Заведующий кафедрой О.Р.Афанасьева

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Согласовано

Начальник УМУ

____________С.В.Щедроткина

«___» ________________2007г.

Утверждено на 2007/2008 уч.год

Зав. кафедрой

уголовно-правовых дисциплин

_______________О.Р.Афанасьева

«___» ________________2007г.

Дисциплина: юридическая психология

Специальность (направление):юриспруденция

Форма обучения: все

Форма контроля: зачёт

Форма проведения: письменно

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1. Предмет, задачи юридической психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права.

2. Понятие личности в психологии, её структура и содержание.

3. Методы юридической психологии.

4. Предмет, объект и методы судебно-психологической экспертизы.

5. Познавательные психические процессы, виды, основные характеристики.

6. Основные этапы становления юридической психологии в России.

7. Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

8. Определение характера, его свойства, влияние характера на поведение человека.

9. Виды судебно-психологических экспертиз.

10. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

11. Психологические особенности личности преступника. Основные теории личности преступника.

12. Психологическая характеристика следственной деятельности.

13. Структура юридической психологии.

14. Психология осмотра места происшествия.

15. Понятие темперамента, его влияние на динамические процессы в деятельности людей.

16. Психология обыска.

17. Понятие психики. Её функции, структура психики человека.

18. Психология очной ставки.

19. Акцентуация характера, типы, роль в генезисе противоправного поведения.

20. Психологические особенности судебной деятельности.

21. Особенности допроса в бесконфликтной ситуации.

22. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

23. Психология общения в профессиональной деятельности юриста. Основные приёмы установления психологического контакта с гражданами.

24. Психологические особенности обвиняемого, свидетеля, потерпевшего.

25. Психологические особенности оперативно-розыскной деятельности.

26. Социально-психологические явления в преступных группах.

27. Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта.

28. Психологические механизмы преступного поведения.

29. Фрустрация. Определение, механизм возникновения, влияние на поведение субъектов правовых отношений.

30. Особенности допроса в конфликтной ситуации.

Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин

Протокол № __1__ от « 28» августа .2007г.

Заведующий кафедрой О.Р.Афанасьева

Вопросы 4, 7, 9, 10, 22 – о судебно-психологической экспертизе

Вопросы 12, 14, 16, 18, 20, 21, 25, 30 – о психологических особенностях различных стадий следственной, судебной, оперативно-розыскной деятельности

Методы юридической психологии.

ЮП возникла как ответ на запросы юристов-практиков, это прикладная наука, а не самостоятельная теоретическая дисциплина, все ее принципы методы являются общепсихологическими.

Методология ЮП – это учение о принципах построения в формах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов, относящихся к предмету науки.

Специальные методологические принципы ЮП:

· Принцип психологической специфичности (обязывает вскрывать в интегративных юридико-психологических явлениях прежде всего психологическую составляющую, например, общение сотрудника ДПС с водителями. Это взаимодействие между неравными субъектами. Передачи информации/восприятие информации. Это социально-психологический контакт: продуктивный или конфликт)

· Принцип юридической специфичности (надо ориентироваться на существующую правоприменительную практику. Очень часто юридическое приходит в конфликт с психологическим)

· Принцип конструктивности (предостерегает от сведения исследований констатации фактов к описательности и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования правовой реальности практике деятельности ПО.)

· Принцип гуманности и законности

Методы ЮП – это практич. и теоретич. приемы, процедуры, операции познания юридико-психологической реальности, обеспечивающие получение объективных, достоверных, обоснованных сведений, оценок, выводов о ней и разработку практических рекомендаций.

1. Организационные методы – это методы планирования, подготовки и построения исследования.

a. Системный метод – предполагает получение не отрывочных данных о познаваемом явлении, а в связи с другими, функционирующими как целостность. (только то исследование эффективно, которое произведено с помощью неск-х методов)

b. Сравнительный метод – характерен получением данных, в какой-либо отрезок времени, осуществлением так называемых психологических срезов на разных контингентах обследуемых лиц с последующие их сравнительным анализом (например, берут 2 группы: 500 ОМОН и 500 участковых, составляют средний профиль, сравнивают два средних профиля)

c. Лонгитюдный метод – ориентирован на выполнение психологических срезов через определенные, порой весьма большие, измеряемые годами/десятилетиями, промежутки времени. Это обеспечивает возможность прослеживания происходящих изменений и выслеживания их причин.

2. Эмпирические методы – это методы сбора фактического материала

a. Биографический метод – метод диагностики психологических особенностей индивида, причин их возникновения по особенностям его жизненного пути, факторов и условий, оказавших влияние на их формирование. В судебно-психологической экспертизе данный метод является одним из основных методов исследования.

b. Обсервационный метод – опирается на принцип единства внешних и внутренних проявлений психической жизни (психологическое наблюдение беседы/интервью)

i. Включенное наблюдение (испытуемый знает)

ii. Сторонне наблюдение

iii. Наблюдение в группе

iv. Самонабл. (экспериментатор = испытуемому)

v. Срез (кратковременное наблюдение)

vi. Продолжительное наблюдение

c. Психодиагностические методы (тестирование) – как правило стандартизированные, опробированные на мн. тысячах людей и проверенные на достоверность методы, которые обладают ключами (нормами). Позволяют оценить собранные данные.

i. По целям исследования: тесты психических состояний / тесты личностных черт

ii. По форме подачи тестового материала: тесты-опросники / проективные тесты (косвенные) (например, ребенка просят нарисовать его семью и т.д.).

d. Проксиметрические методы (метод анализа продуктов деятельности) – методы исследования результатов (продуктов – дневники, письма, рисунки, поведение, снятое на видео и т.д.) материализованных проявлений деятельности чел. с целью выявления и оценки воплотившихся в них его психологич. особенностей (психоанализ, психологич. экспертиза, видеосъемка)

e. Экспериментальный метод (пробы и измерения) – моделирование юридико-психологических явлений в специально созданных условиях, которые позволяют тщательно и детально изучить их и влияющие на них факторы. Эксперименты: естественный/лабораторный/констатирующий (контрольный)/формирующий. Важен при проверке свидетельских показаний.

3. Методы обработки полученных данных

a. Количественные: Статистический обсчет / Ранжирование (по признакам)

b. Качественные – группировки собранного материала по видам, типам, категориям, психологическим особенностям обследуемых лиц, и воплощение их в таблицы, графики.

4. Интерпретационные методы – здесь делаются выводы на основании полученных методов и выносятся рекомендации.

Познавательные психические процессы, виды, основные характеристики.

Психические процессы – это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности.

Психология обыска.

Обыск – следственные действия по отысканию и принудительному изучению скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления.

Виды обыска:

· По принципу повторности: первичный/повторный.

· По принципу одновременности: одиночный/групповой.

· По обыскиваемому объекту: личный/в помещении/на местности.

· По искомым объектам: обнаружение вещей, документов/ обнаружение трупов или их частей/ обнаружение людей.

Психологические особенности обыска: принудительный (по отношению к обыскиваемому), конфликтный, поисковый, проблемный.

Факторы, влияющие на обыск:

· Объективные: психология обыскиваемого и психология обыскивающего.

· Субъективные: обстановка места обыска и характеристика искомых предметов.

При изготовлении тайников и хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают целый ряд факторов психологического характера:

· Расчет на появление факторов утомления и автоматизма.

· Расчет на брезгливость.

· Расчет на проявление такта и др.благородных побуждений со стор. следователя.

· Нарочитая небрежность сокрытия предмета.

· Изготовление тайников-двойников.

· Организация конфликта во время обыска.

· Мнимое сотрудничество со следователем.

· Отвлечение внимания разговорами, хождением по кв.

· Провокационные действия.

Важно установить речевой контакт с обыскиваемым. Это помогает решить несколько задач: осуществлять заблуждение, наблюдать за реакциями обыскиваемого, выяснять связь обнаруженных объектов с другими, их значение для обыскиваемого и пр. Следить за тембром голоса. Речевое общение в процессе обыска было названо словесной разведкой.

Нужно также учитывать образование, культурный уровень, профессию, знания, интеллектуальные способности обыскиваемого.

Проф.знания следователя также влияют на эффективность обыска. К наиболее значимым относятся:

· Проф.наблюдательность, память, мышление.

· Настойчивость и целеустремленность.

· Развитые коммуникационные способности.

· Сформированные навыки и стереотипы поисковых действий.

· Бдительность и способность к саморегуляции поведения.

Психология очной ставки.

Очная ставка – следственное действие по одновременному допросу двух лиц, ранее допрошенных, с целью устранения противоречий, которые имеются в их показаний.

Психологические аспекты очной ставки:

· Является по существу разновидностью допроса, но допрашивается не одно, а два лица.

· Проходит в условиях значительной эмоциональной напряженности всех участников.

· Участники преследуют различные цели, часто прямо противоположные.

· Между участниками существуют противоречия.

· Очная ставка носит остроконфликтный характер.

· Сильное средство психологического воздействия, изобличения ложных показаний и установления истины.

· Необходимость постоянного непрерывного наблюдения следователем за допрашиваемым.

· Феномен «эффекта присутствия». (обычно ложные показания проще давать «за глаза»)

На эффективность проведения очной ставки оказывают влияние 2 группы факторов:

· Внутренние – факторы, определяющие причину противоречий в показаниях присутствующих на очной ставке лиц с учетом их социально-психологической характеристики: объективный, субъективный, ролевой и статусный.

· Внешние – факторы, оказывающие влияние на противоречия на очной ставке со стороны внешней ситуации:

ü Психологическая и техническая подготовленность.

ü Предварительное психологическое воздействие на участников ОС.

ü Выбор места, времени и тактики проведения, оснащенность техническими средствами, планирование.

ü Внезапность проведения, неожиданность сообщаемой инф-ции.

ü Убедительность изложения фактов и сила нравственно-эмоционального воздействия лица, излагающего их.

ü Волевые качества, психологическая активность и эмоциональная устойчивость следователя.


Приемы, применяемые на очной ставке:

· Изменение плана очной ставки, порядка задаваемых вопросов.

· Максимальная детализация показаний участников, что позволяет изобличить лжеца.

· Использование доказательств, которые для недобросовестного участника представляются наиболее вескими и убедительными.

· Оснащение техническими средствами, предварительное планирование.

· Следователю должны быть присущи такие качества как воля, психологическая активность, эмоциональная устойчивость.

Активное противодействие допрашиваемых лиц установить истину: отказ от дачи показаний, дача ложных показаний. Ситуация неопределенности допрашиваемого может служить поводом для оговора себя, принятия на себя всей вины за группу, тем самым оградить преступников от наказания.

Мнимая бесконфликтность – самооговор, ложное признание. Методика разоблачение – детальный повторный допрос, проверка показаний на месте, очная ставка, следственный эксперимент.


Приемы изобличения ложных показаний:

· «Развертывание лжи» на стадии свободного рассказа

· Метод косвенного допроса. Постановка косвенных вопросов, имеющих второстепенное значение для допрашиваемого.

· Последовательное предъявление доказательств

· Внезапная постановка вопросов

· Повторный допрос * Групповой допрос

· Темп допроса: замедленный/форсированный

· Приемы, вызывающие состояние психич. напряженности у допраш-го

· Стимулирование положительных качеств допрашиваемого.

· Прием использования слабых мест допрашиваемого.

· Приемы, созд. впечатление о большой осведомл-ти следователя.

Основной психич. процесс во вр. допроса – воспроизведение (восстан-е и актуализация ранее воспринятого содерж-я из долговрем. памяти).

Приемы психического воздействия (психологические проблемы допроса): содействие распознанию ложности показаний, получение правд. показаний, оказание мнемической помощи, установление психологич. контакта, система приемов правомерного психологич. воздействия.

Продуктивность воспоминания в значительной мере зависит от мнемических средств: системы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание: * Повторный допрос * Проведение очной ставки

· Обращение к образной памяти, использование наглядности (предъявление схем, планов, фотографий)

· Умелое сочетание узнавания с собственным воспроизведением, допроса на месте события

· Оказание допрашиваемому помощи в воспроизведении события в прямом или обратном, хронологическом порядке, допрос о фактах, сопутствующих преступлению.

· Создание объектив. условий, снимающих эмоц. напряжение, исключ-х воздействие на допрашиваемого посторонних раздражителей.

Эффективность допроса зависит от изучения личности допрашиваемого. Целесообразно заранее получить о нем данные биографического характера, о профессии, образовании, образе жизни и т.д.

Методы допроса: беседа, анализ действий допрашиваемого, метод экспертных оценок, психологический эксперимент.

Вопросы следователя: нейтральные, разделительные (или-или), альтернативные, косвенного внушения, ложного содержания. На допрашиваемого психологически действуют не только сами вопросы, но и их последовательность. Стадии допроса:

· Начальная, вводная (определяется психологическое состояние допрашиваемого). Исходное условие проведения допроса – установление психологического контакта с допрашиваемым.

· Стадия свободного рассказа (вызов у допрашиваемого активности и интереса к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания)

· Детализирующая стадия допроса (восполнение пробелов свобод. рассказа, уточнение неопред. высказываний, выяснение конфликт. высказываний). Возможна речевая пассивность допраш-го, здесь важна способность следователя задавать активизирующие вопросы.

· Заключительная стадия (фиксация полученных сведений в протоколе, дословно, возможна звукозапись)

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Согласовано

Начальник УМУ

____________С.В.Щедроткина

«___» ________________2007г.

Утверждено на 2007/2008 уч.год

Зав. кафедрой

уголовно-правовых дисциплин

_______________О.Р.Афанасьева

«___» ________________2007г.

Дисциплина: юридическая психология

Специальность (направление):юриспруденция

Форма обучения: все

Форма контроля: зачёт

Форма проведения: письменно

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1. Предмет, задачи юридической психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права.

2. Понятие личности в психологии, её структура и содержание.

3. Методы юридической психологии.

4. Предмет, объект и методы судебно-психологической экспертизы.

5. Познавательные психические процессы, виды, основные характеристики.

6. Основные этапы становления юридической психологии в России.

7. Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

8. Определение характера, его свойства, влияние характера на поведение человека.

9. Виды судебно-психологических экспертиз.

10. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

11. Психологические особенности личности преступника. Основные теории личности преступника.

12. Психологическая характеристика следственной деятельности.

13. Структура юридической психологии.

14. Психология осмотра места происшествия.

15. Понятие темперамента, его влияние на динамические процессы в деятельности людей.

16. Психология обыска.

17. Понятие психики. Её функции, структура психики человека.

18. Психология очной ставки.

19. Акцентуация характера, типы, роль в генезисе противоправного поведения.

20. Психологические особенности судебной деятельности.

21. Особенности допроса в бесконфликтной ситуации.

22. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

23. Психология общения в профессиональной деятельности юриста. Основные приёмы установления психологического контакта с гражданами.

24. Психологические особенности обвиняемого, свидетеля, потерпевшего.

25. Психологические особенности оперативно-розыскной деятельности.

26. Социально-психологические явления в преступных группах.

27. Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта.

28. Психологические механизмы преступного поведения.

29. Фрустрация. Определение, механизм возникновения, влияние на поведение субъектов правовых отношений.

30. Особенности допроса в конфликтной ситуации.

Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин

Протокол № __1__ от « 28» августа .2007г.

Заведующий кафедрой О.Р.Афанасьева

Вопросы 4, 7, 9, 10, 22 – о судебно-психологической экспертизе

Вопросы 12, 14, 16, 18, 20, 21, 25, 30 – о психологических особенностях различных стадий следственной, судебной, оперативно-розыскной деятельности


Наши рекомендации