Глава 5. Вершина Мира — Печной столб

Пожалуй, надо несколько слов сказать о том, что значит сде­лать один источник силы Вершиной Образа мира или Узлом сети источников.

Тут надо сразу оговориться, что мой рассказ об Образе мира далеко не является полным. Я выбрал для рассказа только те его части и те ступени развития, которые позволили рассказать о том, как идет взросление человека, как пожирателя силы. Про­ще говоря, я рассказываю здесь только о том, какие части Обра­за мира надо знать, чтобы создать собственное предприятие.

Важно при этом понять, чтомимо видения мира как сети источников силы не проходит развитие ни одного Образа мира,если только человек не самоубийца. Да и то до самоубийства ой обязательно использует эти источники.

Как это ни смешно, но самым первым образом источника жизненной силы для современных детей является холодильник. Холодильник и плита. Для детей старого русского общества, ка­кими были мои учителя мазыки, — это, в первую очередь,Печ­ка, ну и вообще женский кут, кухня возле печки.

Этот образ Печки, из которой извлекается готовая пища, и связанных с нею кладовой, погреба, двора (с курами, овцами и коровой) и огорода, и становился образом первой сети связан­ных источников силы для деревенского ребенка. Сюда же посте­пенно подключается понимание того, что какие-то продукты и вещи можно купить у других людей или в Лавках-магазинах за деньги.

Через расширение Печки до мест, где можно приобрести пищу за деньги, постепенно начинают осознаваться источниками силы все места, где отец эти деньги зарабатывает. Но поскольку он при этом все равно отдает деньги матери (полностью или час­тично), для ребенка и эти деньги увязываются на печку, как вершину сети силы илиЖилы. Так вокруг печи в сознании ре­бенка начинает разворачиваться тот узел представлений, кото­рый на Руси называли Жило или Жилье.

И точно в соответствии с этим начальным образом будет тво­риться основа твоего предприятия.Предприятие — это жила.

И даже если ты не создашь сам ни одного предприятия, работая на чужих, ты будешь подсознательно видеть их такими и будешь требовать от них соответствия этому детскому образу Жилы, и обижаться на хозяев, если они не соответствуют твоим представ­лениям. И не дай бог, они перестанут соответствовать образам папы или мамы, ты их тут же накажешь своей нелюбовью, что выразится в том, что ты позволишь себе работать кое-как. И пре­дашь себя!

Печь — хранилище огня — в современном доме заменилась на плиту. Готовая пища стоит на плите. Погреб заменил холо­дильник, кладовая осталась. Но вот женщина теперь чаще всего работает, и ребенок с детства знает, как важно зарабатывать день­ги, потому что пропал двор со скотиной, а чаще всего и огород потерял свое былое значение. Продукты приходят из магазина и с рынка. И их надо покупать. Поэтому образ места, где можно заработать деньги, гораздо яснее и значимее для современного городского ребенка, чем для людей прежней Руси.

Тем не менее, мы вполне можем воспользоваться мазыкскими выражениями«Печь» и «Печной столб» для обозначения вер­хушки сети источников, с которой ты их рассматриваешь.

Соответственно, когда приходит твое время творить собствен­ные миры, ты каждый раз, когда хочешь оседлать какой-либо источник силы, делаешь его своим «Печным столбом» и ставишь на него «Печь», которая превращает несъедобную силу в усваи­ваемую, в случае предприятия — в деньги.

Получается, что образ Жилы или предприятия делится на две или три части: Хозяйство, Кладовые и Печь, или Хозяйство и Печь, для простоты.

Хозяйство — это все то, что поставляет несъедобную или условно несъедобную силу. Печь — это то, что делает из этого деньги.

Иначе говоря, все Производства — это хозяйство, а Рынок — это Печка. Матка же крутится вокруг них обоих, пока Хозяин ведет умные беседы за чаем с заезжими гостями из уезда или даже губернии. Подобное упрощенное деление, когда ты начинаешь созда­вать образ предприятия, позволяет задаться самыми общими воп­росами:

1. Какие источники силы мне известны? (Обычно это звучит для современного человека как выбор: на чем я бы смог зараба­тывать?)

2. Как собрать несъедобную силу с известных мне источни­ков или источника? (Попросту говоря: потяну ли я? Хватит ли сил поднять такое дело?)

3. А затем — как превратить ее в деньги, как ее переварить? (И вот тут ты со всей определенностью ощущаешь себя знатоком творения миров, потому что звучит у тебя в голове, примерно, следующее: Ну, если предприятие сложится, то, конечно, потя­ну. Но что мне нужно, чтобы оно сложилось? И кто нужен?)

А дальше начинаются самые обычные хождения по бюрократическим и прочим мукам. Поиски денег, людей, орудий...

Тем не менее, подход через понятие «переварить» позволяет видеть сам ток силы: переварить — значит сделанное съедобным направить в себя, съесть и усвоить. Это очень важно. Успешность предприятия определяется не тем, как оно работает, а тем, как оно зарабатывает.

Иначе говоря, эти три очень простых вопроса позволяют уви­деть предприятие не как нагромождение производственных це­хов, а как некое течение, а точнее, то, что обеспечивает тече­ние, заставляет силу течь из источников в переработку, потом потребителям, а потом от них возвращается обратно деньгами.

Иначе говоря, видетьЖилой.

Вот это внутреннее содержание любого предприятия в виде Жилы, разветвленной снизу, чтобы охватить все хозяйство, поставляющее несъедобную силу, затем перерабатывающее ее и отправляющее в печь, чтобы вернуть из печи на стол в съедобном виде, и есть основ­ное, что надо научиться видеть при создании образа предприятия или живого мира.

Безусловно, тут еще надо несколько слов сказать об устрой­стве Жилы, о том, что такое эта разветвленность.

В целом образ предприятия всегда вписывается в то, что по­зволяет Государство. Иначе говоря, предприятие, как всякая Жизнь, стремится заполнить, занять весь Мир, в который вош­ло. Как экологическую нишу. Задача Духа, во что бы он ни вхо­дил, — бесконечное расширение. Остановить его может только Смерть.

Вот она-то и описывается в тех предписаниях, которые уза­конивает Государство в бумагах, называемых Устав и Законода­тельство. Шаг за границы, описываемые в этих договорах с Госу­дарством, — и смерть предприятию.

Я хочу, чтобы это было понято. Устав, так же как и Законо­дательство о предпринимательстве, — это отнюдь не то, что опи­сывает образ предприятия. Это то, что описывает Концы пред­приятий и Миров, а не их Начала!

И если в это вдуматься, то можно шагнуть в магию и истин­ный Мир...

По сути, описанием предприятия оказывается не Устав, с которого начинается работа Начальника, а его содержание, на­полнение, остающееся за рамками Устава. Устав — это всегда простой и ясный договор, который не должен содержать ничего лишнего. А лишним будет все, что отвлечет тебя от главного со­держания этого договора.

И государство, с которым ты тут договариваешься, жестко настаивает: подпиши, что ты осознаешь, за что будешь наказан, если шагнешь за рамки этого договора! Нет, не надо лишнего, не надо нам знать, как будет устроено все внутри, как будет идти работа и как будут жить люди! Пиши, если нарушу то, что здесь описано, позволяю меня наказать!

Вот и все содержание Устава, да и Законодательства тоже. Правда, там даже твоей подписи не требуется. Незнание закона не освобождает от ответственности.

И получается, что сам Образ предприятия пишется после того, как тебе отвели тот кусочек мирка, песочницы, где тебе большие ребята позволяют играть. Все как в детстве, только не­множко страшнее.

И вот тебя приняли в мир этой песочницы. У тебя крошеч­ный уголок, где ты можешь творить свое. Почти все, что захочешь (за исключением того, о чем жестко предупредили: будешь кидаться песком, залезать на нашу территорию, воровать — вы­гоним!).

И только теперь ты принимаешься за творение образа своего предприятия или Образа своего мира. Можно назвать его Обра­зом моего Дела.

Для этого понятия у мазыков было одно особенное слово. Образы миров как Образы дел называлисьМастыры.

Мастырить — по офенски — работать, делать. Мастырь, Мастыра — это дело и Образ дела, а также должность, которую ты занимаешь.

Какая у тебя мастыра? — вопрос о том, какая у тебя работа и какая должность.

У меня сохранились в записях такие выражения:

Он влез в мастыру не по себе !

Не по плечу мастырка!

Под себя мастыру придумать ума не хватило.

Чужой мастырь жмет.

Мастырь, мастыра — это Образы рабочих мест, которые для нас с вами могут рассматриваться и как Образы должностных обязанностей, соответствующие всем шагам, которые ты дол­жен будешь проделать, если захочешь переработать силу из сво­его источника в съедобную, в деньги.

И расписываются они так. Ты глядишь на свой источник и задаешься вопросом: если бы всю работу делал я один, то что бы мне пришлось сделать, чтобы взять это, переработать, продать и получить деньги?

А как только эта последовательность расписана, а она-то и есть Жила, ты задаешься следующим вопросом: а как мне раз­дать себя?

Иначе говоря, что из всех этих работ я могу доверить другим, а что придется сохранить за собой?

И как только выделяется первое дело, которое можно от­дать, его нужно пройти целиком самому, хотя бы в воображе­нии, а потом подробно записать. Вот это и будет должностная обязанность или Мастырь — образ рабочего места.

Начинать тут, конечно, нужно с главных дел — больших уча­стков, которые впоследствии станут производствами, цехами или отделами. И отдавать их нужно не просто работникам, а своим Помощникам, по сути, заместителям.

А уж они пускай сами думают, как раздать себя, то есть про­дленного внутрь предприятия тебя, по своим работникам. Иначе говоря, прописывание Мастыр дальше надо делать сквозь По­мощников.

И так место за местом, пока ты вдруг не поймешь, что все предприятие работает без тебя. Тогда ты свободен!..

Может показаться, что я предлагаю делать какую-то работу, которая, может быть, и желательна, но так излишня, что ни один начальник в действительном предприятии никогда не бу­дет ее делать, потому что она просто отвлечет его от действи­тельных дел. Неверно! Любой Начальник делает то, что я опи­сал, но не очень осознавая, чем же он занят. Я всего лишь предлагаю делать это осознанно.

Когда Начальник занимается созданием Описания Жилы? Когда он расписывает все свое предприятие как иерархически увязанную последовательность мест, дающих определенное дос­тоинство?

Тогда, когда он определяет цену этого достоинства в деньгах. Проще говоря, тогда, когда вместе с главных бухгалтером со­ставляет Ведомости на зарплату.

Мало кто рассматривал этот документ в качестве Образа мира. Но это только потому, что нас приучили считать, что Образ мира — понятие географическое. А на самом деле он гораздо больше понятие общественное, и основа его — описание устрой­ства общества, Велик-стола, за которым на княжеском пиру при­глашенные в мир кормятся. Или получают деньги на кормление.

Вот эта бумага и есть обычно завершение работы Начальника на предприятии. Далее дело передается Руководителю, чтобы он объяснил людям, за что они получают свои деньги, и научил, как их надо отрабатывать. Но об этом позже.

Расписывать творение образа предприятия подробнее не имеет смысла, потому что все остальное, что для этого необходимо, или уже имеется в Материке и Сулопе, или же может быть взято в Стодне из рассказов об источниках силы, скажем, из таких, каким является Закон о предпринимательстве.

Тонкости же и детали образов предприятий разрабатывают­ся, исходя из общего понятия решениязадачи, которой являет­ся предприятие, как способ преодоления помех выживанию на Земле. Иными словами, детали предприятия разрабатываются Разумом естественно, стоит только понять, что предприятие — это задача.

Поэтомуобучаться надо не тому, как делать предприятие. Это приведет к запоминанию образцов, а тому, как решать зада­чи или думать. Но это особый курс, который кратко не расска­жешь.

Тем не менее, об этом можно сказать такую вещь: думать — это естественное состояние Разума. Чистый Разум делает только одно — думает, создавая образы преодоления помех выживанию. Его даже не надо этому учить, он все придумает сам. Достаточно снять проклятия, запреты и прочие помехи его работе. Вот это и должно быть основным содержанием учебного курса раскрытия творческих способностей и обучения начальников, если мы та­кой создадим.

Понимать основные законы обращения силы в нашем мире и научиться думать — вполне достаточно для того, чтобы создать любое предприятие и сделать его успешным.

Однако не надо покупаться на кажущуюся простоту этого совета. Большинству людей кажется, что они умеют думать, только потому, что их голова постоянно занята какими-то мыслями, и временами эти мысли захватывают воображение даже их собе­седников.

Это мышление. Мыслить и думать — не одно и то же. Повто­рю, думать — это решать задачи и решать их, творя Образы дей­ствия и Образы миров. Проверки показывают, чем лучше чело­век мыслит, тем труднее ему думать. Или то, или другое. Хорошие мыслители редко бывают хорошими предпринимателями.

Но именно из-за того, что в общественном мнении мысли­тель оценивается выше, я бы не хотел развенчивать это преду­беждение поспешно. Этому должна быть посвящена отдельная глубоко обоснованная работа.

В заключение же хочу сказать, что, научившись думать в рам­ках Стодня, однажды надо попробовать создать образ предприя­тия, извлекающего силу из совсем иного мира, в Стодне не опи­санного. Написать такой фантастический роман смеху ради. Тогда со всей очевидностью станет ясно, как мы зависим от Сулопа и Материка. Множество самоочевидных вещей поднимут бунт и станут видны.

С этого упражнения может начаться следующий шаг к само­очищению и свободе, который оправдаетвсе усилия, затрачен­ные на изучение предпринимательства.

Предложение написать рассказ можете воспринимать как шутку, но вот учиться писать Начальнику надо непременно, хотя бы потому, что жизнь его все равно заставит это делать.

Заключение

Начальник — это тот, кто творит Начала, Начальные об­разы, ложащиеся в основания нового Мира. Они же — образы нового предприятия. И если мы хотим, чтобы эти образы вопло­тились и исполнялись потом работниками, мы вынуждены запи­сать их в виде Устава предприятия и, самое главное, Мастыр, образов рабочих мест, имеющихся на предприятии, хотя бы в виде Ведомости оплаты труда.

Создание этих бумаг и есть основная работа Начальника. Со­здав их, он может уходить на покой. Время Начал завершилось, пришло время тех, кто будет воплощать эти образы. Время Ру­ководства.

Единственное, что можно к этому добавить, — это то, что творит все эти образы Начальник, находясь как бы на должнос­тиНачальника отдела кадров, поскольку воплощаться они могут только через людей. По сути, работа Начальника отдела кадров во время творения Начал сводится к тому, чтобы раздать эти большие начальные образы считанному числу людей, способных такие образы понять. Их называют руководителями.

Если Начальник подобрал Руководителей для всех составных частей своего предприятия — оно будет жить. Вопрос только в том, где брать таких людей, которые способны вмещать в свое сознание достаточно большие образы, чтобы быть руководите­лями.

Глава 1. Наука полководца и руководителя

Глава 2. Преданность и самопознание

Глава 3. Руководство

Глава 4. Тяжело в ученье

Глава 5. Взаимодействие. Битва за силу

Глава 6. Дееспособность

Глава 7. Образы Разума и Дурак

Заключение

Наши рекомендации