах малых предприятий.
- Более высокую информированность руководителей малых предприятий о возможностях организаций поддержки малого бизнеса в оказании конкретной помощи предпринимателям.