Глава 3. прогнозы и перспективы развития свободного порта владивсоток
4.
5.
6.
Планируемые проекты в свободном порту
Среди реализуемых в настоящее время проектов, которые направлены на социально-экономическое развитие Дальневосточного региона, Свободный порт Владивосток является одним из ключевых.
Несмотря на то, что он является одним из самых крупных, большинство проектов, которые весьма значимы для Дальневосточного региона, уже находятся в стадии планирования. Например, в Уссурийском округе хотят создать промышленный парк по высокотехнологичному производству тарного картона и гофрированной упаковки из вторичного сырья. В Ольгинском районе планируют начать переработку природного мрамора и производство такого инновационного стройматериал, как блочное пеностекло. Привлеченные с помощью СПВ южнокорейские инвестиции, будут направлены на развитие производства бытовой химии в Артеме и на сетевязальное производство в Большом Камне [26].
На территории Свободного порта Владивосток реализуются разные проекты: от небольших проектов с объемом инвестиций 5-6 млн. рублей, до крупных, объем которых доходит до 30 млрд. рублей. В первый год работы СПВ стартовали пять проектов, еще 16 проектов были на стадии строительно-монтажных работ и на стадии проектирования с общим объемом инвестиций более шести млрд. рублей[27].
Небольшие проекты запускаются в Свободном порту один за другим. Компания «КБ Пласт», размещенная в Уссурийске, открыла производство трубопроводных систем из полипропилена. Стройка началась еще в конце 2016 года, и уже сейчас мощность завода составляет 20 тонн готовой продукции в месяц. В предприятие было вложено около 7 млн. рублей, однако инвестор намерен развивать проект и дальше: он прорабатывает планы по увеличению мощности до 35-40 тонн готовой продукции в месяц. Уже сейчас трубы, произведенные в Свободном порту, поставляются в полтора десятка регионов России [28].
Члены Наблюдательного совета в октябре 2016 года одобрили 35 инвестиционных проектов. Общая сумма частных инвестиций составила порядка 94 млрд. рублей, а планируемое количество новых рабочих мест – 3700.
Во Владивостокских портах существует проблема с подъездными дорогами и развитием железных путей, что навело на идею создания тылового терминала в пригороде. Один из первых инвесторов СПВ компания «ДЮК Авеста» ведет активную работу по созданию транспортно-логистического комплекса «Юнион» в городе Артем Приморского края. Суть проекта заключается в создании широко используемых во всем мире тыловых терминалов, позволяющих клиентам не стоять часами в городских пробках. Уникальность ТЛК «Юнион» в том, что на сегодня - это единственный в регионе тыловой терминал.В планах компании до 2020 года создать склад, способный обслуживать 1 млн. тонн груза ежегодно, что позволит еще больше увеличить грузопоток СПВ, и предоставить до двухсот рабочих мест. Планируемый объем инвестиций составляет более 1,5 млрд. рублей.
ООО «Терминал Авто-ВМРП» планирует инвестировать около 140 млн. рублей на открытие единого центра обработки данных на базе информационного портала для автоперевозчиков и экспедиторов, работающих на территории порта Владивосток. ООО «Российская транспортная группа» предложила проект предприятия, оказывающего услуги хранения генеральных грузов, контейнеров и техники. Компания "Ольгинские лесопромышленники", создавшая инвестиционный проект по созданию предприятия безотходной переработки круглого леса в Ольгинском районе Приморского края, планирует в ближайшее время создать 31 рабочее место. Также к 2018 году компания планирует выйти на объем производства 22 000 куб м.
ООО «Восточный берег» инвестирует 48 млн. рублей в проект по созданию индустриального парка производственных предприятий для рыбоперерабатывающей промышленности. Запуск производства намечен на конец 2017 года. Планируемая производственная мощность предприятия по прогнозам составит 50 млн. банок и 100 млн. крышек в год. В перспективе резидент намерен создать до 130 рабочих мест и ввести в строй новые производственные мощности.
АО «Восточный Порт» в конце 2016 стало резидентом Свободного порта Владивосток с инвестиционным проектом строительства Третьей очереди углепогрузочного комплекса в Находкинском городском округе. Проект является продолжением существующего угольного производственного перегрузочного комплекса и представляет собой полностью автоматизированный терминал перегрузки угля с железнодорожного транспорта на морской с параллельным предоставлением услуг по хранению и обработке угля. В рамках данного проекта инвестор планирует построить склады для единовременного хранения в размере до 800 тысяч тонн угольной продукции, укомплектовать терминал специализированной техникой для перевалки угля от ведущих мировых производителей.
В первых числах ноября 2017 года к числу уже реализуемых проектов на территории СПВ прибавилось еще десять новых [29]. Компании планируют развить пляжные территории Приморского края, построить завод по разведению рыбы, а также гостиницы и новые дома для жителей Владивостока и торгово-складские комплексы.
Например, компания «Восход» планирует заняться добычей и первичной переработкой краба в Лазовском районе, а ООО «Крис» - созданием сети гостиниц во Владивостоке.
В течение недели с 27 октября по 3 ноября, общий объем инвестиций планируемых объектов превысил 1,25 млрд. рублей.
Реализация подобных проектов делает соответствующие территории инвестиционно-привлекательными, за счёт широкого ряда преференций, таких как упрощённый визовый режим, налоговые льготы, свободная таможенная зона, которые предоставляются резидентам СПВ.
Для вхождения в Свободный порт потенциальному резиденту необходимо соответствовать нескольким критериям. Во-первых, это должен быть новый бизнес, зарегистрированный на территории Свободного порта Владивосток. Во-вторых, объем инвестиций должен быть не менее 5 миллионов рублей в течение 3 лет. И в – третьих, бизнес должен соответствовать разрешенным в законе видам деятельности.
Стоит отметить, что создание проекта СПВ хорошо гармонирует с новой системой «Один пояс и один путь». Эта концепция была предложена председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, суть ее заключается в поиске, формировании и продвижении в дальнейшем новой модели международного сотрудничества, а также развитие региональных механизмов и структур, взаимодействующих с Китаем. За основу был взят Шелковый путь. При ее осуществлении, реализованные проекты Дальнего Востока (в первую очередь СПВ) смогут предоставить фундаментальную базу логистических и инфраструктурных решений для международного совместного проекта. Участие России в данном направлении позволит повысить инвестиционную привлекательность регионов.
В рамках программы импортозамещения до конца 2018 года во Владивостоке планируется наладить серийное производство судов, выпуская 120 катеров в год и продавая, в том числе, в страны Азии. Компания "Композитное кораблестроение" уже имеет несколько потенциальных заказчиков во Владивостоке, также проектом заинтересовались две дилерские компании из Южной Кореи, рассматривается возможность запуска производства в этой стране. Также компания планирует воспользоваться режимом свободной таможенной зоны в рамках свободного порта - она позволит сделать катер еще дешевле для покупателей.
Сначала законопроект «О свободном порте Владивосток» разрабатывался как шаг на пути к расширению взаимной торговли с приграничными регионами, совершенствованию транспортной инфраструктуры и присоединению Приморского края к глобальным транспортным маршрутам Азиатско-тихоокеанского региона, привлечению инвестиций, созданию сети логистических центров и организации несырьевыхэкспортоориентированных производств.
Существуют разные точки зрения по поводу реализации такого масштабного проекта как Свободный порт Владивосток. С одной стороны, льготы, предусматриваемые режимом свободного порта, могут повлечь отток финансовых и трудовых ресурсов из близлежащих российских регионов, что в свою очередь повлечет замедление их развития. Также следует отметить, что после окончания 10-летнего льготного периода возможно сворачивание производственной деятельности в регионе и обратный отток инвестиций, и, как следствие возвращение состояния региона к дореформенному состоянию, сворачивание трансграничной торговли, ухудшение предпринимательского климата. С другой стороны, проект может обеспечить серьезный прогресс в развитии данной территории. Он будет проявляться в увеличение потока туристов, в развитии сферы производства и услуг, а также притоке денежных средств в региональный бюджет, налаживании благоприятного инвестиционного климата и повышении уровня жизни населения [30].
Информация обо всех проектах, реализуемых на территории Свободного порта Владивосток, является открытой и доступна на официальном сайте Ассоциации поддержки резидентов СПВ в разделе «Проекты».
Таким образом, в ближайшее время стоит ожидать открытия новых предприятий, которые повлекут за собой создание новых рабочих мест. Население региона, края в первую очередь, смогут свободно трудоустроиться, получат постоянный доход и социальные гарантии, одним словом – стабильность.