Vii.2. информация и консалтинг
Так же, как и в странах ЕС, в РФ имеется множество сетей и отдельных учреждений, предоставляющих информационные и консультативные услуги для МП по доступным ценам и действующих под началом государственных или местных органов и бизнес-ассоциаций, либо международных донорских организаций. Эти учреждения фактически опекают сервис-центры и делят с ними текущие расходы.
Одним из очевидных предложений может стать слияние всех сетей поддержки предпринимательства, поскольку единый интерфейс с конечным потребителем был бы предпочтителен с точки зрения четкости и простоты всех видов деятельности, связанной с поддержкой МП. Однако это не гарантирует повышения эффективности, снижения затрат и сохранения качества. Любые предоставляемые услуги потребуют дальнейшего их сопровождения с участием различных специализированных посредников, роль которых будет очень велика, если мы заинтересованы в высоком качестве услуг. Идея полного операционного контроля всей системы со стороны единого органа сделает слияние в единую сеть еще более трудным. Как подсказывает опыт, такое решение не только потребовало бы значительных вложений, но и привело бы к существенным дополнительным текущим расходам, поскольку содержать сам центральный орган было бы весьма накладно, а размер и человеческие ресурсы такого меньшего числа центров предоставления услуг были бы значительно больше в смысле объема работ и затрат рабочего времени на каждый центр.
Таким образом, было бы ошибкой разорвать партнерство с большим числом разных организаций, прямой и косвенный вклад которых является полезным как в политическом, так и в финансовом отношении. Напротив, привлечение местных организаций нужно еще больше развивать, полнее объединяя центры в единую структуру.
Однако попытка создать, по договоренности с различными организациями на местах, единую вывеску, под которой могли бы работать разные сети, тоже должна стать частью предложенного сценария. В этом случае некоторые из центров поддержки должны будут функционировать по принципу “комплексного обслуживания”, чтобы, используя простые процедуры, предоставлять МП весь комплекс услуг, предлагаемых существующими структурами поддержки.
Опыт работы сетей поддержки европейских МП указывает на необходимость следующих мер в данной области:
· Быстрое развитие информационных технологий и услуг (таких, как Интернет) требует более интенсивных связей между самыми разными местными организациями в рамках различных сетей поддержки, а также между самими действующими центрами. Это бы очень помогло в расширении интерфейса с конечным потребителем, однако потребовало бы значительных финансовых ресурсов, в основном - в виде разовых инвестиций в техническое и программное обеспечение, чтобы довести уровень существующей информационной технологии до той высоты, когда она станет отвечать современным требованиям;
· Чтобы лучше адаптировать свою помощь к нуждам предприятий, структуры поддержки в РФ должны стремиться к систематической самооценке качества своих услуг. Для этого им следовало бы применять процедуры внутренней оценки, используя показатели, измеряющие удовлетворенность своих клиентов и роль своих услуг в становлении и выживании бизнеса;
· Чтобы гарантировать высокое качество услуг, предлагаемых сетью, деятельность каждой структуры поддержки должна также оцениваться извне, посредством постоянного слежения за отчетами, предоставляемыми этими структурами, а также частых визитов на места. Координирующие органы должны стремиться к четкому определению услуг, предлагаемых в различных сетях, а также к достижению высокого профессионализма;
· Не проводя полного операционного и финансового контроля сетей поддержки, координирующие органы должны оказывать дополнительную финансовую поддержку таким центрам или сетям, которые стремятся к особо высококачественным и точно ориентированным информационным и консультативным услугам с явно выраженным положительным результатом для своих подшефных МП;
· Те же органы должны регулярно организовывать различные мероприятия, где представители разных организаций, участвующих в работе сети, могли бы встречаться для обмена мнениями и опытом;
· Развитие дополнительного обучения, гласности и наглядности способствовало бы повышению качества этой работы;
· Следовало бы организовать партнерство с международными организациями, также имеющими сети, обслуживающие МП, чтобы дать возможность для постепенного распространения их опыта в Российской Федерации без больших затрат;
· Тесное сотрудничество между профессиональными организациями, представляющими МП, тоже должно поощряться, чтобы настроить всю систему на нужды клиентов.
VII.3. Обучение
Обучение, направленное на развитие МП, тесно связано с предоставлением информации и консультаций. Часто его можно обеспечить с помощью тех же структур поддержки, и тогда оно становится частью сложной системы поддержки, включающей в себя самые разные услуги, ориентированные на содействие развитию малого бизнеса.
Конечно, элементов, образующих процесс обучения, великое множество: технические средства на всех уровнях обучения, исследовательские институты, учреждения профессиональной подготовки, торговые палаты, ассоциации предпринимателей, и т.д. Это требует тщательного планирования и выполнения стратегических мероприятий по данной проблеме. Нужна координация, чтобы получить максимально эффективную систему. Подразделения комплексного обслуживания, описанные в предыдущих разделах, должны быть информированы об уже существующих учебных курсах и иметь возможность направить заинтересованных людей или предприятия в соответствующие школы.
Как подсказывает международная практика, рекомендуемые области деятельности здесь таковы:
· Стимулирование культуры предпринимательства
В своих долгосрочных перспективах деятельность, касающаяся общего образования, специализированного обучения и распространения информации, должна быть нацелена на стимулирование культуры предпринимательства. Это будет способствовать благоприятному отношению общественности и отдельных групп населения к проблеме самозанятости и предпринимательства, что в свою очередь приведет к росту числа зарождающихся предприятий и новых рабочих мест.
· Приспособить обучение к потребностям МП и поощрять положительный опыт в управлении
Агентства поддержки, в тесном сотрудничестве с учебными учреждениями, должны разработать легко доступные учебные программы и инфраструктуру, которая могла бы учитывать специфические потребности МП. Проводимая в этом плане деятельность должна фокусироваться на следующих моментах:
1. Поощрение ученичества, которое сочетало бы в себе обучение на базе школы и колледжа с опытом работы (“школы-практикумы”).
2. Помощь в подготовке будущих руководителей МП, прежде чем они начнут свое дело.
3. Облегчение доступа к обучению для женщин, которые сейчас в европейских странах руководят или владеют почти 30% всех предприятий.
4. Поощрение постоянного освоения новых технологий.
· Введение льгот для МП, вкладывающих средства в обучение.
Меры, предпринимаемые в данной области, должны способствовать изменению отношения предпринимателей к обучению. Руководители МП должны рассматривать обучение как обязательный процесс, интегрируемый в инвестиционную политику МП. Помимо повторения тезиса о важности обучения, данные меры должны включать налоговые стимулы или эквивалентные вознаграждения за обучение, а также снижение отчислений в фонды социального страхования для тех, кто внедряет у себя обучение.
Чтобы обеспечить эффективную отдачу затрат, действия по субсидированию обучения, проводимого по линии малого бизнеса, должны оцениваться регулярно в соответствии с несколькими критериями качества:
· Организация
1. Регистрация участия
2. Регистрация посещения
3. Степень удовлетворенности обучаемых данной программой (преподавателями, методикой)
· Эффективность
1. Доля людей, начавших свое дело после участия в данной программе, в общем числе учащихся.
2. Число созданных МП.
3. Учет “выживших” из общего числа новых или ранее существовавших компаний.
4. Размеры компаний, по числу занятых на них, объему сбыта, прибылей, истинной ценности бизнеса по сравнению с местной предпринимательской средой.
5. Показатели роста компаний по сравнению со средними показателями развития в регионе.
6. Число рабочих мест, созданное новыми или расширяющимися МП.
VII.4. Общие рекомендации по видам МП
С политической точки зрения полезно иметь более конкретные цели для разных категорий предприятий, которым следует помогать. В принципе можно назвать четыре разных типа МП, с различными, но общими для каждого типа вопросами и проблемами. Первая подгруппа почти целиком попадает в категорию национальных предприятий с высокой степенью риска. Остальные три подгруппы включают в себя растущие МП, у которых есть возможность превращения в интернациональные.
1. Медленно растущие МП. Большой процент МП, нацеленных исключительно на местные рынки, не ориентированы на рост или не преуспевают в росте. В совокупности они дают довольно стабильный вклад в экономику, поскольку держат на работе значительный процент людей, хотя и не ставят себе задачи роста занятости населения. Многие из них имеют сравнительно небольшую продолжительность жизни, хотя все это зависит от местных экономических условий. Большинство таких МП имеют высокую степень риска и в основном думают о том, как лучше всего адаптироваться к возрастающей конкуренции в условиях быстро развивающегося рынка. Как показывает международный опыт, можно выделить четыре довольно обширных области, где агентства поддержки имеют возможность помочь такому типу МП стать более конкурентоспособными:
· доступ к информации, касающейся тенденций рынка, гарантирующий, что они смогут легко выяснить возможности развития и роста, и смогут их реализовать;
· обеспечение оборудованием посредством лизинга, в противовес тому, что малые предприятия находятся в невыгодном положении из-за систематического притеснения на финансовых рынках;
· информация о предпринимательской среде, создающая гарантию того, что малые предприятия не окажутся в конкурентно-невыгодных условиях из-за непонимания законодательства или общих экономических стратегий;
· Обучение и экспертная поддержка, гарантирующие, что МП смогут приобрести должный профессионализм и получить консультации, необходимые для повышения их конкурентоспособности.
2. Быстрорастущие малые предприятия. Как показывает опыт европейских стран, рост рабочих мест и длительный экономический динамизм присущи лишь небольшому проценту МП, которые держат курс на расширение и следуют духу предпринимательства. Многие из этих быстро развивающихся МП ориентируются на международные рынки. Такой тип предприятия особенно ценен в следующих ситуациях:
· реструктуризация уже существующих отраслей промышленности на основе поиска способов производства товаров или предоставления услуг, имеющих хорошую отдачу, а также
· создание новых отраслей промышленности в современных, пользующихся высоким спросом отраслях, таких как программное обеспечение или мультимедийные услуги.
Возможности для того, чтобы реструктурирование услуг и производств стало более эффективным, либо для создания новых производств и услуг, существуют даже для очень малых фирм. Такие же возможности существуют и для фирм в тех областях, которые считаются экономически неэффективными. Интернационализация, которая является главным направлением многих быстрорастущих МП, требует партнерства в виде прямых зарубежных инвестиций, либо в виде союзов и договоров по франчайзингу. Главные проблемы для таких фирм заключаются в том, как прорваться через устаревшее законодательство, получить доступ к рынкам, приобрести соответствующую квалификацию в области управления и найти финансирование. Для агентств поддержки ключевой вопрос - как гарантировать, чтобы эта важная региональная “предпринимательская машина” работала как можно лучше. МП с предпринимательским уклоном стоят перед многими проблемами, которые связаны с необходимостью этих предприятий проникнуть на национальные или иностранные рынки. Основные проблемы и услуги поддержки, касающиеся именно МП, состоят в следующем:
· доступ к рынкам с помощью получения информации и консультаций по существующему законодательству, особенно в отношении регистрации и получения прав юридического лица. Эти мероприятия бывают весьма различными и нередко сложными и дорогостоящими;
· изыскание возможностей получения надежной информации о рыночной конъюнктуре и о специальных требованиях к новым продуктам, услугам и методам;
· Определение пригодных сетевых партнеров и партнеров для совместных предприятий;
· информация и консультации о юридической защите интеллектуальной собственности, не требующей больших затрат (торговые названия, патенты, авторские права);
· повышение квалификации руководства и остального персонала. Быстрорастущие фирмы часто нуждаются в специальной управленческой квалификации и требуют персонал со специальной подготовкой. Приобретение такой квалификации и консультаций является необходимым, и вложение средств в обучение несомненно представляет собой косвенное инвестирование.
· помощь в открытии дела. Начинать дело на голом месте бывает особенно трудно и, как показывает опыт европейских стран, поддержка нужна с первых шагов предприятия, иначе оно может стать добычей конкурентов. Здесь могут помочь гранты, выделяемые при создании предприятия, и обучающие программы для повышения квалификации управленческого персонала;
· социальный статус предпринимательства. Карьера в предпринимательстве до сих пор часто считается менее привлекательной и социально ответственной, чем карьера в большой фирме или в обычной профессии. Разъяснение социальной значимости предпринимателей в Сообществе (благодаря информационным кампаниям) и понимание важности бизнеса (например, путем введения соответствующих дисциплин в школах) может стать эффективным средством для разных отраслей экономики, способствующим росту числа предпринимателей;
· доступ к кредитным гарантиям, стартовый и венчурный капитал и лизинговые компании. Разъяснения методов доступа к соответствующему финансированию и применение лизинга при процентных ставках, отражающих величину реального риска, всегда являются большим подспорьем для предпринимательских фирм;
· телекоммуникации. Доступ к надежным средствам связи (телефон, мобильный телефон, пейджеры, факсы, Интернет, и т.д.) при разумных ценах является особенно важными для малых растущих и, особенно, международных фирм.
3. Субподрядные малые предприятия. Субподрядными МП называются такие, которые имеют комплексные связи с иностранной фирмой большего масштаба, либо с национальной фирмой, занимающейся экспортом. Имеется сравнительно немного МП, представляющих собой международных субподрядчиков. Тем не менее, экономическое значение их велико, поскольку такие фирмы, как правило, крупнее обычных, имеют больший штат и используют более сложную технологию, чем другие местные МП. Они также являются важным приводным звеном экономической интеграции, передачи технологий и профессиональных знаний, внося значительный вклад в экономическое и промышленное развитие своего региона. Субподрядчики в основных и вспомогательных производствах испытывают повышенное международное давление. По мере того как каждая отрасль экономики становится более развитой, а также по мере роста затрат субподрядчикам приходится переходить к другой базе с пониженной стоимостью, либо двигаться “вверх по течению рынка” к более высококачественному и высокотехнологичному субподряду. Основные проблемы, стоящие перед агентствами поддержки, заключаются в том, как создать надежную и эффективную индустрию субподрядов и как помочь свои субподрядным МП перестроиться и остаться конкурентоспособными. Главные стратегические моменты и области, которые имеют особое отношение к таким МП, состоят в следующем:
· консультации и поддержка по использованию EDI. Субподрядчики различаются по степени интеграции с более крупным подрядчиком, например, при разработке проекта и составлении смет. Широкое использование общих протоколов на основе Обмена Электронной Информацией могло бы повысить эффективность, мобильность и конкурентоспособность;
· консультации и поддержка, направленные на улучшение качества и признание. Поддержание приемлемого уровня качества является важным для МП, желающих стать или остаться субподрядчиками. Меняющиеся законодательные акты также могут стать барьером для данного вида деятельности;
· обучение персонала, поскольку большинству субподрядчиков необходим квалифицированный персонал;
· консультации по контрактным отношениям. Часто существует дисбаланс рыночных возможностей в пользу более крупных подрядчиков, и здесь МП нуждаются в дополнительной законодательной поддержке;
· облегчение доступа к зарубежным подрядным фирмам;
· Поддержка бизнес-планирования на основе программ, разрабатываемых на 3-5 лет, и отраслевых программ для некоторых ключевых отраслей промышленности. Это можно связать с планами регионального развития.
4. Торговые МП. И наконец, определенный процент МП вовлечен в торговую деятельность, иногда – на международном рынке. В экономическом отношении такие предприятия являются важными (помимо того, что создают новые рабочие места), поскольку могут вносить значительный вклад в экспорт. Интернациональность рынков помогает снижению торговых рогаток для таких МП. Главный вопрос для торговых МП состоит в том, как определить и воспользоваться возможностями, а также - как разрешить или избежать трудностей быстро и без особых затрат. Основные политические моменты, связанные с такими компаниями, являются следующими:
· Техническая поддержка в доступе к рынкам. Сравнительно небольшие препятствия могут для торговых МП оказаться весьма высоким барьером. Барьеры, которые можно преодолеть, иногда возникают вследствие различий в местных традициях в области бизнеса.
· Информация по таможенным процедурам. Понимание таможенных процедур и применение электронной пересылки и обработки документов дают положительный эффект в снижении операционных затрат, связанных с торговлей через МП.
· Обучение. МП, участвующие в международной торговле, требуют большего профессионализма в менеджменте, особенно в области рискованного менеджмента, культурного взаимопонимания, руководства экспортом и торговли.
· Юридическая поддержка в разрешении спорных ситуаций, поскольку МП обычно не могут себе позволить ввязываться в длительные и дорогостоящие тяжбы.
· Доступ к коммерческому финансированию и гарантии кредитов, поскольку МП часто испытывают трудности в получении таких кредитов при процентных ставках, соответствующих истинной степени риска.
· Консультации, облегчающие проведение торговых операций. Несколько агентов смогли бы сыграть важную роль в облегчении торговли в рамках МП, связав поставщиков от МП с более крупными рынками. Даже сами МП могут часто действовать как специалисты, помогающие другим МП, либо через сеть в качестве группы.
· Содействие экспорту и помощь в повышении конкурентоспособности экспортеров МП.
VIII. Приложение: Лизинговое законодательство в странах Западной Европы
С использованием материалов исследований в разных странах, включенных в “Лизинговое законодательство в Европейском Союзе”, а также недавней публикации по “лизингу как финансовой политике для укрепления МП”, основные достоинства и недостатки лизингового законодательства четырех европейских стран сведены в следующие таблицы.
ФРАНЦИЯ
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
· Наличие регистра в Коммерческом Суде в месте действия арендатора, где каждая операция финансового лизинга должна быть записана. Это является важным для репутации арендодателя. | · Компании, занимающиеся финансово-лизинговой деятельностью, подчиняются Банковскому Закону и должны зарегистрироваться как кредитное учреждение. Поэтому к ним предъявляется масса требований с заполнением различных деклараций для Национального Совета по Кредитам, который возглавляет этот сектор банковской деятельности. · Существуют высокие требования к минимальному капиталу, который составляет 15 млн. французских франков. |
ГЕРМАНИЯ
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
*Лизинговая компания может быть учреждена как любая другая компания, без дополнительных особых требований. Лизинговая деятельность не считается банковской деятельностью. *Существует четкое определение права арендодателя на прекращение действия контракта. *Арендодатель и арендатор могут оговорить в контракте, что арендодатель имеет право прекратить действие контракта с немедленным вступлением в силу в случае банкротства арендатора. *Арендатор имеет право продолжать контракт в случае банкротства арендодателя. | *Не существует уставного определения лизинга в национальном законодательстве, так что в большинстве своих применений он подчиняется закону об аренде. *Определение экономического владельца имущества для целей налогообложения является слишком сложным и иногда неопределенным. *Если арендодатель является экономическим владельцем, арендатор не имеет права превратить имущество в капитал или уценить его. *Не существует регистра для записи каждой операции лизинга и не существует регистра для движимого имущества, так что добросовестный покупатель может стать владельцем имущества, купленного у арендатора и находящегося в его владении. |
ИТАЛИЯ
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
*Арендатор обязан раз в год информировать арендодателя о каждом событии, существенном для оценки течения контракта. *Арендатор имеет право на ускоренное погашение долга в случае краткосрочного лизинга. *В случае финансового лизинга арендатор имеет право погасить взятое в аренду имущество путем нескольких равных взносов, рассчитанных на основе арендного срока, который чаще бывает короче, чем период погашения, установленный по утвержденному графику, что позволяет, фактически, проводить ускоренную выплату. | *Лизинговая компания может подвергаться надзору и подчиняться законам Банка Италии, вследствие вида операций и в зависимости от величины отношения долга к капиталу. *Не имеется практической системы для регистрации движимого оборудования, за исключением самолетов, кораблей и автомобилей. * Суд может считать ничтожными и не имеющими юридической силы те дела, которые объявляют об окончании контракта в случае неплатежеспособности арендатора. |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
*Не требуется никаких регистраций или разрешений, чтобы войти в контрактные отношения, поскольку данная деятельность не подпадает под Акт о Банках, при условии, что он не финансируется путем взятия вкладов, включая долговые иски. *Лизинговый контракт может предоставить арендодателю право прекратить действие контракта при наступлении некоторых событий, которые содержат в себе предостережение о неплатежеспособности арендатора. | *Если лизинговая компания подпадает под Акт о Банках, то Банк Англии, который, среди всех прочих, имеет полномочия контролировать наличие капитала у компании, может ее проверить. *Не существует практической системы для регистрации движимого имущества, за исключением самолетов и кораблей. Чтобы защитить свое имя, арендатор должен гарантировать, что третьи стороны знают о его праве собственности на данное имущество. |
IX. ЛИТЕРАТУРА
CEDEFOP : Improving SME Access to Training, Strategies for Success, A Report on Best Practice in EC Member States, 1994.
Euromoney: Leasing Law in the European Union, 1994.
European Commission: Communication on the Financing Problems Experienced by SMEs, COM (93) 528 final, 993.
European Commission: Communication on the Round Table of Leading Representatives from the Banking Sector, COM (94) 435 final, 1994.
European Commission: Guide to Financial Engineering Techniques Used by the European Commission in the Context of Regional Policy, 1994.
European Commission: Small and Medium - Sized Enterprises, A Dynamic Source of Employment, Growth an Competitiveness in the European Union, Presented for the Madrid European Council, 1995.
European Commission: Responding to New Skill Needs, A Regional Perspective, 1995.
European Commission: Proposal for a Council Decision on a Third Multiannual Programme for Small and Medium – Sized Enterprises (SMEs) in the European Union (1997 – 2000), 1996.
European Commission: Communication on the Creation of a Pan-European Capital Market for Fast -Growing Small and Medium-Sized Enterprises, COM(97) 187 final, 1997.
European Network for SME Research (ENSR) & Small Business Research and Consultancy (EIM): Fourth Annual Report of the European Observatory for SMEs, DG XXII, 1996.
European Network for SME Research (ENSR) & Small Business Research and Consultancy (EIM): Fifth Annual Report of the European Observatory for SMEs, Report Submitted to DG XXII, 1997.
European Union: Council Decision on a Third Multiannual Programme for Small and Medium – Sized Enterprises (SMEs) in the European Union (1997 – 2000), December 1996.
Galardo Joselito: Leasing to Support Micro and Small Enterprises, Financial Sector Development Dept, World Bank, 1997.
Hall Chris: APEC and SME Policy, Suggestions for an action agenda, 1995.
Institute for Private Sector Development and Strategic Analysis: Small Business in Russia, 1998.
International Finance Corporation: Leasing in emerging Markets, 1996.
OECD Centre for Co-operation with the Economies in Transition: Entrepreneurship and SMEs in Transition Economies, The Visegrad Conference, 1997.
United Nations Economic Commission for Europe: Leasing, Lessons of Experience, paper prepared for the Southeast European Co-operative Initiative (SECI), 1997.
Заключение
Всесторонний анализ системы государственного регулирования и практики функционирования таких составляющих внешней среды малого предпринимательства как отношения финансового лизинга, сферы информационных, консультационных услуг и подготовки кадров для малых предприятий позволяет сделать следующие общие выводы.
Нормативно-правовое обеспечение указанных выше составляющих внешней среды формируется (хотя и неравномерно по сферам охвата) преимущественно на федеральном уровне и лишь крайне фрагментарно – на уровне субъектов Федерации и систем местного самоуправления. Такая ситуация особенно ущербна, поскольку малое предпринимательство, по своей природе в наибольшей мере зависящее именно от специфики регионального социально-экономического развития, прежде всего реагирует именно на внешнюю среду на местах, включая и ее нормативно-правовые компоненты. В этой связи отставание с формированием регионально-муниципальной правовой базы функционирования и поддержки малого предпринимательства является одним из наиболее существенных недостатков внешней среды его развития российского.
Из всех проанализированных элементов внешней среды развития и поддержки российских малых предприятий отношения лизингахарактеризуются наибольшей степенью правовой проработки. Лизинговые операции вошли в российскую хозяйственную практику. Однако в силу в целом неудовлетворительного положения дел с нормативно-правовым регулированием этой сферы хозяйственных отношений, лизинговые услуги все еще малодоступны непосредственно для малых предприятий. Особенно, если прямо не задействованы инструменты государственной поддержки или кооперации их с представителями крупного капитала. Возможности лизинга недостаточно увязаны с другими формами содействия малому предпринимательству, которые определяют степень его жизнеспособности и хозяйственного успеха (имущественная поддержка, информация, обучение, консалтинг и пр.).
В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг заметен разрыв между значительным объемом нормативно-правовых документов, регулирующих различные аспекты информатизации российской экономики в целом, и слабой проработкой вопросов информационной поддержки предпринимательства, особенно малого. Действующие системы информационно неполны и часто экономически недоступны представителям малого бизнеса и организаций целевой государственной поддержки.
Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услугидет по двум направлениям. Во-первых, это государственное регулирование процесса предоставления услуг в целом. Во-вторых, регулирование вопросов, касающихся лицензирования отдельных видов консалтинговой деятельности. Анализ сложившейся ситуации показывает, что функционирующие институты консалтинга для субъектов малого предпринимательства не испытывают трудностей, связанных с проблемами неадекватного правового регулирования их деятельности и, напротив, откровенно боятся появления здесь признаков избыточной зарегулированности, что может неоправданно усилить рычаги бюрократического воздействия на эту сферу услуг для малых предприятий.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для малых предприятий относится к числу весьма объемных и разносторонних ввиду традиционно жесткого регулирования всякой образовательной деятельности со стороны государства. Система услуг в области бизнес - образования пока недостаточно откликается на наиболее актуальные запросы в области обученческих услуг, в частности, недостаточно развиты системы дистанционного обучения, открытого обучения с индивидуализированными модулями, тренинг - обучения в России и за рубежом и пр. Плата за обучение велика и малые предприятия часто не заинтересованы обучать своих сотрудников. В среднем по стране только одно из двадцати МП регулярно выделяет деньги на образование своих сотрудников. Отсутствие интереса объясняется и нежеланием большинства бизнес - школ следить за судьбой своих выпускников, содействовать их дальнейшему профессиональному росту.
В целом из анализа нормативно-правового регулирования внешней среды малого предпринимательства и из результатов проведенных опросов следует, что необходимо законодательное закрепление финансовых источников развития сети лизинга, общедоступных информационных, консультационных и обученческих услуг для МП.
В интересах малого предпринимательства должны действовать федеральный и региональные Фонды содействия лизингу, системы льготного кредитования лизинговых операций, а также системы страхования объектов лизинга и своевременности/полноты лизинговых платежей. В дальнейшем развитии и нормативно-правовом закреплении нуждается практика передачи малых предприятий в лизинг «под ключ».
В области информационного обеспечения малого предпринимательства назрела необходимость в новом подходе к созданию целостной системы СИОМП и, соответственно, в новом нормативно-правовом обеспечении ее деятельности, включая комплексность этой системы и ее доступность для всех представителей российского малого бизнеса во всех регионах страны. В отличие от планов, существовавших 2-3 года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения малого предпринимательства в большей мере будет опираться не на государственные структуры, а на объединения на новой экономической и организационно-правовой базе независимых, в т.ч. и частных информационных систем, что потребует четкого выделения и закрепления компоненты государственной поддержки в отношении малого бизнеса.
Развитие правовой базы консалтинговых услуг должно идти в направлении создании единой системы лицензирования этих услуг, закрепления условий их доступности для всех малых предприятий, т.е. механизмов льготного финансирования, а также усиления взаимодействия консалтинга с другими компонентами внешней среды (финансовая и имущественная поддержка, лизинг, обучение и пр.).
В области обучения и подготовки кадров для малых предприятий целесообразна большая чем в настоящее время (сводящаяся лишь к одноразовому лицензированию) нормативная регламентация обученческих центров для субъектов малого предпринимательства, включающая контроль за качеством обучения, а также стимулирующая обученческие центры участвовать в послеобученческой бизнес - карьере своих выпускников. Перечень форм контроля за бизнес - школами и формами их участия в послеобученческой бизнес - карьере своих выпускников следует закрепить законодательно на уровне субъектов Федерации. На федеральном и региональном уровне нормативным порядком должны быть закреплены права всех категорий населения на получение на льготных условиях одной из форм обучения основам предпринимательской деятельности.
[1] Описание опыта стран ЕС оперирует понятием «малого и среднего предпринимательства» (МСП). Термин «малое предпринимательство» (МП) использован в данном случае условно для сопоставимости с российскими условиями, где феномен «среднего предпринимательства» не имеет нормативного закрепления.
[2] В докладе не рассматриваются проекты нормативно-правовых документов (исключение сделано для Федерального закона «О лизинге», не вступившему к настоящему времени в законную силу, и проекта Конвенции СНГ о межгосударственном лизинге), а также нормативно-правовые документы, имеющие статус «утративших силу» или отложенные в своей реализации, как это фактически имело место с Указом Президента РФ N.491 от 4 апреля 1996г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Его действие приостановлено Указом Президента РФ от 18 августа 1996г. N.1208. В докладе, как правило, не рассматриваются нормативные документы, регулирующие технические вопросы учета и отчетности по соответствующим видам хозяйственной деятельности за исключением тех случаев, когда эти вопросы являются принципиальными для развития лизинговых отношений, систем информационного обслуживания, консалтинговых и образовательных услуг сфере малого предпринимательства, в т.ч. и в качестве инструментов в рамках политики его государственной поддержки.
[3] История становления российского малого предпринимательства, также систем его государственной и общественной поддержки (причем особенно применительно к названным выше элементам внешней среды функционирования малого бизнеса) в явно недостаточной мере отражена в системе мониторинговых исследований и опросов. Это обусловлено, во-первых, тем, что в сложившейся в российской экономике системе государственной и общественной поддержки малого бизнеса, ее основные институты не имеют прочных традиций базирования осуществляемых ими действий на практике постоянного мониторинга сферы малого предпринимательства. Во-вторых, тем, что тематика большинства ранее проведенных мониторинговых обследований (сообразно реальной стадии развития российского малого бизнеса и систем его поддержки) концентрировалась преимущественно на наиболее простых, но жизненных вопросах становления и функционирования предприятий малого бизнеса. В-третьих, тем, что лизинговые, информационные, консалтинговые и обученческие институты, обслуживающие российское малое предпринимательство, сами по себе имеют достаточно краткую историю и как объект развернутых обследований просто «еще не созрели».
[4] Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты) 1995-1997гг. Грант TACIS АСЕ T94-1052-R. 2-й промежуточный отчет по международному проекту Авторский коллектив: к.э.н. А.В. Авилова, Т.Б. Обыдённова, к.э.н. В.А. Приписнов, д.э.н. А.Ю. Чепуренко. Москва: РНИСиНП, март 1997.
[5] А.Авилова, В.Голикова. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. - «Предпринимательство в России», 1997, N.3.
* Источник: Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты). 1995-1997гг. Грант TACIS АСЕ T94-1052-R. 2-й промежуточный отчет по международному проекту. Авторский коллектив: к.э.н. А.В. Авилова, Т.Б. Обыдённова, к.э.н. В.А. Приписнов, д.э.н. А.Ю. Чепуренко. Москва: РНИСиНП, март 1997.
[6] А.Авилова, В.Голикова. Государственна