Оценка деловой активности предприятия

Деловая активность оценивается системой качественных и количественных показателей.

Качественные показатели: широта рынков сбыта, репутация, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п.

Количественные показатели могут быть абсолютными и относительными.

Абсолютные: объем продаж, прибыль, величина активов предприятия. Желательно отслеживать их в динамике.Относительные показатели характеризуют уровень эффективности использования ресурсов.

В данное время особенно актуальными становятся вопросы оценки оборачиваемости имущества и капитала, поскольку большинство предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования испытывают финансовые трудности в обороте не столько от низкой прибыльности своей деятельности, сколько от недостатка свободных денежных средств.

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги, способствуя непрерывности производственных процессов.

Для расчета оборачиваемости используют показатели, которые имеют большое значение для анализ экономических показателей предприятия, так как скорость превращения средств в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. При этом, если увеличивается скорость оборота средств при прочих равных условиях повышается и производственно-технический потенциал предприятия. Далее рассмотрим эти показатели в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Оценка деловой активности предприятия)[8, c.121]

Показатели Формула расчета  
1.Деловая активность (коэффициент оборачиваемости совокупных активов Оценка деловой активности предприятия - student2.ru ЧД – чистый доход от реализации продукции; СКср – среднегодовая стоимость капитала (активов).
2. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (фондоотдача) Оценка деловой активности предприятия - student2.ru Выр – выручка от продажи товаров; Ст.ОСср – Среднегодовая стоимость основных средств.
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Оценка деловой активности предприятия - student2.ru Об.тов. – объем реализации товаров; Ст.Об.А. – среднегодовая стоимость оборотных активов.
4. Коэффициент оборачиваемости запасов: Оценка деловой активности предприятия - student2.ru СТ – себестоимость проданной продукции; Ст.З.ср. – среднегодовая стоимость запасов.
5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Оценка деловой активности предприятия - student2.ru Выр. – выручка от реализации продукции (работ, услуг); ДЗср. – средняя за период дебиторская задолженность.
6. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Оценка деловой активности предприятия - student2.ru Выр. – выручка от реализации продукции (работ, услуг); КЗср. – средняя за период кредиторская задолженность.
7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Оценка деловой активности предприятия - student2.ru Выр. – выручка от реализации продукции (работ, услуг); ИСС – собственный капитал


По оценкам специалистов, занимающихся консультированием в области финансового менеджмента, из общей экономии, которую может получить предприятие при рациональном управлении финансами. 50 % может дать управление материально-производственными запасами, 40 % - управление запасами готовой продукции и дебиторской задолженностью и остальные 10% -управление собственным технологическим циклом. Поэтому необходимо сосредоточить основное внимание в управлении финансами на 90 % из существующих возможностей.

Следовательно, одним из важных факторов повышения эффективности управления оборотными активами является сокращение финансового цикла (периода оборот чистого оборотного капитала) при сохранении приемлемого соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью, что может служить одним из критериев управления финансами предприятия. Поскольку продолжительность производственного цикла больше длительности финансового цикла па период оборота кредиторской задолженности, то снижение финансового цикла обычно приводит и к сокращению операционного цикла, что характеризует положительную тенденцию в деятельности предприятия[8, с. 124].

Мероприятия по улучшению показателей рентабельности и деловой активности предприятия разрабатываются на основе анализа фактических показателей и выявленных с помощью этого проблем. Обычно мероприятия направлены на снижение постоянных издержек, увеличение покрытия издержек по отдельным продуктам, рост объема продаж, изменение инвестиционной политики предприятия, улучшение использования основного и оборотного капитала.

Анализ прибыльности с учетом принятых управленческих решений производится с целью оценки положительных сдвигов в планируемых показателях рентабельности по сравнению с фактически достигнутыми для выбора оптимального варианта развития предприятия.

Таким образом, оценка финансовых результатов и деловой активности предприятия характеризуются многими показателями, охватывающими всю деятельность предприятия.

Далее произведем расчеты экономических показателей деятельности предприятияАО «Сорбент»за2014-2016 годы. Основным источником информации служит бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016г. (Приложение А).

Наши рекомендации