Туроператоры внешнего рынка (организующие туры за рубеж)
3. В зависимости от региона обслуживания туристов –
3.1. инициативные или туроператоры по отправке (отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы, которые формируют комбинированные туристические маршруты, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно);
3.2. туроператоры по приему(комплектуют туристические маршруты непосредственно в местах приема туристов, заключая договора с поставщиками гостиничных, развлекательных, транспортных, спортивных и других услуг).
Турагенты – это предприятия-посредники, занимающиеся продвижением и реализацией турпродукта, созданного туроператором.
Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение – как правило, от 7 до 20% от стоимости тура.
Может быть другая схема работы с туроператором – турагент покупает туры по фиксированной цене и в зависимости от конъюнктуры рынка продает их с более или менее высокой маржой, которая достается ему как вознаграждение за коммерческий риск.
Экономическая эффективность – процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при наиболее оптимальной комбинации денежных, материальных, информационных и других ресурсов, а также рабочей силы.
Так как туризм – система общественных отношений, то она имеет вертикально интегрированные звенья, каждое из которых должно функционировать для удовлетворения потребностей и целей общества. Поэтому цели нижнего уровня вытекают из целей верхнего уровня и детализируют их.
Таблица 1.Уровни экономической эффективности.
Название уровня | Цели уровня | Критерии достижения целей |
Общество в целом | Эффективное развитие туризма как диверсифицированного межотраслевого комплекса в соответствии с государственными программами развития туризма и государственной туристской политикой. | · Рост доли национального дохода, полученного за счет развития туризма; · Рост туристского экспорта и импорта; превышение экспорта над импортом. |
Туристская отрасль | Развитие рекреационно-туристического комплекса, обеспечивающего создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов и расширения материально-технического потенциала отрасли и нематериальных активов | · Минимизация затрат денежных, информационных, материальных ресурсов и рабочей силы на единицу туристского продукта отрасли; · Увеличение количества рабочих мест; · Усиление положительного влияния туристской индустрии на экономическое развитие регионов. |
Туристское предприятие | Максимизация производства и реализации турпродуктов; разработка туров, удовлетворяющих дифференцированным потребностям туристов; повышение качества обслуживания и клиентоориентированности | · Минимизация затрат различных видов ресурсов на единицу туристского продукта предприятия |
Влияние туризма на экономику может быть прямым и косвенным.
Прямая бюджетная эффективность отражает финансовые последствия использования туристских ресурсов для государственного, регионального и местного бюджетов. Говоря об эффективности туризма, необходимо принимать во внимание два основных критерия – достижение поставленных целей и о соотношении результатов и затрат.
Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопряженных с туризмом отраслей – общественного питания, транспорта, сферы торговли, развлечений, культурного досуга и т.д., а также дополнительными налоговыми поступлениями в бюджеты различного уровня.
Социальный эффект выражается в росте числа рабочих мест, повышении социальных гарантий, жестких экологических ограничениях, росте привлекательности туристского национального продукта.
Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.
Кроме того, туристы могут покупать товары туристского назначения.
Совокупность услуг и товаров туристского назначения составляет «туристский продукт».
Турпродукт включает:
• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
• товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
Особенности туристского продукта заключаются в его:
· Неосязаемости;
· Несоответствие по времени и месту акта купли-продажи и предоставления услуг;
· Изменчивости;
· Дифференцированности.
Поэтому критерии эффективности турпродукта могут быть как прямыми (соотношение результатов и затрат), так и косвенными – количество жалоб; уровень квалификации персонала; наличие дипломов и сертификатов; время ожидания получения услуги по обслуживанию туриста; наличие стандартов обслуживания и контроль за их выполнением; отзывы профессионалов и обслуженных туристов; уровень использования информационных технологий и др.
Основные стадии разработки турпродукта:
1. Сначала компании формулируют стратегию разработки туристского продукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта, т.е. установление вида требуемого продукта, модификацию уже существующих продуктов, а также распределение ресурсов для создания продукта.
2. После определения стратегии начинается этап генерации идей. Многие фирмы для этого используют такие инструменты, как мозговая атака, матрицы поиска, морфологический анализ и др. Затем идеи превращаются в концепции, которые проходят обсуждение у потенциальных клиентов и утверждаются.
3. Следующий этап разработки продукта - это бизнес-анализ, когда прогнозируются первоначальные и повторные продажи, планируются цены и предполагаемая прибыль.
4. Далее создается сам продукт, который проходит предварительное испытание на прочность. Этот этап дорогостоящий, требующий много времени и усилий.
5. Если не отвергается новый туристский продукт в стратегическом плане, в деятельности фирмы наступает этап коммерциализации нового туристского продукта, т.е. внедрение на рынок. Некоторые туристские компании привлекают венчурные предприятия, создают отделы нового продукта или держат в своем штате менеджеров по новым продуктам, которые оценивают и учитывают реакцию и ответные действия со стороны конкурентов.
Таблица 2. Классификация типов туров.
Цели путешествия | Познавательные, рекреационные, спортивные, оздоровительные, лечебные, экскурсионные, охотничьи, деловые, конгрессные, приключенческие, развлекательные, событийные и т.д. |
Тип транспорта | Авиационные, автомобильные, железнодорожные, морские и речные круизы, пешие, конные и т.п. |
Количество пользователей | Групповые, индивидуальные. |
Степень стандартизации комплекса услуг | Пэкидж-тур, индивидуальный тур. |
Продолжительность тура | Однодневные посещения и экскурсии, многодневные туры. |