Повышение качества разрабатываемых Федеральных программ поддержки малого и среднего бизнеса
4.2.1. Общие требования к структуре Федеральных программ поддержки МП
Чтобы разрабатываемые Федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства стали действенным инструментом управления и выполняли основное свое назначение - средства интеграции действий различных субъектов для решения проблем малого бизнеса - необходимо учесть недостатки предыдущих программ и обеспечить более высокую их целенаправленность, адресность, скоорди-нированность и контролируемость. Необходимо также обес-печить согласованность этих программ с региональными программами поддержки и развития малого пред-принимательства.
Рис. 4.6. Структура Федеральной программы поддержки МБ
Для этого предлагается использовать базовую модель программы поддержки, основные компоненты и связи между ними представлены на рисунке 4.6.
Модель определяет состав разделов программы и требо-вания к их содержанию и форме представления. Основные из этих требований касаются:
- четкости определения проблем малого бизнеса, их структурирования и ранжирования по значимости;
- обоснования выбора стратегии поддержки малого бизнеса, исходя из оценки возможностей изменения условий для предпринимательства и ожидаемой полезности этих изменений;
- обоснования состава мер поддержки, планирования сроков их реализации, оценки ожидаемых результатов их выполнения, координации связей между ними;
- планирования ресурсного обеспечения программы и обоснования его реалистичности;
- прогнозирования ожидаемых результатов программы, четкости и обоснованности их оценок;
- распределения ответственности за реализацию программы и ее частей, построения механизмов контроля, анализа хода работ по программе, а также принятия решений по корректировке программы в случаях необходимости.
Предложенная технология разработки программ под-держки малого бизнеса, соответствующих базовой модели, определяет: логическую последовательность процедур формирования программы и системы управления ее реализацией; методы их осуществления; критерии оценки результатов[1]. Эта технология апробирована при разработке региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса.
Она предусматривает следующую структуру программы поддержки:
· Состояние и проблемы малого предпринимательства в РФ (этот раздел должен содержать обоснованные ответы на вопросы: что в состоянии и динамике изменения малого предпринимательства в регионе не удовлетворяет объективным требованиям, какие изменения в этом секторе являются наиболее приоритетными, и какие факторы препятствуют этим изменениям, то есть, должны быть выделены проблемы, на решение которых ориентирована программа);
· Стратегия и основные направления поддержки малого предпринимательства(вданном разделе программы должен быть сформулирован комплекс логически связанных положений, определяющих: результаты, на достижение которых ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, должна быть представлена стратегия программы как общий ее замысел, задающий правила выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое);
· Цели программы (в данном разделе программы определяются общая цель программы и частные цели, исходя из приоритетов поддержки МП по отраслям (видам деятельности), территориям и его субъектам);
· Меры поддержки малого предпринимательства(в разделе должно быть предусмотрено выполнение следующих этапов: разработка общих мер поддержки, ориентированных на повышение благоприятности внешней среды МП; разработка специальных мер поддержки развития МП в приоритетных отраслях; разработка специальных мер поддержки развития МП в приоритетных территориях; разработка специальных мер поддержки выделенных групп субъектов малого бизнеса; определение ожидаемых результатов реализации общих и специальных мер поддержки; определение длительности и сроков реализации мер поддержки и подпрограмм; планирование ресурсного обеспечения программы; определение ожидаемых результатов (целей) программ. Результатом выполнения всех этих этапов должны стать: план действий, представленный в табличной форме, а также оценки потребности в ресурсах; структура общих и частных целей программы.
· Ресурсное обеспечение программы (в этом разделе программы приводятся оценки ее потребностей в основных видах ресурсов: финансовых, материально-технических, природных, трудовых, - показываются источники их покрытия, и тем самым обосновывается реалистичность программы. Потребности в ресурсах и источники их покрытия должны быть определены, во-первых, в соответствии с выбранными направлениями и мерами поддержки (например, - поддержка материально-технической базы по приоритетным отраслям или видам деятельности, содействие развитию информационной и консалтинговой инфраструктуры МП, нормативно-правовая поддержка МП и т.д.), во-вторых, по видам ресурсов.
· Управление программой (в этом разделе программы должно быть дано описание структуры и организационного механизма управления ее реализацией).
Для того, чтобы программа была эффективным средством обеспечения благоприятных условий для малого бизнеса, необходимо, чтобы при ее разработке были реализованы следующие этапы ее разработки:
· проблемно-ориентированный анализ со-стояния малого бизнеса в РФ;
· стратегическое планирование поддержки малого бизнеса;
· планирование мер поддержки;
· планирование ресурсного обеспечения программы;
· прогнозирование и оценка ожидаемых результатов (определение целей про-граммы);
· проектирование структуры и механизма управления программой.