Анализ текущего стратегического профиля компании (действующих стратегий).
Насколько эффективна действующая стратегия? Ответ на первый вопрос включает оценку стратегии как с качественной точки зрения (законченность, внутренняя согласованность, обоснованность, соответствие ситуации), так и с количественной (стратегические и финансовые результаты деятельности). Ухудшение этих показателей и (или) быстрые изменения внешней ситуации, определяемые анализом отрасли и конкурентов, являются сигналом к тому, что назрела необходимость пересмотра стратегии. Признаком, свидетельствующим о прочности компании, является конкурентоспособность ее цен и издержек в сравнении с конкурентами в отрасли. Анализ издержек и цепочек ценностей является необходимым инструментом при сравнительной оценке цен и издержек фирмы и ее конкурентов при определении эффективности отдельных видов деятельности компании и при выявлении тех сфер деятельности, которые требуют более тщательного исследования. Стратегический анализ издержек включает в себя сравнение издержек фирмы с ее основными конкурентами по всей цепочке, начиная от покупки сырья и вплоть до цен, уплаченных за товар конечными потребителями. Конкурентоспособны ли цены и издержки компании? Ответ на третий вопрос состоит в сравнительной оценке затрат компании и затрат ее конкурентов, а также фирм, достигших лучших результатов. Оценка может быть произведена в ходе переговоров с осведомленными промышленными аналитиками, клиентами и поставщиками или на основе информации, полученной из опубликованных материалов. Однако сравнительная оценка включает в себя достаточно конфиденциальную информацию о способах достижения низкого уровня издержек и получить ее не просто. Насколько прочна конкурентная позиция компании? Для того чтобы получить ответ на четвертый вопрос требуется ответить на целый ряд вопросов. Таких как: укрепится или будет ослаблена конкурентная позиция компании при сохранении применяемой в настоящее время стратегии; какое положение занимает компания по основным ключевым факторам успеха по сравнению с конкурентами, и имеет ли компания (если имеет, то почему) конкурентное преимущество или находится в благоприятном, с этой точки зрения, положении? Количественные оценки конкурентной силы показывают слабые и сильные позиции компании, а также позволяют точно оценить возможности фирмы по защите своих рыночных позиций. С какими стратегическими проблемами сталкиваются фирмы? Ответ на пятый вопрос состоит в разработке полного перечня вопросов, решение которых необходимо для создания стратегии. Этот перечень составляется на основе результатов анализа отрасли и конкурентов, анализа состояния компании. Основной акцент здесь делается на выводы о слабых и сильных сторонах компании, а также на те соображения, которые должны быть учтены менеджерами при оценке действующей и разработке новой стратегии.
Для управления эффективностью организации необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и функционирования организаций в условиях постоянных изменений и с учетом современных складывающихся представлений об эффективной организации. Поскольку организация является открытой системой, целесообразно при оценке эффективности выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде. Насколько эффективна действующая стратегия, судить можно по количественным и качественным результатам деятельности организации. Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в результатах финансовой и хозяйственной деятельности организации, что находит свое подтверждение в занимаемом месте среди конкурентов (захват лидерства или своя ниша). На заключение об эффективности действующей стратегии накладывают свой отпечаток: границы конкуренции в отрасли (сколько уровней каналов распределения используется; размеры и различия географических рынков); содержание функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии; последние действия (снижение цен и издержек, реклама) самой организации и конкурентов и т.д. Основные методы анализа действующей стратегии представлены на рисунке 2 и в таблице 2.Методы анализа действующей стратегии разнообразны и выбираются, исходя из целей исследования и характера источников информации. Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Диверсифицированные — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности. Методы исследования подразделяются на: общенаучные, специфические, диверсифицированные. Результаты применения методов представлены в таблице 3. .
.