Тема 1. Затраты предприятия. Себестоимость
1. Понятие себестоимости и её виды.
1. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции: по элементам затрат и по статьям калькуляции.
2. Классификация затрат по другим признакам.
3. Планирование себестоимости продукции на предприятии.
4. Управление издержками на предприятии и пути их уменьшения.
Понятие себестоимости и её виды.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции.
Себестоимость отражает результаты производственной деятельности предприятия и влияет на прибыль, рентабельность и ценообразование.
Как экономическая категория себестоимость выполняет следующие функции:
1. Учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции.
2. База для формирования цен, определения прибыли и рентабельности.
3. Экономическое обоснование целесообразности влияния инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий.
Виды себестоимости:
1) Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха связанные с производственной программой.
2) Производственная себестоимость включает цеховые затраты, а также общепроизводственные и общехозяйственные.
3) Полная себестоимость отражает все затраты предприятия на производство и реализацию и слагается из производственной себестоимости и непроизводственных расходов.
Не следует путать индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость – полная себестоимость на конкретном предприятии – изготовителе. Обусловлена усилением на каждом предприятии.
Среднеотраслевая себестоимость – определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам.
∑Cj * gj - выпуск продукции.
Cотр.=n
∑ gj
i=1
Чем выше среднеотраслевая себестоимость тем ниже прибыль.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции резко возрастает. Значения снижения себестоимости заключается в следующем:
1. Увеличивается прибыль, остающаяся у предприятия, появляется возможность не только простого но и расширенного воспроизводства.
2. Появляется возможность денежно-материальной стимуляции работников и решения социальных проблем коллектива.
3. Улучшается финансовое состояние предприятия и снижается степень риска банкротства.
4. Появляется возможность снижения цены на продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность и повысить объём продаж.
2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции: по элементам затрат и по статьям калькуляции.
Основным документом, который используют при определении себестоимости продукции является положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Это положение утверждено Постановлением правительства РФ № 552 от 5.08.1992.
Помимо затрат существует понятие расходов.
На практике применяются 2 взаимодополняющих классификации затрат:1)Поэлементная.2)Калькуляционная.
Однородные по своему экономическому содержанию затраты независимо от того, где они производятся и на какие цели расходуются, называются экономическими элементами.
1) Материальные затраты.
- сырьё и основные материалы.
- вспомогательные материалы.
- покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия.
- топливо, энергия и т.д.
,
где Цопт – оптовая цена единицы материалов, полуфабрикатов.
Нм – норма расхода материалов.
%тр - % транспортно – заготовительных расходов от стоимости “чёрного веса материалов”. Возвратные отходы учитываются по цене их реализации и определяются как разность чёрного и чистого веса материалов.
Сотх.=Уотх. * (Ргрязн. – Рчист.)
2) Затраты на оплату труда – включают все расходы на оплату труда всех категорий работников.
3) Отчисления на социальные нужды – обязательные отчисления в государственные и негосударственные фонды (мед.страхование, пенсионный фонд и т.д.)
4) Амортизация ОФ – все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период.
5) Прочие затраты-платежи по %, износ нематериальных активов, затраты на командировки, представит.расходы, расходы на рекламу.
Статьи калькуляции – расходы предприятия в зависимости от места их возникновения, калькуляция показывает затраты на единицу изделия.