В области нормативно-правового обеспечения рынка консалтинговых услуг

Установить специальным нормативным документом (например, Постановлением Правительства РФ) единый порядок и процедуры лицензирования по оказанию всех видов консалтинговых услуг для МП, что может быть дополнено (по усмотрению региональных органов власти и управления) процедурой профессионально-общественной аккредитации всех юридических и физических лиц, занятых в сфере бизнес-консультирования.

Консалтинговые центры (фирмы), особенно получающие ту или иную форму бюджетной поддержки, должны оказывать специализированные услуги для удовлетворения нужд именно МП, но в тоже время - являться комплексными по характеру (сфере) оказываемых консультационных услуг. Это диктуется тем, что оказание подобных услуг представителям МП часто бывает связано с так называемым «ситуационным анализом», когда одновременно задействуются правовые, общеэкономические, управленческие, бухгалтерско-учетные, налоговые и иные проблемы данного МП.

Необходимо стимулировать развитие консалтинговой деятельности, специализированной для стартовых МП, преимущественно облекая ее форму комплексного сопровождения данной категории МП в течение первых 2-3 лет их деятельности.

На основе проведения целевых экспертиз и создания соответствующих информационных блоков необходимо обеспечить более полную привязку консалтинговой деятельности к специфическим социально-экономическим, организационно-правовым и иным условиям развития МП в различных типах регионов России.

Практика целенаправленной государственной поддержки бизнес-консультирования и частичного финансирования из бюджетов различных уровней не должна нарушать законов рынка консалтинговых услуг и складывающейся здесь конкуренции. С этой целью, используя опыт ряда стран, целесообразно направлять средства государственной (муниципальной) поддержки не непосредственно в консалтинговые учреждения или фирмы, а передавать в виде целевых талонов или купонов на получение определенного объема льготного/бесплатного консультирования самими МП.

Необходимо нормативно закрепить «связку» консалтинговой компоненты с некоторыми иными видами поддержки малого предпринимательства. В частности, технического проектирования и консультирования при выборе того или иного варианта лизинговых операций, маркетингового консалтинга для выбора стратегии развития и роста МП и его выходе на новые рынки и пр.

6.5 В области нормативно-правового обеспечения деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства

Целесообразно включить основы предпринимательства в единый общегосударственный образовательный стандарт, действующий от средней школы до всех высших и средних специальных учебных заведений.

Необходимо резко усилить научно-методическое обеспечение всей деятельности, проводимой в области обучения предпринимательских кадров, в частности, для малого бизнеса. В настоящее время складываются возможности:

· переориентировать изложение закономерностей развития малого предпринимательства с проблематики «выживания» на стратегию развития, на взаимодействие малого и крупного бизнеса, приоритет инноваций и инвестиционной политики, эффективное использование «человеческого капитала» и социального партнерства;

· более активно использовать опыт успешного развития МП и его государственной поддержки в пост-социалистических странах Восточной Европы и СНГ;

· перестроить системы обучения, в большей мере ориентировав их уже не на изложение зарубежной практики, а на использование отечественного опыта предпринимательской деятельности с учетом специфики различных отраслей и различных регионов страны.

Все обучающие Центры, точнее - используемые ими программы «бизнес-обучения», должны проходить ту или иную процедуру профессионально-общественной аккредитации, для чего уже сейчас может быть использована система «Национального аккредитационного Центра экономического образования» и его региональных представительств.

Необходимо включить программы обучения в «пакетную систему» подготовки и, главное, практического задействования кадров для МП с тем, чтобы успешное завершение программ обучения (особенно по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию) в значительной мере гарантировало слушателям (хотя и на конкурсной основе) получение дополнительных мер содействия их предпринимательской активности. А именно: предоставление возможности льготного лизинга оборудования по профилю полученной подготовки, возможность аренды помещения, получение гарантий для получения кредита на формирование оборотных средств и пр.[99].

При этом, однако, должна быть резко повышена требовательность к слушателям всех систем бизнес-образования, из которых в России программы обучения успешно завершают практически все, тогда как по опыту действия аналогичных программ в развитых странах Европы отсев на разных стадиях обучения составляет до 50% слушателей и более.

Желательно, чтобы все субъекты Федерации имели свои законы об образовании, регулирующие, в частности, процедуру лицензирования образовательных учреждений, действующих в сфере дополнительного образования, куда входит и предоставление образовательных услуг сфере предпринимательства. Указанные законы необходимы еще и потому, что целесообразна увязка на местах систем «бизнес-образования» с действующими региональными приоритетами в развитии и поддержке малого предпринимательства.

Определенная мера насыщения рынка образовательных услуг для МП требует выделения на этом рынке целевых групп потребителей этой категории услуг. В частности, на основе уже предложенной выше для законодательного закрепления структуризации субъектов малого предпринимательства необходимо целевым образом «настроить» и предлагаемые программы обучения. В частности, в зависимости от размеров субъектов малого предпринимательства возможны следующие программы обучения:

· микро предприятие - сочетание производственных и управленческих функций;

· малое предприятие - отделение управленских функций от производственных, однако при условии их универсальности (неспециализированности) с одновременным решением вопросов бизнес-планирования, текущего менеджмента, бухгалтерского учета, элементов внешнеэкономической деятельности, контроля качества, работы с кадрами и пр.;

· среднее предприятие - развитие и специализация управленских функций.

Целеориентирование программ обучения возможно и необходимо по стадиям зрелости различных категорий субъектов малого предпринимательства.

Учет интересов представителей малого предпринимательства, в частности, стартового (фактор государственной поддержки, в том числе на региональном и муниципальном уровне) должен реализовываться не путем льгот образовательным учреждениям (тем более - выборочно), а путем льгот (налоговых скидок, а также целевого финансирования) непосредственно действующим и потенциальным представителям предпринимательской среды с целью использования ими возможности выбора более качественных образовательных систем и учреждений.

Необходимо наряду с элементами чисто предпринимательской подготовки последовательно решать проблемы профессионального обучения занятых по найму в сфере МП, не относящихся к управленческому персоналу, поскольку без этого малый бизнес лишается кадровых перспектив своего роста. Сегодня эти проблемы решаются путем переманивания профессионалов с крупных предприятий и обучения остальных прямо на месте. Однако такая система имеет свои границы. Они видны, в частности, при использовании лизинговых систем развития МП.

При поставке иностранной техники и оборудования профессиональное обучение/подготовка кадров для МП - лизингополучателя, как правило, входит в условия контракта. Отечественные поставщики напротив, как правило, услуг подобного обучения не предоставляют. Это сдерживает развитие лизинга и участие в нем российских производителей, в том числе и особенно из среды МП. Сами лизинговые компании решить эту проблему не могут, т.к. большинство их них предоставляет монопакет сведений (по функциональной принадлежности передаваемого в лизинг оборудования). Видимо, необходимы специальные обучающие центры для сотрудников МП-лизингополучателей, в частности, центры проф-техподготовки, создаваемые на базе учреждений действующей (или некогда имевшейся) системы профессионально-технического обучения - как молодежи (целевая подготовка), так и лиц, уже имеющих трудовой стаж (переподготовка).

Перспективной для закрепления в нормативных актах на государственном и муниципальном уровне видится договорная практика обучения кадров на рабочих местах. Для этого должна быть подобрана и соответствующим образом аттестована группа «опорных» МП по наиболее распространенным направлениями хозяйственной деятельности. Обучение может коснуться как управленческих кадров для МП, так и профессиональных кадров занятых по найму.

Необходимо также нормативно обеспечить развертывание (например, на базе АНХ или РАГС) специальных систем обучения для работников региональных и местных администраций, так или иначе взаимодействующих с малым бизнесом, и, возможно, для функционеров общественных объединений и ассоциаций малого бизнеса. Для решения этой задачи необходимо выделить систему ведущих научно-педагогических коллективов и поручить им подготовить соответствующие программы и курсы обучения. Идея обучения и постоянной переподготовки (повышения квалификации) этой категории государственных служащих должна быть закреплена в Федеральном законе «О государственной поддержке...» и финансироваться в рамках соответствующей целевой федеральной программы.

Часть 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕС

Наши рекомендации