Оценка деловой активности предприятия
Деловая активность оценивается системой качественных и количественных показателей.
Качественные показатели: широта рынков сбыта, репутация, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п.
Количественные показатели могут быть абсолютными и относительными.
Абсолютные: объем продаж, прибыль, величина активов предприятия. Желательно отслеживать их в динамике.Относительные показатели характеризуют уровень эффективности использования ресурсов.
В данное время особенно актуальными становятся вопросы оценки оборачиваемости имущества и капитала, поскольку большинство предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования испытывают финансовые трудности в обороте не столько от низкой прибыльности своей деятельности, сколько от недостатка свободных денежных средств.
Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги, способствуя непрерывности производственных процессов.
Для расчета оборачиваемости используют показатели, которые имеют большое значение для анализ экономических показателей предприятия, так как скорость превращения средств в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. При этом, если увеличивается скорость оборота средств при прочих равных условиях повышается и производственно-технический потенциал предприятия. Далее рассмотрим эти показатели в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Оценка деловой активности предприятия)[8, c.121]
Показатели | Формула расчета | |
1.Деловая активность (коэффициент оборачиваемости совокупных активов | ЧД – чистый доход от реализации продукции; СКср – среднегодовая стоимость капитала (активов). | |
2. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (фондоотдача) | Выр – выручка от продажи товаров; Ст.ОСср – Среднегодовая стоимость основных средств. | |
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | Об.тов. – объем реализации товаров; Ст.Об.А. – среднегодовая стоимость оборотных активов. | |
4. Коэффициент оборачиваемости запасов: | СТ – себестоимость проданной продукции; Ст.З.ср. – среднегодовая стоимость запасов. | |
5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | Выр. – выручка от реализации продукции (работ, услуг); ДЗср. – средняя за период дебиторская задолженность. | |
6. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | Выр. – выручка от реализации продукции (работ, услуг); КЗср. – средняя за период кредиторская задолженность. | |
7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | Выр. – выручка от реализации продукции (работ, услуг); ИСС – собственный капитал |
По оценкам специалистов, занимающихся консультированием в области финансового менеджмента, из общей экономии, которую может получить предприятие при рациональном управлении финансами. 50 % может дать управление материально-производственными запасами, 40 % - управление запасами готовой продукции и дебиторской задолженностью и остальные 10% -управление собственным технологическим циклом. Поэтому необходимо сосредоточить основное внимание в управлении финансами на 90 % из существующих возможностей.
Следовательно, одним из важных факторов повышения эффективности управления оборотными активами является сокращение финансового цикла (периода оборот чистого оборотного капитала) при сохранении приемлемого соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью, что может служить одним из критериев управления финансами предприятия. Поскольку продолжительность производственного цикла больше длительности финансового цикла па период оборота кредиторской задолженности, то снижение финансового цикла обычно приводит и к сокращению операционного цикла, что характеризует положительную тенденцию в деятельности предприятия[8, с. 124].
Мероприятия по улучшению показателей рентабельности и деловой активности предприятия разрабатываются на основе анализа фактических показателей и выявленных с помощью этого проблем. Обычно мероприятия направлены на снижение постоянных издержек, увеличение покрытия издержек по отдельным продуктам, рост объема продаж, изменение инвестиционной политики предприятия, улучшение использования основного и оборотного капитала.
Анализ прибыльности с учетом принятых управленческих решений производится с целью оценки положительных сдвигов в планируемых показателях рентабельности по сравнению с фактически достигнутыми для выбора оптимального варианта развития предприятия.
Таким образом, оценка финансовых результатов и деловой активности предприятия характеризуются многими показателями, охватывающими всю деятельность предприятия.
Далее произведем расчеты экономических показателей деятельности предприятияАО «Сорбент»за2014-2016 годы. Основным источником информации служит бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016г. (Приложение А).