Туроператоры внешнего рынка (организующие туры за рубеж)

3. В зависимости от региона обслуживания туристов

3.1. инициативные или туроператоры по отправке (отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы, которые формируют комбинированные туристические маршруты, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно);

3.2. туроператоры по приему(комплектуют туристические маршруты непосредственно в местах приема туристов, заключая договора с поставщиками гостиничных, развлекательных, транспортных, спортивных и других услуг).

Турагенты – это предприятия-посредники, занимающиеся продвижением и реализацией турпродукта, созданного туроператором.

Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение – как правило, от 7 до 20% от стоимости тура.

Может быть другая схема работы с туроператором – турагент покупает туры по фиксированной цене и в зависимости от конъюнктуры рынка продает их с более или менее высокой маржой, которая достается ему как вознаграждение за коммерческий риск.

Экономическая эффективность – процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при наиболее оптимальной комбинации денежных, материальных, информационных и других ресурсов, а также рабочей силы.

Так как туризм – система общественных отношений, то она имеет вертикально интегрированные звенья, каждое из которых должно функционировать для удовлетворения потребностей и целей общества. Поэтому цели нижнего уровня вытекают из целей верхнего уровня и детализируют их.

Таблица 1.Уровни экономической эффективности.

Название уровня Цели уровня Критерии достижения целей
Общество в целом Эффективное развитие туризма как диверсифицированного межотраслевого комплекса в соответствии с государственными программами развития туризма и государственной туристской политикой. · Рост доли национального дохода, полученного за счет развития туризма; · Рост туристского экспорта и импорта; превышение экспорта над импортом.
Туристская отрасль Развитие рекреационно-туристического комплекса, обеспечивающего создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов и расширения материально-технического потенциала отрасли и нематериальных активов · Минимизация затрат денежных, информационных, материальных ресурсов и рабочей силы на единицу туристского продукта отрасли; · Увеличение количества рабочих мест; · Усиление положительного влияния туристской индустрии на экономическое развитие регионов.
Туристское предприятие Максимизация производства и реализации турпродуктов; разработка туров, удовлетворяющих дифференцированным потребностям туристов; повышение качества обслуживания и клиентоориентированности · Минимизация затрат различных видов ресурсов на единицу туристского продукта предприятия

Влияние туризма на экономику может быть прямым и косвенным.

Прямая бюджетная эффективность отражает финансовые последствия использования туристских ресурсов для государственного, регионального и местного бюджетов. Говоря об эффективности туризма, необходимо принимать во внимание два основных критерия – достижение поставленных целей и о соотношении результатов и затрат.

Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопряженных с туризмом отраслей – общественного питания, транспорта, сферы торговли, развлечений, культурного досуга и т.д., а также дополнительными налоговыми поступлениями в бюджеты различного уровня.

Социальный эффект выражается в росте числа рабочих мест, повышении социальных гарантий, жестких экологических ограничениях, росте привлекательности туристского национального продукта.

Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.

Кроме того, туристы могут покупать товары туристского назначения.

Совокупность услуг и товаров туристского назначения составляет «туристский продукт».

Турпродукт включает:

• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);

• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);

• товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).

Особенности туристского продукта заключаются в его:

· Неосязаемости;

· Несоответствие по времени и месту акта купли-продажи и предоставления услуг;

· Изменчивости;

· Дифференцированности.

Поэтому критерии эффективности турпродукта могут быть как прямыми (соотношение результатов и затрат), так и косвенными – количество жалоб; уровень квалификации персонала; наличие дипломов и сертификатов; время ожидания получения услуги по обслуживанию туриста; наличие стандартов обслуживания и контроль за их выполнением; отзывы профессионалов и обслуженных туристов; уровень использования информационных технологий и др.

Основные стадии разработки турпродукта:

1. Сначала компании формулируют стратегию разработки туристского продукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта, т.е. установление вида требуемого продукта, модификацию уже существующих продуктов, а также распределение ресурсов для создания продукта.

2. После определения стратегии начинается этап генерации идей. Многие фирмы для этого используют такие инструменты, как мозговая атака, матрицы поиска, морфологический анализ и др. Затем идеи превращаются в концепции, которые проходят обсуждение у потенциальных клиентов и утверждаются.

3. Следующий этап разработки продукта - это бизнес-анализ, когда прогнозируются первоначальные и повторные продажи, планируются цены и предполагаемая прибыль.

4. Далее создается сам продукт, который проходит предварительное испытание на прочность. Этот этап дорогостоящий, требующий много времени и усилий.

5. Если не отвергается новый туристский продукт в стратегическом плане, в деятельности фирмы наступает этап коммерциализации нового туристского продукта, т.е. внедрение на рынок. Некоторые туристские компании привлекают венчурные предприятия, создают отделы нового продукта или держат в своем штате менеджеров по новым продуктам, которые оценивают и учитывают реакцию и ответные действия со стороны конкурентов.


Таблица 2. Классификация типов туров.

Цели путешествия Познавательные, рекреационные, спортивные, оздоровительные, лечебные, экскурсионные, охотничьи, деловые, конгрессные, приключенческие, развлекательные, событийные и т.д.
Тип транспорта Авиационные, автомобильные, железнодорожные, морские и речные круизы, пешие, конные и т.п.
Количество пользователей Групповые, индивидуальные.
Степень стандартизации комплекса услуг Пэкидж-тур, индивидуальный тур.
Продолжительность тура Однодневные посещения и экскурсии, многодневные туры.

Наши рекомендации