Валовый доход предприятия и особенности его формирования
Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возмещаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль, получение и максимизация которой является долговременной целью деятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства предприятий, отчисления ими денежных средств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственной деятельности, — реализации товаров — чаще всего выступают в качестве целей и мотивов их деятельности [6, с. 24].
Обобщающим показателем деятельности предприятий и отраслей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производят товары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом. Эта стоимость создается трудом работников торговли.
Валовой доход на макроуровне отражает долю торговли в сумме цен на товары народного потребления.
Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли (рис.1.1).
Рис. 1.1. Состав продукции розничной торговли
Размер доходов торгового предприятия[2]выступает одним из результатов его хозяйственной деятельности. Доходы торгового предприятия являются финансовой основой его деятельности. Наиболее полно экономическая сущность доходов предприятия проявляется через следующие важнейшие задачи, выполнение которых они обеспечивают:
· Возмещение всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
· Обеспечение выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств торгового предприятия перед государством.
· Формирование прибыли торгового предприятия, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде [11, с. 158].
Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения им своих задач, т.е. валовой доход торгового предприятия является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования предприятия.
Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени [12, с. 25].
Под доходами предприятия, с точки зрения бухгалтерского учета (согласно п. 2 ПБУ 9/2008), понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Для более глубокого понимания данного определения необходимо разобраться, что подразумевается под терминами «экономические выгоды», «активы» и «капитал».
Единственное определение экономических выгод можно найти в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция), одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. В Концепции можно встретить понятие «будущие экономические выгоды», под которыми понимается потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств и их эквивалентов в организацию (п. 7.2.1). При этом считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды, если он может быть:
- использован обособленно или в сочетании с другим объектом при производстве продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
- обменен на другой объект имущества;
- использован для погашения кредиторской задолженности;
- распределен между собственниками организации
Под эквивалентами денежных средств, как правило, понимают высоколиквидные ценные бумаги, которые в случае необходимости могут быть очень быстро превращены в денежные средства (проданы на рынке ценных бумаг) без существенной потери в их стоимости. Например, к эквивалентам денежных средств относят государственные и муниципальные ценные бумаги.
В отличие от экономической выгоды, определение активов вообще нигде не содержится, даже в названной Концепции. В связи с этим дать им определение, ссылаясь на нормативные акты, представляется крайне затруднительным. Если исходить из содержания п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2006 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», то активы можно отождествить с имуществом, принадлежащим организации на праве собственности.