Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И.
Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И.
Анализ состояния внешней среды
Малого предпринимательства в России
(на примере шести пилотных регионов)
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….7
1. Общая характеристика, этапы разработки и основные результаты Федеральных программ государственной поддержки предпринимательства в России……………………………….9
2. Государственная поддержка малого бизнеса в оценках предпринимателей…………………………………………….18
2.1. Общая характеристика выборки………………………...18
2.2. Удовлетворенность предпринимателей существующими условиями для бизнеса и влиянием на них со стороны государства……………………………………………….22
2.3. Востребованность организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса со стороны предпринимателей……………………………………….37
2.4. Оценка предпринимателями результативности государственной поддержки предпринимательства по отдельным направлениям……………………………….41
2.4.1. Результативность финансово-кредитной поддержки малого бизнеса…………………………41
2.4.2. Результативность нормативно-правовой поддержки малого бизнеса…………………………53
2.4.3. Результативность предоставления госзаказов малым предприятиям……………………………….60
2.4.4. Результативность мер, обеспечивающих взаимодействие малых предприятий с крупными промышленными предприятиями…………………64
2.4.5. Результативность мер по изменению системы учета и отчетности для субъектов малого бизнеса……………………………………………….66
2.4.6. Результативность мер по социальной защищенности и безопасности предпринимателей…………69
3. Эффективность Федеральных программ государственной поддержки предпринимательства……………………………71
3.1. Общая оценка предпринимателями эффективности реализации Федеральных программ поддержки предпринимательства разных периодов разработки………...71
3.1.1. Степень знакомства предпринимателей с программами поддержки малого предпринимательства…………………………………….73
3.1.2. Оценка предпринимателями качества Федеральных программ поддержки малого предпринимательства……………………………….76
3.2. Оценка факторов, влияющих на эффективность государственной поддержки предпринимательства…...78
3.3. Оценка качества Федеральных программ как инструмента государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………79
3.3.1. Критерии оценки………………………………….79
3.3.2. Характеристики качества Федеральных программ поддержки, требующие улучшения………………..82
4. Направления повышения эффективности государственной поддержки предпринимательства…………………………….92
4.1. Выявление и учет интересов предпринимателей при формировании программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………….92
4.1.1. Актуальные потребности предпринимателей в сфере государственной поддержки их бизнеса……92
4.1.2. Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса по оценкам предпринимателей…………………………………103
4.1.3. Первоочередные задачи Федеральных программ поддержки малого и среднего бизнеса по оценкам предпринимателей…………………………………107
4.2. Повышение качества разрабатываемых Федеральных программ поддержки малого и среднего бизнеса……..115
4.2.1. Общие требования к структуре Федеральных программ поддержки МП………………………….115
4.2.2. Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса и его результаты в Федеральных программах поддержки МП……….119
4.2.3. Стратегическое планирование поддержки малого бизнеса……………………………………………...121
4.2.4. Планирование мер поддержки………………….123
4.2.5. Планирование ресурсного обеспечения программы………………………………………….125
4.2.6. Определение целей программы………………...127
4.2.7. Проектирование структуры и механизма управления программой…………………………...128
Заключение………………………………………………………..130
ПРИЛОЖЕНИЯ (таблицы распределения ответов респондентов)…………………………………………………….133
Сведения об организации………………………………………..167
Введение
Настоящее исследование было осуществлено автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультацион-ный центр «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, который решением Правительства России в настоящее время ликвидирован.
Между тем результаты исследования, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности и сегодня, в условиях серьезной трансформации всей системы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне. Именно поэтому мы сочли возможным опубликовать данную работу спустя 4 года после ее проведения.
Исследование посвящено одному из наиболее влиятельных факторов внешней среды – системе государственной поддержки и основному инструменту ее реализации, – Федеральным программам поддержки предпринимательства. К тому времени были разработаны и реализованы три Федеральных программы – 1994-95 г.г., 1996-97 г.г., 1998-99 г.г. и заканчивалась реализация четвертой – периода 2000-2001 г.г. Каждая из этих программ отражала особенности соответствующего периода становления сектора малого бизнеса и специфические задачи, которые ставило государство в эти периоды по созданию условий, наиболее благоприятных для развития предпринимательства.
В качестве целей настоящего исследования ставились оценка качества и результативности реализованных Федеральных программ поддержки малого бизнеса, выявление мнения предпринимателей об эффективности государственной поддержки малого бизнеса и о качестве Федеральных программ поддержки, об их влиянии на изменения в условиях и результатах деятельности малых предприятий.
Кроме того, анализ эмпирических данных, полученных в ходе анкетного опроса, позволил выявить позицию предпринимателей по таким существенным вопросам, как наиболее значимые для них в то время виды государственной поддержки; приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса вообще и на перспективу; субъективная оценка предпринимателями состояния государственной поддержки малого предпринимательства на их территории.
Анализ качества Федеральных программ как инструмента управления процессом поддержки малого бизнеса в России позволил выявить их основные недостатки и сформулировать предложения по повышению этого качества.
Исследование проводилось в 6 регионах России – Москве; Курской, Нижегородской, Новосибирской областях и областных центрах, Екатеринбурге и Свердловской области, Ростове-на-Дону и области.
Результаты исследования могут быть использованы при непосредственной разработке и реализации программ поддержки предпринимательства в России (как бы они ни назывались: государственными, целевыми или ведомственными), а также при совершенствовании форм и методов этой работы.
1. Общая характеристика, этапы разработки
и основные результаты Федеральных
программ государственной поддержки
предпринимательства в России
За период с 1994 года по настоящее время было разработано четыре Федеральных программы государственной поддержки малого предпринимательства, из которых три реализованы полностью, а одна находится на стадии завершения.
В первой Программе на 1994-1995 гг. была предпринята попытка создать основные предпосылки для формирования необходимой для функционирования субъектов малого бизнеса среды. В качестве главной цели осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий выступало создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального, муниципального и отраслевого уровня должна была привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики; созданию реальной конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; укреплению налоговой базы бюджета; росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.
Для этого Федеральной программой предусматривалось выделение следующих основных направлений по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:
· формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
· совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;
· создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
· содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства;
· производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;
· мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Программа содержала мероприятия, реализация которых на начальном этапе развития малого бизнеса считалась наиболее актуальной. Это меры по подготовке и повышению квалификации кадров малого предпринимательства; совершенствованию нормативно-правовой базы; развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей; сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм; переструктурированию производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом осво-бождающихся производственных площадей и оборудования. Ключевым моментом программы стала подпрограмма нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой подпрограммой документов было подготовлено и принято, в их числе — закон РФ от 6 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивающие формирование базисных элементов институциональной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансированием из федерального бюджета. С целью отработки отдельных элементов системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне в федеральную программу были включены для экспериментальной апробации несколько региональных пилотных проектов: бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые компании и др.
Предполагалось, что для выполнения первой федеральной программы понадобится 210 млрд. руб. однако на финансиро-вание предусмотренных мер было фактически выделено всего 20-25 млрд. рублей, а сама программа была одобрена практически к концу срока ее реализации. В итоге большинство мероприятий программы осуществить не удалось.
Вторая федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. разрабатывалась в период, когда появились первые признаки приближающегося оздоровления экономики и снижения инфляции.
В 1995 году действовало около 1 млн. малых предприятий, численность занятых в малом бизнесе составила около 9 млн. человек. Наиболее быстрыми темпами росла численность лиц, занятых общей коммерческой деятельностью - в 19 раз, коммерческой деятельностью в сфере торговли и общественного питания - в 2,3 раза, в сфере промышленности и строительства - в 1,3 раза. Динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах свидетельствовала о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики. Хотя в развитии малого предпринимательства сохранялся и ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидировались. Особое беспокойство вызывали недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере. В ряде регионов России не уделялось должного внимания и не оказывалось необходимой поддержки развитию малых предприятий.
В это время органы государственной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований, направленных на ускорение развития предпринимательства. Это нашло отражение в ряде законодательных актов Российской Федерации, программных документов по углублению экономических реформ. В этот период произошли некоторые позитивные изменения также в области финансово-экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Были подготовлены проекты федеральных законов “О лизинге”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства”.
Практически начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержке малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводились льготы по местным налогом, выделялись средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Были образованы и действовали агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.
Однако в этих благоприятных условиях новая программа не предусматривала кардинального изменения стратегии в отношении малого предпринимательства. В ней предполагалось для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики продолжить дальнейшее углубление направлений, содержавшихся в предыдущей программе. Задачи программы были ориентированы, прежде всего, на создание правовых, экономических и организационных условий; целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка товарами и услугами; поддержание деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; инициирование финансово- кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий; широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок в 1994-1995 годах.
Для отработки новых элементов инфраструктуры и механизмов поддержки МП была поставлена задача подготовить концепцию обществ взаимного кредитования, страхования субъектов малого предпринимательства в государственных инвестиционных программах. Предполагалось, что сочетание мер прямой и косвенной поддержки будет способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых МП и преодолению негативной тенденции ухода малого бизнеса от налогообложения. Для повышения эффективности использования кредитных ресурсов намечалось формирование механизма предоставления государственных гарантий по целевым кредитам и инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениями малым предприятиям.
Наряду с преемственностью основных разделов во второй программе появились и относительно новые направления (научно-методическое обеспечение ориентировалось на обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства с использованием мультипликативных эффектов при оказании поддержки на региональном и федеральном уровнях; особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных регионах).
Отличительной особенностью Программы являлось более четкое разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства.
Предполагалось, что для финансирования программы в 1996г. потребуется 883 млрд. руб., из которых 707 млрд. должны были составить средства от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности. Финансирование региональных инвестиционных программ и проектов было в основном ориентировано на средства субъектов РФ, в т.ч. на внутренние резервы развивающихся финансовых институтов: фондов, компаний, банков и самых МП. Кроме того, намечалось привлечение средств международных финансовых организаций, а. также финансовых ресурсов по линии технической помощи.
Разработчики программы оценивали результативность мероприятий, предусмотренных ею, следующим образом: обеспечение роста числа МП в 1,5-2 раза с тем, чтобы количество их к концу 1997 г. составило 2-2,5 млн.; создание около 1 млн. новых рабочих мест; насыщение товарного рынка конкурентноспособными отечественными товарами и услугами.
Однако, нечеткая согласованность действий исполнителей, организационные просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы, влияние ряда негативных факторов и недостаток ресурсов фактически позволили выполнить Программу 1996-1997 гг. только наполовину. По оценкам из 81 намеченного мероприятия полностью было выполнено 53%, частично выполнено 25% и не выполнено - 22% мероприятий.
Разработка третьей федеральной программы государст-венной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. осуществлялась в условиях, когда поддержка малого бизнеса была определена как один из базовых элементов институциональных преобразований в программе правительства РФ на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост», имелись благоприятные возможности для выработки новых подходов к государственной политике в этой области.
Цель Программы формулировалась как создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагалось решить следующие задачи: преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых пред-приятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Программа предусматривала реализацию мероприятий по трем основным направлениям.
Первое направление должно было обеспечивать: формирование пакета нормативно-законодательных актов, включая предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета, допуск малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку отечественных производителей; качество, безопасность и конкуренто-способность товаров и услуг, производимых малыми предприя-тиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструктуризации крупных предпри-ятий; защиту от рэкета; преодоление административных барьеров.
Второе направление предполагало формирование региональных центров поддержки предпринимательства (далее - РЦПП) на базе существующих структур, чтобы обеспечить широкий спектр услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансовые, информационные, консалтинговые, по стандартиза-ции и иные. Было также предусмотрено создание информацион-ной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического, делового характера: о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии на рынке.
Третье направление было ориентировано на создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования. Предусматривалось проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых технологий, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера (на федеральном уровне), а также организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов поддержки малого предпринимательства (в рамках РЦПП).
В рамках механизма управления реализацией Программы предусматривалась система контроля: ГКРП России и Федеральная служба казначейства Минфина России.
Запланированный объем средств на реализацию Программы в 1998 году составлял 100 млн. рублей из федерального бюджета; средства ФСМПНТС на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно-технических проектов - 20 млн. рублей в 1998 году и 25 млн. рублей - в 1999 году; средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан - 80 млн. рублей в 1998 году; средства ФФПМП - 14 млн. рублей в 1998 году и 16 млн. рублей - в 1999 году.
Реализация мероприятий Программы в целом на начало 2000 года, согласно ожиданиям разработчиков, должна была позлить: увеличить численность занятых в малом предпринимательстве до 13,5-14,5 млн. человек и число малых предприятий - до 900-950 тысяч, создать новые рабочие места (прежде всего в производственной и инновационной сферах); расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого оборота; увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13-14%.
С учетом развития системы поддержки малого предпринимательства и преемственности по отношению к ранее выполнявшимся программам основной целью Федеральной программы на 2000-2001 гг. является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Федеральная программа включает в себя шесть разделов, отражающих приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:
· нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства (содержит мероприятия по совер-шенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, и анализу регионального законодательства);
· развитие прогрессивных финансовых технологий (определяет меры по развитию прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов, в том числе создание специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов, использование гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, развитие лизинга и франчайзинга, системы самофинансирования малого бизнеса и микрокредитования);
· реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства (определяет приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых в 2000 – 2001 гг. должно стимулироваться развитие малого предпринимательства, в том числе агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции, малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления малая строительная индустрия, транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность, дорожное хозяйство и придорожный сервис, почтово-информационный сервис, инновационная сфера, общественное питание и сфера услуг);
· повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем (повышение эффективности существующей институциональной системы, мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельности государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов инфраструктуры, распространение передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства, интеграцию и взаимодействие информационных систем обеспечения малого предпринимательства);
· научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
· международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
Финансирование реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2000 году предусмотрено Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” от 25 декабря 2000 г. размере 50 млн. рублей за счет превышения доходов над учтенными Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год”. В 2001 году финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства осуществляется в полном соответствии с объемами бюджетных ассигнований, установленными Федеральной программой на основании Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” от 27 декабря 2000 г. в размере 90 млн. рублей.
По данным Госкомстата России, на начало 2001 года в России было зарегистрировано около 876 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.
Численность занятых на малых предприятиях включая все категории работников, по итогам 2001 года, составила 7,5 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным МНС России, достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,5 млн. человек. Это в общем количестве экономически активного населения составляет
2. Государственная поддержка малого бизнеса
в оценках предпринимателеЙ
Сегодня вряд ли кто-либо будет оспаривать мнение, что государственная политика в отношении предпринимательства будет эффективна, если сможет обеспечить увязку целей и интересов государства и самого бизнеса. Для того, чтобы оценить существующее состояние государственной поддержки предпринимательства, ее эффективность, необходимо. прежде всего учесть это обстоятельство, а именно, насколько совпадает ее общая ориентация с внутренними потребностями и логикой развития сектора малого и среднего бизнеса, с ожиданиями предпринимателей в отношении государственной поддержки.
В соответствии с этой позицией в ходе исследования проводилось выявление мнений и запросов предпринимателей к государственной поддержке малого бизнеса, их оценки уже реализованных программ поддержки. Анкетный опрос позволил получить ответы представителей малого бизнеса на вопросы, характеризующие общую результативность государственной поддержки малого бизнеса, доступность и качество отдельных направлений поддержки, которые будут освещены в настоящем разделе.
Критерии оценки
Критерии оценки Федеральных программ государст-венной поддержки малого предпринимательства формируются, исходя из того, что каждая Федеральная программа поддержки малого бизнеса является моделью процесса скоординированных действий, обеспечивающей переход от существующей системы малого бизнеса в России с ее результатами, структурой и потен-циалом, а также имеющимися условиями к желаемой (см. рис. 3.1). Она определяет, каким должен стать малый бизнес в перспективе и что, когда и как для этого нужно сделать.
Рис. 3.1. Программа Федеральной поддержки МБ как модель перехода от существующих условий, структуры и потенциала и результативности малого бизнеса к желаемым
Одновременно она представляет собой модель деятель-ности органов государственного управления, определяющую:
· актуальные проблемы развития малого предпринимательства в РФ;
· существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей (стратегию программы);
· задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса;
· совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач;
· ресурсы, потребные для реализации мер поддержки;
· ожидаемые результаты (цели программы).
Программа поддержки и развития МП призвана служить средством обеспечения целенаправленности, согласованности и эффективности действий, осуществляемых органами государст-венной власти в целях создания более благоприятных условий для развития малого бизнеса в России, она должна обладать соответствующими свойствами, основными из которых являются: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.
Актуальность - свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем развития малого бизнеса, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект.
Прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования малому бизнесу, а также изменения в условиях его деятельности.
Рациональность - свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах, позволят получить максимальный полезный результат.
Реалистичность - свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, то есть между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.
Контролируемость - свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.
Чувствительность к сбоям - это свойство программы выявлять отклонения реального положения дел от запланированного, представляющие угрозы для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа, то есть, чем меньше временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями). Чувствительность должна быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя лицо, принимающее решение, имело достаточное время на его выработку.
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами, что и можно было выявить в результате анализа предыдущих программ.
Рис. 4.6. Структура Федеральной программы поддержки МБ
Для этого предлагается использовать базовую модель программы поддержки, основные компоненты и связи между ними представлены на рисунке 4.6.
Модель определяет состав разделов программы и требо-вания к их содержанию и форме представления. Основные из этих требований касаются:
- четкости определения проблем малого бизнеса, их структурирования и ранжирования по значимости;
- обоснования выбора стратегии поддержки малого бизнеса, исходя из оценки возможностей изменения условий для предпринимательства и ожидаемой полезности этих изменений;
- обоснования состава мер поддержки, планирования сроков их реализации, оценки ожидаемых результатов их выполнения, координации связей между ними;
- планирования ресурсного обеспечения программы и обоснования его реалистичности;
- прогнозирования ожидаемых результатов программы, четкости и обоснованности их оценок;
- распределения ответственности за реализацию программы и ее частей, построения механизмов контроля, анализа хода работ по программе, а также принятия решений по корректировке программы в случаях необходимости.
Предложенная технология разработки программ под-держки малого бизнеса, соответствующих базовой модели, определяет: логическую последовательность процедур формирования программы и системы управления ее реализацией; методы их осуществления; критерии оценки результатов[1]. Эта технология апробирована при разработке региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса.
Она предусматривает следующую структуру программы поддержки:
· Состояние и проблемы малого предпринимательства в РФ (этот раздел должен содержать обоснованные ответы на вопросы: что в состоянии и динамике изменения малого предпринимательства в регионе не удовлетворяет объективным требованиям, какие изменения в этом секторе являются наиболее приоритетными, и какие факторы препятствуют этим изменениям, то есть, должны быть выделены проблемы, на решение которых ориентирована программа);
· Стратегия и основные направления поддержки малого предпринимательства(вданном разделе программы должен быть сформулирован комплекс логически связанных положений, определяющих: результаты, на достижение которых ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, должна быть представлена стратегия программы как общий ее замысел, задающий правила выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое);
· Цели программы (в данном разделе программы определяются общая цель программы и частные цели, исходя из приоритетов поддержки МП по отраслям